Концептуальные основы повышения эффективности использования экономического потенциала санаторно-курортного комплекса региона

Меретукова С.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (120), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Меретукова С.К. Концептуальные основы повышения эффективности использования экономического потенциала санаторно-курортного комплекса региона // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 124-128.

Аннотация:
Наличие значительных природных ресурсов позволило создать в стране многопрофильную туристскую систему лечения и отдыха, лежащую в основе функционирования регионального санаторно-курортного комплекса (СКК). Одним из условий практической реализации прав населения на охрану здоровья и благоприятную среду обитания в соответствии с Конституцией РФ, Декларацией прав человека, Международного соглашения по экономическим, социальным и культурным правам выступает санаторно-курортное обеспечение. Оно является составной частью государственной политики и важным разделом системы здравоохранения.

Ключевые слова: туристический бизнес, туризм, экономический потенциал региона, экономика региона, санаторно-курортный комплекс



Наличие значительных природных ресурсов позволило создать в стране многопрофильную туристскую систему лечения и отдыха, лежащую в основе функционирования регионального санаторно-курортного комплекса (СКК). Одним из условий практической реализации прав населения на охрану здоровья и благоприятную среду обитания в соответствии с Конституцией РФ, Декларацией прав человека, Международного соглашения по экономическим, социальным и культурным правам выступает санаторно-курортное обеспечение. Оно является составной частью государственной политики и важным разделом системы здравоохранения [1].

Исключительное значение имеет проведение специальной линии государственной политики, направленной на расширение услуг организаций СКК для улучшения демографической ситуации в регионах и стране в целом.

Многое уже сделано,…

Начиная с 2006 г. демографическая ситуация в России начинает улучшаться. Естественная убыль населения в 2006-2007 гг. соответственно составила 689,5 тыс. чел. и 637,2 тыс. чел., что на 17,3% и 16,8% меньше, чем в 2005 [4]. В определенной степени это связано с началом реализации с 1 января 2006 г. комплекса мер по повышению доступности и качества медицинской помощи, проводимых в рамках национального проекта в сфере здравоохранения.

В целях развития современного конкурентоспособного СКК правительством была принята программа от 02.02.1996 «Развитие курортов федерального значения». В ней было намечено подготовить исполнительными органами и ведомствами (ГКФТ России, Минфином России, Минюстом России и др.) предложения для внесения изменений и дополнений в действующее законодательство по вопросам налогообложения в этой сфере. Но в настоящий момент в соответствии с Земельным кодексом РФ льготы по земельному налогу предоставляются санаторно-курортным и оздоровительным организациям, находящимся в государственной, муниципальной, а также профсоюзной собственности.

…но есть проблемы использования экономического потенциала

Сегодня повышение эффективности использования экономического потенциала регионального СКК затрудняется рядом проблем. Они связаны с изменением условий функционирования комплекса при сохранении основного предназначения – обеспечивать профилактику заболеваний и реабилитацию населения. Такое положение во многом объясняется следующими причинами.

1. Отсутствие общей государственной политики в санаторно-курортной сфере, обосновывающей ее экономическую и социальную значимость; отсутствие приоритетов в области регионального и межрегионального регулирования отрасли, подкрепленных реальными мерами политического, экономического и финансового порядка.

2. Отставание нормативно-правовой базы СКК от изменений, произошедших в организации и экономике комплекса.

3. Обострение финансовых проблем функционирования СКК, вызванных сокращением государственного финансирования через систему фонда социального страхования.

Определимся с концептуальными основами…и – выполнять!

Учитывая указанные недостатки функционирования СКК региона, следует предложить разработку концептуальных положений по повышению эффективности использования экономического потенциала комплекса в современных условиях. Они включают четыре основных компонента, основанных на взаимосвязи экономических, политических, экологических, технологических, социальных и иных процессов, присущих санаторно-курортной сфере региона.

