Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2008

Организационный механизм управления интеграцией хозяйственных структур

Стратий Григорий Иванович, соискатель Мурманского государственного технического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
В настоящее время существуют различные стратегии интеграции хозяйственных структур. Одна из распространенных классификаций разделяет интеграцию на вертикальную и горизонтальную. При горизонтальной интеграции происходит объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной сфере деятельности. Как правило, причиной горизонтальной интеграции становится желание компании расширить ассортимент выпускаемой продукции либо географический рынок. Вертикальная интеграция представляет собой объединение предприятий, связанных общим производством, продажей, потреблением конечного продукта.
Цитировать публикацию:
Стратий Г.И. Организационный механизм управления интеграцией хозяйственных структур // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 41-44.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время существуют различные стратегии интеграции хозяйственных структур. Одна из распространенных классификаций разделяет интеграцию на вертикальную и горизонтальную. При горизонтальной интеграции происходит объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной сфере деятельности. Как правило, причиной горизонтальной интеграции становится желание компании расширить ассортимент выпускаемой продукции либо географический рынок. Вертикальная интеграция представляет собой объединение предприятий, связанных общим производством, продажей, потреблением конечного продукта [2].

Современная концепция управления рассматривает механизм как процесс выполнения ряда функций, что позволяет установить область их проявления в ходе воздействия на объект. Подобное понимание функций позволяет выделить их в качестве элементов организационного механизма. Средством реализации этих элементов служат методы и инструменты, как их составные части (подсистемы). В последовательности «функции – элементы – методы и инструменты» достаточно логично и наглядно отражается содержание и порядок действия организационного механизма.

Эффективный механизм управления интеграцией хозяйственных структур должен оптимальным образом сочетать механизмы различной природы:

‑ мотивационный,

‑ экономический,

‑ организационный,

‑ правовой.

Такое соответствие достигается в комплексном механизме управления интеграционными процессами. Предлагается для объекта управления рассматривать такой механизм как функцию ряда переменных:

МУ = F (Ц, К, Ф, М, Р)

 

где

МУ – механизм управления,

Ц – цели управления,

К – критерии управления, количественная оценка целей управления.

Ф – факторы управления – элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие для достижения поставленных целей,

М – методы воздействия на данные факторы управления,

Р – ресурсы управления – совокупный потенциал интеграции, при использовании которого реализуется выбранный метод управления и обеспечивается достижение цели.

При всем многообразии классификационных признаков интеграции хозяйственных структур, таких как размер, уровень, форма, отраслевая принадлежность, процесс интегрирования структур опирается на определенную, разработанную менеджментом стратегию, осуществление которой невозможно без специального механизма.

Механизм управления интеграцией хозяйственных структур формируется каждый раз, когда принимается решение, путем согласования всех его элементов. Принятие решения об объединении хозяйственных структур необходимо проводить путем установления баланса между экономическими и управленческими выгодами и издержками с учетом вероятных перспективных изменений в структуре отрасли.

Главной целью совершенствования корпоративного управления в нефтегазовой компании является формирование эффективной системы менеджмента в соответствии с международными стандартами управления.

На основе анализа существующих форм и концепций интеграции предприятий предлагается классификационная структура видов существующей вертикальной интеграции нефтегазовых предприятий:

‑ полная интеграция (предприятие осуществляет полный цикл производственно-технологического процесса),

‑ неполная или частичная интеграция (часть продукции или сервиса производится самостоятельно, а часть приобретается на рынке),

‑ квазиинтеграция (взаимодействие с другими компаниями, создание альянсов, финансовых групп, ассоциаций).

Существуют три основные фазы преобразования и интеграции нефтегазовых компаний:

‑ простая интеграция с наименьшим числом участников на первичном этапе и простой схемой движения финансовых средств;

‑ фаза укрупнения количества компаний в цепочке интеграции, появление централизации в управлении и распределении денежных потоков;

‑ дивизиональная интеграция, к которой можно отнести современные крупные нефтегазовые холдинги, фаза расширения и укрупнения участников интеграционной цепочки, диверсификация бизнеса и появление финансово-промышленных групп.

Особенность Мурманского региона заключается в географической близости к крупнейшему в мире Штокмановскому газоконденсатному месторождению – 650 км, и ряду других углеводородных месторождений, открытых еще в советское время. Экономический потенциал Мурманской области в вопросах реализации нефтегазовых проектов на Арктическом шельфе трудно переоценить. Здесь расположены крупнейшие промышленные и судоремонтные предприятия, научно-исследовательские и образовательные учреждения. Мурманск располагает незамерзающим морским портом, способным обеспечить заход практически любых типов судов, развитой портовой инфраструктурой, крупными промышленными и транспортными предприятиями.

Из мировой практики известно, что при реализации нефтегазовых проектов до 80% общего объема работ приходится на предприятия, являющихся поставщиками для нефтегазовой промышленности. Разработка крупных углеводородных месторождений требует значительного количества поставок металлоконструкций, оборудования, лакокрасочных материалов, спецодежды, продуктов питания, проведения строительных, геологоразведочных, транспортных, научно-исследовательских и других видов работ и услуг.

Интеграция поставщиков нефтегазовой промышленности – предмет долгосрочного контракта, поэтому существует потребность выстраивания отношений как стратегического партнерства и взаимоотношения профессионалов.

В качестве формы интеграционного взаимодействия поставщиков нефтегазовой промышленности в Мурманской области выбрана ассоциация. Ассоциация «Мурманшельф» является одним из примеров интеграции предприятий на территории данного региона. Она объединяет предприятия, деятельность которых направлена на обеспечение поставок товаров и услуг при реализации нефтегазовых и иных крупных проектов на территории региона.

Таким образом, тенденции развития нефтегазовой отрасли связаны как с вертикальной интеграцией предприятий нефтегазового сектора, так и с интеграцией поставщиков данного сектора промышленности. При реализации проектов значительная часть работ осуществляется поставщиками, что формирует особые требования к качеству, организационной культуре, соблюдению требований безопасности и другим факторам. Отсюда неизбежно следует необходимость интеграции поставщиков нефтегазовой промышленности. При этом необходимо соблюдение функционально-структурных принципов, что обеспечивает гармонизация и устойчивость создаваемой интеграционной формы.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 454 c.

2. Райзенберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.В. Современный экономический словарь. – М.: Инфра-М, 1997. – 480 c.