Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2000

Инновационные аспекты развития российского рынка автомобильных масел

Чулок Александр Александрович, факультет экономики, Государственный Университет-Высшая Школа Экономики, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Чтобы принять решение об организации выпуска новых марок автомобильных масел, цен и объемов их продаж, необходимо провести анализ развития данного сегмента рынка. Это дает возможность оценить рыночную структуру и стратегию его инновационного развития.
Цитировать публикацию:
Чулок А.А. Инновационные аспекты развития российского рынка автомобильных масел // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 12. – С. 28-33.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Чтобы принять решение об организации выпуска новых марок автомобильных масел, цен и объемов их продаж, необходимо провести анализ развития данного сегмента рынка. Это дает возможность оценить рыночную структуру и стратегию его инновационного развития.

Известно, что одной из наиболее перспективных инновационных стратегий на данном рынке в настоящее время является организация выпуска синтетических автомобильных масел, позволяющих не только достигнуть высокого качества (на уровне требований, принятых в мире), но и обеспечить существенную экономию минеральных ресурсов.

Основными инструментами анализа могут быть приняты показатели (индексы) концентрации продавцов на рынке [1, 3], использованы экономико-математические модели и метод эвристического ценообразования [2], позволяющие моделировать инновационную стратегию поведения продавцов. Все нижеприведенные показатели рассчитывались на основе данных табл. 1 [4, 5]:

Таблица1

Распределение объемов производства автомобильных масел по годам (тыс.т/год)

Завод

1990

1995

1996

1998

1999

АО "Ангарская НК"

45

4,1

5

2,50

2

АО "Башнефтехим"

305,1

137,3

114,4

67,91

29,2

АО "ЛУКойл-Волгоградский НПЗ"

101,7

53,3

26,7

17,30

23,6

АО "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез"

10

34,4

29,6

181,67

230,9

АО "Новокуйбышевский НПЗ"

44,7

16,5

24,7

6,96

6,9

АО "НОРСИ"

151,2

34

20,8

10,70

17,9

АО "Омский НПЗ"

4,7

17

14,5

6,10

1,3

АО "Рязанский НПЗ"

27,7

18,9

17,4

12,20

19,2

АО "Ярославнефтеоргсинтез"

25

18

21,8

13,50

13

Итого

715,1

333,5

274,9

318,8373

344

                     

На основе данных табл. 1 был осуществлен анализ типа рыночной структуры для рассматриваемого сегмента рынка.

Известно, что выделяют четыре основных (базовых) вида рыночных структур:

‑ совершенная конкуренция,

‑ монополия,

‑ монополистическая конкуренция

‑ олигополия (рыночная ситуация, когда имеет место ограниченное число крупных фирм-участников).

Ключевым критерием, по которому они различаются является монопольная власть, которая находится в прямой зависимости от концентрации продавцов на рынке. Этот критерий отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем он выше, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации в данной отрасли, тем менее конкурентным будет рынок.

Само по себе определение уровня концентрации не представляет проблемы, а вот его использование сталкивается с одним серьезным вопросом: что можно считать размером предприятия?. Для ответа на этот вопрос в данной статье использованы индексы CR и HHI [1, 3]:

1. CR (concentration ratio) ‑ индекс концентрации. Определяется как доля (или процент) от общих продаж отрасли (мощностей или численности занятых, или физического объема выпуска продукции), приходящаяся на несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с долей рынка. Недостатком этого индекса является то, что он не говорит о том, каков  размер фирм, которые не попали в выборку, а также об относительной величине фирм из выборки и структуре отрасли. 

2. HHI (Herfindal-Hirshman Index) ‑ индекс Херфиндаля-Хиршмана. Является наиболее обобщающим показателем, который учитывает как численность фирм, так и неравенство их положения на рынке. Он определяется просто ‑ как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: HHI= , где i - доля i-го предприятия в общем объеме производства, а n- число предприятий.

Индекс Херфиндаля- Хиршмана принимает значения от 0 до 1. Если же считать рыночные доли в  процентах, то его значение будет колебаться от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

С 1982 года HHI служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США [3]. Его основным преимуществом служит способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Кроме того, он предоставляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях различных рыночных структур. Поэтому для анализа структуры рынка мы используем именно этот индекс.

По данным, представленным в табл.1, рассчитаем значения индекса HHI и показателем дисперсий (распределения) долей фирм на рынке ‑  для периода с 1990 по 1999гг.