К указанным компонентам следует отнести:

1) институциональный компонент (межведомственная координация деятельности СКК региона по вопросам туристской деятельности при постоянном представителе федерального округа в регионе, формирование и ведение реестра санаторно-курортных организаций региона, создание научно-исследовательского института курортного дела);

2) нормативно-правовой компонент (регулирование отношений между органами государственной власти и организациями СКК, лицензирование санаторно-курортной деятельности независимо от форм собственности, определение системы налогообложения и льгот и др.);

3) экономический компонент (организация и строительство курортной инфраструктуры, улучшение медицинской деятельности организаций СКК, формирование финансовой, маркетинговой стратегий развития СКК региона, информационная поддержка, кадровое и научное обеспечение, регулирование международных экономических отношений);

4) природоохранный компонент (обеспечение мониторинга за использованием лечебных ресурсов, проведение инвентаризации всех видов минеральных вод и лечебных грязей, разработка предложений по проведению ремонтных работ эксплуатационного и природоохранного оборудования в санаторно-курортной сфере региона).

Процесс реализации концептуальных основ повышения эффективности использования экономического потенциала СКК региона предусматривает диспетчеризацию функций учета, контроля и анализа через систему контроллинга (рис. 1).

Система контроллинга обеспечивает выполнение полноценных аналитических функций и организацию информационной поддержки проводимого анализа и контроля. Это позволяет оказывать корректирующее воздействие на содержание концептуальных положений и прогнозирование уровня экономического потенциала СКК региона [3].

Плюс инвестиции, конроллинг и поддержка государства

Собственно региональная программа СКК, в качестве основных разделов, должна содержать:

‑ формирование направлений развития,

‑ оценку объема инвестиционной составляющей по намеченным целям,

‑ способы и источники финансирования,

‑ сроки исполнения по этапам,

‑ социальный и экономический эффект реализации программы,

‑ организацию управления реализацией программы на основе системы контроллинга.

Рис.1. Процесс реализации концептуальных положений по повышению эффективности использования экономического потенциала СКК региона.

Анализ подходов к оценке системного функционирования СКК на региональном уровне показал, что проблемы его развития обусловливаются отсутствием изучения:

‑ закономерностей спроса и предложения в данной сфере;

‑ особенностей функционирования санаторно-курортных организаций в условиях рыночной экономики;

‑ оценки вклада СКК в развитие региональной экономики;

‑ возможности большинства работающих по приобретению путевок за полную стоимость из учета сложившейся цены путевки и фактической зарплаты.

Серьезным препятствием реализации концептуальных основ повышения экономического потенциала является нехватка финансовых ресурсов для предполагаемых темпов его роста. В связи с этим должна активизироваться протекционистская политика государства. В числе таких мер могут быть предложены: льготное обложение, освобождение организаций СКК от налога на имущество и земельного налога [2].

Повышение экономического потенциала СКК региона позволит решить важнейшую задачу активного включения в экономику местной сферы обслуживания, сопряженных отраслей производства и строительства. Это позволит увеличить структурную долю организаций санаторно-курортного комплекса в валовом региональном продукте.

Обеспечение поступательного развития регионального СКК должно проводиться за счет рациональной политики управления. Она должна включать организационные подходы, формы планирования (прогнозирования) и разработку концептуальных положений по повышению эффективности использования экономического потенциала регионального санаторно-курортного комплекса. Перечисленные меры в современных условиях способствуют предоставлению конкурентных санаторно-оздоровительных услуг, высокотехнологичному природопользованию лечебными ресурсами, что в конечном итоге положительно отразится на воспроизводстве трудовых ресурсов.


Источники:

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием. – М. : Норма, 2006.

2. Грисимова Е.Н. Налогообложение : учеб пособие. – СПб. : СПбГУ, 2005.

3. Крутик А.Б., Решетова М.В.Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. – М. : Академия, 2007.

4. О результатах и основных направлениях деятельности Минздравсоцразвития России на 2008 г. и на период до 2010 г. [электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.mzsrrf.ru

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:42:54