Информационная асимметрия как сдерживающий фактор предпринимательской активности и пути ее преодоления

Дроздовская Л.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (120), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дроздовская Л.П. Информационная асимметрия как сдерживающий фактор предпринимательской активности и пути ее преодоления // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 97-102.

Аннотация:
Повышение эффективности в сфере финансового посредничества невозможно без повышения информационной открытости всей экономики. Степень транспарентности информации во многом свидетельствует об уровне экономического развития страны, ее инвестиционной привлекательности и возможности развития предпринимательской активности. Информационная асимметрия, непрозрачность, существующая на финансовых рынках нашей страны, является одним из серьезных сдерживающих факторов.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская активность, финансовое посредничество, информационная асимметрия, информационная открытость



Повышение эффективности в сфере финансового посредничества невозможно без повышения информационной открытости всей экономики. Степень транспарентности информации во многом свидетельствует об уровне экономического развития страны, ее инвестиционной привлекательности и возможности развития предпринимательской активности. Информационная асимметрия, непрозрачность, существующая на финансовых рынках нашей страны, является одним из серьезных сдерживающих факторов.

Возникновение и развитие банковских и любых других экономических кризисов, как правило, связывают с целым набором факторов макроэкономического, структурного и институционального характера. В различных теориях предлагается свое видение причин и путей преодоления возникающих кризисных явлений. В последние годы наибольшую популярность приобрела теория информационной асимметрии, самыми известными представителями которой являются лауреаты Нобелевской премии по экономике — Джордж Акерлоф (George Akerlof), Майкл Спенс (Michael Spence) и Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz) [1, 2]. Основоположники этой школы связывают возникновение банковских кризисов с асимметричными информационными потоками в экономике, недостаточной прозрачностью корпоративного сектора и отсутствием или неэффективностью институтов, призванных решать проблему информационной асимметрии.

Информационная асимметрия оборачивается высоким риском

Информационная асимметрия, информационная непрозрачность субъектов существует и на финансовых рынках нашей страны и является одной из серьезных проблем и сдерживающих факторов развития предпринимательской активности в сложившейся экономической среде. При кажущемся обилии информационных потоков достоверной аналитической информации об участниках рынка очень мало.

Текущая благоприятная экономическая ситуация, характеризующаяся притоком ресурсов в банки из различных источников, вынуждает активизировать кредитную составляющую бизнеса, следовательно, финансовые институты должны быть готовы к расширению, а главное, к систематизации кредитной работы, активному освоению новых сегментов рынка. Характерной чертой отечественной банковской системы является достаточно высокий уровень убытков от операций, связанных с принятием кредитных рисков. Одной из причин является существенная доля кредитного портфеля, который постоянно растет и находится в достаточно большом числе банков в пределах 60–70% от активов (Рисунок 1).

Рисунок 1 — Доля кредитов в активах банков (рассчитано на основании отчетов о развитии банковского сектора и банковского надзора за 2002-2007 гг.)
Рисунок 2 — Динамика роста выданных кредитов и просроченной задолженности (рассчитано на основании годовых отчетов Банка России за 1998-2007 гг.)

Проведенный нами анализ показал, что, начиная с 1998 года, общий объем выдаваемых кредитов ежегодно возрастает, одновременно с этим растет и объем просроченной задолженности (Ошибка! Источник ссылки не найден.). Можно предположить, что вторая причина высокого уровня убытков — низкое качество кредитного анализа в связи с недостатком информации. Вместе с тем, рост объема просроченной задолженности объясняется еще и наличием растущих потребностей экономики в кредитных ресурсах. Так, в России соотношение объема кредитов к ВВП в 2–3 раза ниже, чем в странах Восточной Европы, и в 4–5 раз ниже, чем в Западной. Кроме того, при анализе состава убытков в отечественной банковской системе, можно заметить, что в последние годы 70–80 % их общего объема приходится на долю кредитного риска и 20 % — на рыночный и операционный риски. В развитых западных банковских системах ситуация прямо противоположная. Подобные отличия объясняются наличием в зарубежных банках комплексных систем анализа, обслуживания и востребования задолженности по кредитам [6].