Таблица 2

Значение показателей HHI и  по годам

Годы

1990

1995

1996

1998

1999

HHI

2577,90

2273,90

2214,16

3782,46

4701,51

 

283,98

250,20

243,56

417,82

519,93

                                  

Рассчитанные в табл. 2 значения индекса HHI прямо связаны с показателем дисперсий долей фирм на рынке () , а именно:

 

HHI= n+ ,

где: =;

- средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n;  n- число фирм.

Приведенная формула позволяет разграничить влияние на индекс HHI числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Как следует из табл.1 и 2, в период с 1990 по 1996 гг. концентрация продавцов на рынке автомобильных масел была меньше, чем в последующие годы, причем наиболее равномерное распределение выпуска было достигнуто в 1996г., когда показатель  принял минимальное значение. Далее же наблюдался рост показателя, что обусловлено увеличением производства на АО "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез".

Из табл. 1 следует, что начиная с 1998г. наблюдалось усиление тенденции к концентрации рынка. АО "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез" стала контролировать более 67% совокупного выпуска масел.

В целом, по НК “ЛУКойл” рост производства сопровождался изменением структуры выпускаемой продукции, в частности, созданием таких инновационных продуктов, как синтетические и полусинтетические масла, данные о которых приведенные в табл. 3 [6].

Таблица 3

Новые моторные масла НК “ЛУКойл”

Масло

Классификация

Преимущества

Зарубежные аналоги

 

“ЛУКОЙЛ – СТАНДАРТ”

(полусинтети

ческое)

SAE 5W-30,5W-40,10W-30,10W-40,15W-30,15W-40,20W-30

  • улучшенные противокоррозионные свойства;
  • предотвращает    осадкообразование и низкотемпературные отложения;
  • легкий пуск двигателя зимой

 

Shell TMO Motor Oil 5W30 (SG/CD);

Shell Helix Ultra 5W40;
Castrol GTX Lichtec

 

 

“ЛУКОЙЛ-ЛЮКС”

(полусинтети

ческое)

SAE 5W-30,5W-40,10W-30,10W-40 b 15W-40; Превышают требования ГОСТ 17479.1

  •  длительный срок эксплуатации;
  •  легкий пуск двигателя зимой;
  •  экономят до 92% топлива;
  •  не влияют на каталитический дожигатель    

автомобиля;

  •  температура застывания ниже  –40 С

Formula Shell synthetic
blend Motor oil 5W-30;

BP Visco5000 5W-40;
Agip Extra HTS;
Exxon Esso Ultra

“ЛУКОЙЛ  - СУПЕР”

(полусинтети

ческое)

SAE 5W-30,5W-40,10W-30,10W-40,15W-30,15W-400

  • широкий спектр применения;
  • термостабильность, работоспособность;
  • высокие противоизносные свойства

Shell TMO 5W-30;
Teboil Gold 5W-30;
BP Visco 3000 Plus

 

 

 

“ЛУКОЙЛ-СИНТЕТИК”

(синтетическое)

 

 

” API SJ /CF-4 SAE 5W-40(превышают требования ГОСТ 17479.1 в ред. 1998 г.)

  • применимы в условиях экстремально высокой температуры;
  • термостабильны;
  • длительный срок эксплуатации;
  • снижает содержание вредных выбросов в выхлопных газах;
  • экологически безопасны ( одобрены  Mersedes-Benz,BMW,Volkswagen,Porshe)

Ethyl Hitec 5909;
Castrol TXT Softec Plus
Elf synhese 5W-40;
Esso Ultron 5W-40;
Shell Helix Ultra 5W-40
Chevron 100% synthetic (5W-50);
Mobil 1 Rally Formula 5W-40

Индекс концентрации HHI позволяет сделать первоначальный вывод о структуре рассматриваемого рынка. По приведенному выше расчету, его значение заключено в интервале 2577,90 ‑ 4701,51, что доказывает наличие олигополии на данном рынке.

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности, требующие больших капитало- и трудозатрат, наличие высокого начального капитала имеют именно такую структуру.

Олигополистический характер рынка автомобильных масел подтверждают следующие факты: для рассматриваемого рынка характерны высокие барьеры входа в отрасль (капитало- и трудоемкость, необходимость наличия высокого начального капитала, долгосрочные патенты и лицензии, ноу-хау), а также значительные инвестиции в НИОКР.

При этом спецификой рынка автомобильных масел является то, что ни один из рассматриваемых заводов не специализируется на выпуске одного товара. Упомянутые в табл. 1 заводы производят широкий спектр продуктов, начиная с топлив, масел, присадок и заканчивая мазутом. Для производства этих вроде бы различных товаров необходимо одно и тоже оборудование, что, безусловно, заметно снижает издержки производства. Таким образом, в рассматриваемом производстве наблюдается положительный эффект масштаба, что является дополнительным подтверждением существования олигополии.

