Современные приоритеты финансовой политики российских корпораций

Дурманов С.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (122), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дурманов С.Ю. Современные приоритеты финансовой политики российских корпораций // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 31-36.

Аннотация:
В современных российских условиях развитие реального сектора имеет устойчивую положительную тенденцию. Это повышает заинтересованность российских корпораций в расширенном воспроизводстве, что сопровождается соответствующим ростом их финансового потенциала. В этой связи возрастает значение фондового рынка как реального механизма привлечения капитала. Повышение капитализации становится важнейшей задачей корпораций – ведь речь идет об использовании дополнительных ресурсов.

Ключевые слова: фондовый рынок, финансовая политика, реальный сектор экономики, капитализация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В современных российских условиях развитие реального сектора имеет устойчивую положительную тенденцию. Это повышает заинтересованность российских корпораций в расширенном воспроизводстве, что сопровождается соответствующим ростом их финансового потенциала. В этой связи возрастает значение фондового рынка как реального механизма привлечения капитала. Повышение капитализации становится важнейшей задачей корпораций — ведь речь идет об использовании дополнительных ресурсов.

Суть процесса капитализации корпорации состоит в интегральной оценке ее состояния. Капитализацию можно рассматривать как рыночную стоимость активов, т.е. стоимость, признанную рынком. Для корпорации капитализация зависит от рыночной стоимости ее акций, которая представляет собой концентрированную оценку обществом ее стоимости, устойчивости, прибыльности, востребованности продукции и т.д. Более того, многие из этих характеристик не присущи самой компании, а определяются внешней средой, например, конкурентной позицией на рынке.

Неразвитость рынка ценных бумаг в России

Повышение капитализации корпорации расчетным путем не позволяет достичь максимального эффекта с точки зрения повышения ее финансового потенциала. Для его реального увеличения требуется выход акций на фондовый рынок. Однако в современных условиях неразвитость рынка ценных бумаг в России сдерживает рост капитализации значительного количества корпораций за счет такого источника капитала как дополнительный выпуск акций. Связано это со следующими причинами:

— еще не завершен в постприватизационный передел собственности, что сдерживает корпорации от выпуска своих акций в свободное обращение в целях защиты от возможного поглощения, осуществляемого за счет скупки акций;

— отсутствуют законодательные требования о прозрачности финансовой отчетности корпораций и информации об аффилированных лицах [1], что способствует распространению инсайдерской [2] формы владения капиталом, незаинтересованной в расширении круга акционеров;

— в большинстве корпораций очень низкий уровень публичности, происходит сокрытие информации о своей структуре и финансовой деятельности.

Ограниченное число эмитентов

При рассмотрении эмиссии акций или облигаций как источников капитала для российских корпораций нужно отметить, что имеет место прямая зависимость между наиболее широко распространенными приемами поглощений и возможностями привлечения финансирования. Проблема заключается в том, что получение действительно внешнего финансирования (как акционерного, так и заемного) в современных условиях существенно увеличивает риск недружественного поглощения (через скупку акций, кредиторской задолженности или создание условий для банкротства). В связи с этим большинство российских акционерных компаний не прибегает к дополнительным эмиссиям с целью неизменности сложившегося распределения акций и сохранения существующей системы управления корпорацией. Поэтому в большинстве российских корпораций значительные доли акционерных капиталов принадлежат оффшорным компаниям или закреплены за номинальными держателями, которые не раскрывают крупных собственников.

Кроме того, в России пока еще высока конфликтность интересов между держателями крупных пакетов акций в управлении акционерным капиталом. Это приводит к тому, что концентрация собственности на российские компании ограничивает свободное обращение акционерных капиталов. Большая часть акций не поступает на массовый рынок и участвует только в сделках, связанных с переходом контроля над корпорациями.

В свою очередь, непрозрачность структуры корпоративной собственности и ее ограниченные объемы, представленные на фондовом рынке, ограничивают стимулы для инвесторов вкладывать свои средства в акции российских корпораций. В результате на российском фондовом рынке представлено ограниченное число эмитентов. Так, в течение 2006-2007гг. ликвидность рынка поддерживалась по 50-60 эмитентам, поскольку именно по их акциям совершались сделки на постоянной основе. Необходимо отметить, что ограниченность числа эмитентов, по акциям которых совершаются сделки на организованных рынках, существенно уменьшает капитализацию фондового рынка в целом.

