Активизация предпринимательского потенциала в социально-экономическом развитии села: теоретические подходы и практические аспекты

Фирстков С.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (122), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Фирстков С.И. Активизация предпринимательского потенциала в социально-экономическом развитии села: теоретические подходы и практические аспекты // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 122-126.

Аннотация:
Кризис российской аграрной экономики, начавшийся с конца 80-х годов, сопровождался общим кризисом села и всего сельского сообщества. Ключевая проблема реструктуризации АПК и создания ее новых организационных форм – это преодоление бессубъектности социально-экономической жизни села и формирование новых институтов ее развития. Переход к рыночному социально-ориентированному аграрному хозяйству, придание социальной направленности агробизнеса требует изменений в многоуровневой системе взаимоотношений между субъектами экономики и общественной жизни. Это определяет и новый подход к исследованию процессов дальнейшего развития предпринимательства в АПК.

Ключевые слова: сельское хозяйство, развитие предпринимательства, агропромышленный комплекс, предпринимательский потенциал

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Кризис российской аграрной экономики, начавшийся с конца 80-х годов, сопровождался общим кризисом села и всего сельского сообщества. Ключевая проблема реструктуризации АПК и создания ее новых организационных форм – это преодоление бессубъектности [1] социально-экономической жизни села и формирование новых институтов ее развития. Переход к рыночному социально-ориентированному аграрному хозяйству, придание социальной направленности агробизнеса требует изменений в многоуровневой системе взаимоотношений между субъектами экономики и общественной жизни. Это определяет и новый подход к исследованию процессов дальнейшего развития предпринимательства в АПК.

Все исследователи сферы аграрно-рыночных отношений подчеркивают ее специфичность, разнообразие факторов, включенных в процесс формирования АПК. В рамках неоклассической теории рынка невозможно исследовать сложную взаимозависимость экономических и неэкономических факторов социально-экономической сферы села.

Методологическая проблема исследования социальной функции предпринимательства как «экономическое и социальное» находит свое разрешение в институционализме. Он определяет институты как правила поведения, одновременно ограничивающие и стимулирующие действия хозяйствующих субъектов. «Институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [2].

Предпринимательство в АПК

Достижения институциональной теории также важны для развития теории аграрного предпринимательства, поскольку в рамках данного подхода организации понимаются как открытые системы. Важный методологический принцип исследования ‑ «открытость» аграрного предпринимательства – позволяет решать проблемы активизации социальной роли российского бизнеса. Предпринимательская активность выступает как общественный ресурс всей аграрной экономики и сельского социума. В то же время предприниматель в аграрной сфере должен рассматривать внешнюю среду как ценный ресурс, который необходимо развивать.

Современная российская экономическая среда характеризуется низкой степенью взаимодействия власти и бизнеса. Поэтому необходима разработка и запуск соответствующих механизмов, трансформирующих потенциальную заинтересованность обеих сторон в действующие технологии сотрудничества. Так, через получение синергетического и мультипликационного эффектов достигаются существенные результаты.

Такие задачи призван, в частности, решать созданный в 2008 г. Совет муниципального образования Выселковского района Краснодарского края, который реализует национальные проектов на территории района.

Выселковский район относится к сельскохозяйственным, так как удельный вес данной отрасли в структуре базовых отраслей составляет здесь более 50%. Он развивается динамично, агропромышленный комплекс функционирует стабильно. По состоянию на 1 января 2008 г. на его территории зарегистрировано 30 действующих сельскохозяйственных предприятий, 501 крестьянско-фермерское хозяйство, 22 515 личных подсобных хозяйств. За январь-май 2008 года отгружено сельскохозяйственной продукции на сумму 659 млн руб., что в действующих ценах составляет 129% к соответствующему периоду 2007 года.

Важнейшим приоритетом взаимодействия местной власти и предпринимательских структур АПК является обеспечение роста конкурентоспособности и эффективности сельского хозяйства и на этой основе повышение уровня доходов сельского населения. За январь-май 2008 г. среднемесячная номинальная заработная плата составила 10 357 руб., и по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. возросла на 38,5%.

Инвестиции

Одним из факторов, сдерживающих рост сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий, является недостаток финансовых ресурсов для текущей и особенно инвестиционной деятельности. В стратегии основных направлений социально-экономического развития Выселковского района Краснодарского края, разработанной до 2020 года, определена необходимость привлечения инвестиций в сумме не менее 12,0 млрд руб., в том числе в рамках реализации приоритетных проектов. Например, в разрабатываемой инвестиционной программе «Строительство рекреационной зоны на автодороге «Дон», объем частных инвестиций планируется в сумме не менее 1 млрд руб.

На территории Выселковского района сегодня осуществляются 47 инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на 1 января 2008 г. составил 2279,5 млн руб., что в действующих ценах на 68,3% больше показателей соответствующего периода прошлого года.

В рамках развития АПК в крае было проведено расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. Субсидии из федерального бюджета составили 50 млн. рублей, из краевого – 23,3 млн. рублей. Закончено строительство и проведена реконструкция на 24 объектах. В качестве примера оперативного включения в реализацию национального проекта можно назвать фирму «Агрокомплекс» Выселковского района. Поставки по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства составили 340 млн. рублей.

Для определения инвестиционного потенциала территории была разработана и согласована с краевыми отраслевыми департаментами и управлениями «Стратегия инвестиционного развития МО Выселковский район до 2010 года».

Благодаря реализации инвестиционных проектов предполагается создание на территории района более 700 новых рабочих мест. В связи с этим возникла необходимость взаимодействия бизнеса и власти по подготовке квалифицированных кадров. С этой целью на территории района будет создано профессиональное училище.

Власть и малый бизнес

Важнейшим направлением институциональной деятельности по активизации предпринимательского потенциала в аграрной сфере является стимулирование малого и среднего бизнеса. На территории Выселковского района зарегистрировано 2586 субъектов малого бизнеса, в том числе юридических лиц – 451. На основе краевой целевой программы господдержки малого предпринимательства разработаны следующие инструменты поддержки системы кредитования субъектов малого предпринимательства, в том числе под гарантию МО:

‑ субсидирование процентной ставки по кредитованию,

‑ выделение площадей муниципальной собственности для производственной деятельности,

‑ развитие деятельности профессиональных центров содействия развитию малого предпринимательства.

Следствие сотрудничества власти и малого бизнеса – увеличение объема производства товаров и услуг субъектов малого предпринимательства, который вырос в 2007 г. на 27% по сравнению с 2006 годом и достиг 6,5 млрд. рублей.

Стимулирование малого и среднего предпринимательства на селе – это и поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, сельских кредитных, торгово-закупочных и обслуживающих кооперативов. В районе имеется 22515 личных подсобных хозяйств, которым в 2007 г. выдано 260 кредитов на общую сумму более 45 млн. рублей, субсидий – на 1,6 млн. рублей. В результате модернизации и развития инфраструктурной сети кооперативов образованы 7 перерабатывающих, 12 снабженческо-сбытовых и заготовительных и 32 кредитных кооператива.

Итак, современный этап управления аграрной экономикой и развитие сельских территорий характеризуется переходом к социально-ориентированному типу аграрной политики. Приоритетные нацпроекты позволяют согласовать интересы властных и предпринимательских структур. Формирование механизма взаимодействия аграрного предпринимательства и местной власти является одним из направлений развития институтов гражданского общества в сельской местности, залогом расширения налоговой базы сельских муниципалитетов.


Страница обновлена: 18.04.2024 в 03:35:52