Кроме этого, крупный размер завода обеспечивает существенную экономию на затратах (оптовые скидки при закупке больших партий сырья, долгосрочные контракты с поставщиками и т.д.). Следовательно, крупные фирмы имеют ощутимое преимущество над более мелкими в проведении наступательной инновационной стратегии, что и подтверждает деятельность НК “ЛУКойл”.

 

Таблица1

Распределение объемов производства автомобильных масел по годам (тыс.т/год)

Завод                                        1990      1995      1996    1998        1999

АО "Ангарская НК"                45          4,1         5          2,50         2

АО "Башнефтехим"                 305,1     137,3     114,4   67,91       29,2

АО "ЛУКойл-Волгоградский НПЗ"     101,7     53,3     26,7         17,30     23,6

АО "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез"    10          34,4     29,6         181,67   230,9

АО "Новокуйбышевский НПЗ"            44,7       16,5     24,7         6,96       6,9

АО "НОРСИ"                           151,2     34          20,8     10,70       17,9

АО "Омский НПЗ"                   4,7         17          14,5     6,10         1,3

АО "Рязанский НПЗ"               27,7       18,9       17,4     12,20       19,2

АО "Ярославнефтеоргсинтез" 25          18          21,8     13,50       13

Итого                                        715,1     333,5     274,9   318,8373 344

Таблица 2

Значение показателей HHI и  по годам

Годы                       1990          1995           1996          1998           1999

HHI                         2577,90     2273,90      2214,16     3782,46      4701,51

                            283,98       250,20        243,56       417,82        519,93

Таблица 3

Новые моторные масла НК “ЛУКойл”

Масло          Классификация                                                           Преимущества                           Зарубежные аналоги

 

“ЛУКОЙЛ – СТАНДАРТ”

(полусинтети

  • ческое)   SAE 5W-30,5W-40,10W-30,10W-40,15W-30,15W-40,20W-30   улучшенные противокоррозионные свойства;
  • предотвращает    осадкообразование и низкотемпературные отложения;
  • легкий пуск двигателя зимой

         Shell TMO Motor Oil 5W30 (SG/CD);

Shell Helix Ultra 5W40;
Castrol GTX Lichtec

 

 

“ЛУКОЙЛ-ЛЮКС”

(полусинтети

  • ческое) SAE 5W-30,5W-40,10W-30,10W-40 b 15W-40; Превышают требования ГОСТ 17479.1       длительный срок эксплуатации;
  •  легкий пуск двигателя зимой;
  •  экономят до 92% топлива;
  •  не влияют на каталитический дожигатель    

автомобиля;

  •  температура застывания ниже  –40 С

         Formula Shell synthetic
blend Motor oil 5W-30;

BP Visco5000 5W-40;
Agip Extra HTS;
Exxon Esso Ultra

“ЛУКОЙЛ  - СУПЕР”

(полусинтетическое)    SAE 5W-30,5W-40,10W-30,10W-40,15W-30,15W-400      широкий спектр применения;

  • термостабильность, работоспособность;

высокие противоизносные свойства       Shell TMO 5W-30;
Teboil Gold 5W-30;
BP Visco 3000 Plus

 

 

 

“ЛУКОЙЛ-СИНТЕТИК”

(синтетическое)  

 

  • ” API SJ /CF-4 SAE 5W-40(превышают требования ГОСТ 17479.1 в ред. 1998 г.)      применимы в условиях экстремально высокой температуры;
  • термостабильны;
  • длительный срок эксплуатации;
  • снижает содержание вредных выбросов в выхлопных газах;

экологически безопасны ( одобрены  Mersedes-Benz,BMW,Volkswagen,Porshe)         Ethyl Hitec 5909;
Castrol TXT Softec Plus
Elf synhese 5W-40;
Esso Ultron 5W-40;
Shell Helix Ultra 5W-40
Chevron 100% synthetic (5W-50);
Mobil 1 Rally Formula 5W-40


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Авдашева. С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М. Изд-во Магистр, 1998г.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Том 2. Экономическая школа 1997г.
3. Шерер Ф.М. и Д. Росс. Структура отраслевых рынков. М., 1997г.
4. Каталог смазочных масел, производимых в РФ. М., АО “ЦНИИТЭнефтехим”, 1999г.
5. Масла, топлива, смазки. Рынок продукции. Каталог-справочник. М. Машиностроеное, 1994г.
6. Каталог продукции масел НК “ЛУКойл”. www.lookoil-masla.ru