Активизация применения IPO ради привлечения инвестиций

В то же время на российском фондовом рынке в последнее время происходят качественные изменения, на основании чего можно выделить следующую тенденцию: многие компании реального сектора экономики начали рассматривать фондовый рынок как эффективный механизм привлечения инвестиций. Начиная с 2005 г. в России наблюдается рост первичных размещений акций как по объемам, так и по стоимости акций. Россия является одной из перспективных с точки зрения рынка IРО [3] стран, на рынке первичных размещений появляется все больше компаний, использующих данный механизм для обеспечения роста и развития бизнеса. Процедура IPO позволяет привлечь необходимые ресурсы инвесторов, сформировать публичный имидж компании, оказаться одной из важных маркетинговых акций. Проведение IPO становится свидетельством стабильности развития компании, а, следовательно, повышает ее финансовый потенциал.

Если в 2004 году российскими компаниями было проведено 5 IPO, то в 2005 году их число достигло 15, а за первое полугодие 2006 года было проведено еще 5 размещений акций. Всего за период с 2002 по 2006 год в результате проведения IPO на мировых и российских биржах российские компании привлекли более 20 млрд. долл. Помимо предприятий ТЭК [4] на рынок готовятся выйти компании других секторов, в том числе металлургия, химия и др. [1].

Заинтересованность эмитентов в проведении IРО во многом зависит от специфики структуры собственности и нежелания собственников потерять долю контроля (табл.1).

Таблица 1

Факторы, сдерживающие проведение IPO российскими компаниями

Внешние факторы Внутренние факторы
Недостаточная ликвидность вторичного рынка Концентрация рынка на нескольких ценных бумагах Небольшое количество покупателей Непривлекательная дивидендная политика Отсутствие достаточной информации о компаниях Проблемы законодательного регулирования проведения IPO в России Нежелание акционеров делиться контролем над компанией Необходимость раскрытия значительных объемов информации Большие организационные расходы Развитие рынка долговых инструментов Нежелание акционеров делиться контролем над компанией Необходимость раскрытия значительных объемов информации Большие организационные расходы Развитие рынка долговых инструментов

Важнейший нефинансовый фактор повышения капитализации

Первичное размещение акций является эффективным механизмом привлечения капитала, требующим от компании серьезной предварительной подготовки. Важную роль играют действия ФСФР России [5], направленные на стимулирование интереса к отечественным площадкам. Активизация процессов IРО, а также упрощение процедуры листинга на российских фондовых биржах и ограничение на зарубежных, создают предпосылки для того, чтобы в перспективе отечественный фондовый рынок качественно расширился за счет бумаг новых эмитентов, что окажет важное влияние на общий рост финансовых ресурсов страны.

Следует иметь в виду, что компания, намеренная осуществить эмиссию ценных бумаг, должна быть готова к раскрытию информации о своей деятельности, к необходимости стать прозрачной для открытого рынка. По нашей оценке, на отечественном рынке уже существует порядка 150 публичных компаний, которые создали себе полноценную публичную историю и практически готовы к IPO. Это составляет порядка 1,5% от общего числа открытых акционерных обществ (10 тыс. компаний), которые в принципе могут выходить на первичное публичное размещение ценных бумаг.

При этом оперативное и полное раскрытие информации на российском фондовом рынке особенно важно при проведении размещения. Отношение компании к своевременности и полноте информирования инвесторов является важным конкурентным преимуществом, индикатором качества систем корпоративного управления и уровня корпоративной культуры корпорации в целом. Поэтому качество систем раскрытия информации становится одним из важнейших нефинансовых факторов повышения капитализации.


Источники:

1. О планах IPO российских компаний. Доклад Федеральной службы по финансовым рынкам РФ. – Электронный ресурс. – Название с экрана. www. fsfr.ru

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:15