Концепция развития государственных унитарных картографических предприятий Российской Федерации

Петров Д.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (122), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Петров Д.М. Концепция развития государственных унитарных картографических предприятий Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 135-138.

Аннотация:
Картографические предприятия (КП) имеют статус государственных унитарных и находятся в оперативном управлении различных министерств и ведомств. В соответствии с федеральным законодательством они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и выполняют работы по созданию картографической продукции разных видов и назначения.

Ключевые слова: государственные унитарные предприятия, картография, картографические предприятия



Картографические предприятия (КП) имеют статус государственных унитарных и находятся в оперативном управлении различных министерств и ведомств. В соответствии с федеральным законодательством они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и выполняют работы по созданию картографической продукции разных видов и назначения.

В преддверие перехода на новую форму собственности и предстоящей реструктуризации руководству КП предложено принять новую концепцию развития на ближайшие годы. Основой данного решения стал анализ:

— внешней и внутренней среды функционирования предприятий;

— стратегической позиции КП;

— секторов рынка картографической продукции;

— основных конкурентов.

Стратегические и финансовые цели

Определению стратегии предшествует осознание миссии и целей развития предприятий [1]. Для КП миссия может быть сформулирована следующим образом: обеспечение силовых министерств и ведомств, органов государственной власти Российской Федерации и населения страны различными видами качественной картографической продукции.

На основе миссии определены стратегические и финансовые цели КП [2].

Стратегические цели:

— увеличение доли рынка в каждой из стратегических зон хозяйствования;

— повышение репутации предприятий среди покупателей карт широкого потребления и продукции производственно-технического назначения;

— обеспечение условий развития и внедрения в производство инновационных решений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в подотрасли и на предприятиях.

Финансовые цели:

— обеспечение увеличения прибыли от реализации продукции и услуг, производимых предприятиями;

— упрочение финансового положения предприятий.

Сравнительная оценка степени важности каждой из целей, поставленных перед КП, произведена в виде присвоения ей коэффициента (см. табл. 1).

Таблица 1

Сравнение цели одного уровня и одного соподчинения по степени важности

Цель
Коэффициент
Увеличение доли рынка
0,35
Повышение репутации
0,10
Внедрение инноваций
0,25
Увеличение прибыли
0,15
Финансовая стабильность
0,15

В настоящее время проводится инвентаризация имущества предприятий и анализ их производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Часть КП, имеющих разные потенциальные возможности, сконцентрированы на издании топографических и специальных карт.

Специализированные КП, выпуская в настоящее время около 50% объема издательских оригиналов, нарастив мощности по подготовке карт к изданию, увеличат свою долю рынка до 70%. Таким образом, они станут практически главными поставщиками силовых министерств и будут обеспечивать остальные КП новыми издательскими оригиналами топографических и специальных карт.

Эталонная стратегия «концентрированного роста»

Внедрение инноваций также имеет существенное значение при изложенном выше развитии ситуации на рынке государственного заказа [3]. Внедрение в производство прогрессивных технологий сведет риски потери крупных заказчиков к минимуму. Рост доли рынка карт широкого потребления за счет увеличения ассортимента и диверсификации позволит КП иметь более гибкий стратегический портфель заказов [4]. При спаде государственного заказа КП смогут перенести акцент своей деятельности в эту стратегическую зону хозяйствования. Кроме того, инвестирование в новое полиграфическое оборудование должно вывести продукцию производственно-технического назначения на новый качественный уровень и привлечь новых потребителей.

Однако у КП имеются трудности в достижении поставленных целей, связанные с «человеческим фактором» [5]. Необходимо изменение организационной структуры и системы мотивации персонала.

В связи с ограниченными возможностями КП по совершенствованию организационной структуры, руководство предприятий не сможет провести мероприятия по реконструкции. Организационно-штатная структура останется неизменной за исключением модернизации схемы прямых и обратных функциональных связей с использованием системы DMAIC (define, measure, analyze, improve, control – выявить, измерить, проанализировать, усовершенствовать, проконтролировать).

Для достижения поставленных целей КП предложена эталонная стратегия «концентрированного роста». Она направлена на расширение предприятиями доли рынка картографической продукции в каждом из его секторов и, как следствие, увеличение объемов производства и реализации продукции и рост доходов. На базе основной стратегии разработаны функциональные стратегии (усиление позиций на рынке, развитие рынка и развитие продукта).

Стратегия «усиление позиций на рынке»

На основе всех проведенных анализов и исследований выработаны рекомендации руководству организаций по осуществлению стратегии «усиление позиций на рынке»:

1. Продолжать укреплять репутацию предприятия как надежного поставщика картографической и производственно-технической продукции во всех стратегических зонах хозяйствования. Для этого необходимо:

— повысить качество выпускаемой продукции;

— разработать рекламную стратегию предприятия;

— произвести сертификацию продукции предприятия.

2. Увеличить долю рынка в каждой из стратегических зон хозяйствования. Для этого необходимо:

— укрепить лидерство на рынке создания карт по государственному заказу;

— создать службу маркетинга и сбыта продукции;

— произвести перевооружение (дооснащение) картоиздательских производств новым высокопроизводительным оборудованием;

— внедрить новые системы оперативно-производственного планирования.

Для осуществления стратегии «развития рынка» руководству КП рекомендовано:

— продолжать привлечение новых потребителей карт;

— продолжать наступательную политику на освоенном рынке товаров широкого потребления, проводя стратегию «лидерства в снижении издержек», сохраняя привлекательное соотношение «цена – качество – достоверность»;

— постоянно улучшать качество, дизайн и достоверность ранее изданных карт открытого пользования;

— расширить географические границы рынка товаров широкого потребления.

Для осуществления стратегии «развития продукта» руководству КП рекомендовано:

— повысить качество проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и уменьшить сроки внедрения инновационных решений;

— предложить потребителям образцы карт, разработанные по уникальным технологическим схемам;

— разработать в короткие сроки и выпустить новые виды карт открытого пользования на основе новых технологий, с учетом персонификации продукции;

— направить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и обучение вновь привлеченного персонала на выпуск принципиально новых видов продукции.

Минимизация рисков

При осуществлении мероприятий в соответствии с выбранными стратегиями имеются угрозы и могут возникнуть риски различного характера. К ним можно отнести следующие: политические, экономические, производственные, технологические и коммерческие риски.

Минимизация влияния этих рисков на стратегию развития КП, предупреждение их возникновения, разработка на основе выработанной стратегии сбалансированной системы показателей для мобилизации всего коллектива на выполнение миссии и целей предприятия, а также строгий контроль на каждом этапе – основная задача руководства картографических предприятий на современном этапе.


Источники:

1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. – М.: Экономика, 1999. – 106с.
2. Виханский О.И. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2000. – 296с.
3. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. – М.: Филин, Рилант, 2001. – 276с.
4. Стратегическое планирование / под ред. Уткина Э.Л. – М.: ЭКМОС, 2002. – 238с.
5. Семёнов А.К. Стратегический менеджмент. Практикум. – М. Дашков и К, 2003. – 152с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:30