Доходы при наличии доступа к информации, убытки — при отсутствии

Информационную закрытость финансовые посредники традиционно объясняют необходимостью конфиденциальности и защиты прав клиентов. При этом чаще всего апеллируют к статье 22-24 Конституции РФ, устанавливающих неприкосновенность информации о частной жизни лиц, что по нашему мнению, не является правильным, так как, такая закрытость создает для наиболее крупных и мощных кредиторов возможность образования «информационной ренты». Не допуская другие кредитно-финансовые учреждения к информации о кредитоспособности заемщиков, такие кредитные организации перекрывают источники получения достоверных сведений о платежеспособности компаний и частных лиц, и тем самым увеличивают информационную асимметрию и риски принятия неправильных решений. На макроэкономическом уровне такие ограничения выражаются в том, что одни организации получают большие доходы, а другие несут убытки в результате наличия или, наоборот, отсутствия доступа к информации. На уровне банковского сектора и финансовой системы страны в целом подобная ситуация не способствует улучшению инвестиционного климата и грозит опасностью подрыва социально-экономической стабильности.

В условиях рыночной экономики любой кредитор (а не только банки), прежде всего, нуждается в обширной, достоверной и оперативной информации о состоянии экономики в разрезе отраслей, предприятий, обращающихся к нему за кредитом и другими продуктами.

Мы считаем, неправильным ограничивать рассмотрение кредитно-денежных отношений только банковской сферой. Информационная асимметрия присуща и этому сектору кредитно-денежных отношений и также сдерживает предпринимательскую активность.

Информация как товар

В современных условиях любой хозяйствующий субъект должен учитывать все внешние факторы, чтобы выбрать приемлемое для себя сочетание уровней риск/доходность. В этой связи повышается значимость информационной инфраструктуры кредитных отношений, степени информированности о динамике рынков, спроса и предложения на них и наличия оперативной и объективной информации. Мы убеждены, что информация должна поступать не только из банковской сферы (включая Банк России), но и информационных ресурсов государственных органов. Но на текущий момент управление созданием информационных ресурсов государственных органов и организаций обычно осуществляется в рамках решения конкретных задач или выполнения отдельных функций этих органов и организаций. В результате, затруднен эффективный обмен информацией между государственными организациями и, тем более, между различными ведомственными структурами, а также многоцелевое использование государственных информационных ресурсов.

Даже если приложить усилия и существенно улучшить доступ к информации, оставив старую организацию и сложившиеся в банковской сфере подходы, то и в этом случае эффективность совершенствования информационных механизмов может оказаться низкой. Требуется введение качественно новых отношений к информации, информационным ресурсам, рассмотрение информации как продукта (товара). Только такое отношение к информации позволит качественно изменить ситуацию на рынке кредитования и с информационными ресурсами.

Информационно-кредитный рынок

Для успешного развития кредитования, кредитных отношений требуется создание новой базовой информационной инфраструктуры с упрощенным доступом к информации различных ведомств. Инфраструктура должна способствовать развитию предпринимательства всех участников рынка. Для отражения специфических экономических отношений между владельцами и пользователями информационных ресурсов и услуг в качестве посредника при обмене информацией и ее купле-продаже в рамках кредитной системы мы предложили бы такую дефиницию, как «информационно-кредитный рынок» [8]. Необходимо также определить пути координации при его создании, порядок доступа к информации, провести исследование реальных информационных потребностей посредством назначения регулятора [9].

Задачу информационно-кредитного рынка в части обеспечения информацией мы сводим к таким составляющим: определение характера информации, порядка доступа к ней, способы формирования, хранения и обработки, и в итоге, — и это главное — преодоление информационной асимметрии, которая является одним из основных сдерживающих факторов предпринимательской активности на кредитном рынке.


Источники:

1. Акерлоф Джордж Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм George A. Akerlof. The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics, v.84, August 1970, p.488-500. Перевод Е.И.Николаенко

2. Кеннет Эрроу Восприятие риска в психологии и экономической науке Kenneth J. Arrow. Risk Perception in Psychology and Economics // Economic Inquiry, January 1982, v.20, no.1, p.1–9. © Western Economic Association, 1982 Перевод Е.А.Сафировой

3. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и практика. - М., 2000. - С. 138.

4. Годовые отчеты Банка России за 2002-2007 гг.

5. Отчеты о развитии банковского сектора и банковского надзора за 2002-2007 гг.

6. Зражевский В.В. О стабильности банковской системы // Деньги и кредит. - 2007. - №2

7. Бинецкий А.Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса: Учебно-практическое пособие. – М. : ИКФ «ЭКМОС», 2003. – 218 с.

8. Дроздовская Л.П., Рожков Ю.В. «О введении в научный оборот понятия «информационно-кредитный рынок» // Сибирская финансовая школа. - 2008. - № 2(67).

9. Дроздовская Л.П., Рожков Ю.В. «Информационно-кредитный рынок: формирование и регулирование» // Банковское дело. - 2008. - № 7.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:34