Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2008

Особенности реализации региональных инвестиционных программ

Гуркин Антон Викторович, Генеральный директор ООО «Лоран», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 66

Аннотация:
Регулируемая в регионе инвестиционная деятельность должна аккумулироваться в форме комплекса инвестиционных мероприятий, оформляемых в виде региональной инвестиционной программы (РИП) экономического развития той или иной территории на среднесрочную или долгосрочную перспективу. Применительно к переходным условиям экономики страны этот аспект инвестиционной деятельности на сегодняшний день исследован еще недостаточно. Для корректной оценки РИП и выбора ее оптимального варианта необходима научная методология.
Цитировать публикацию:
Гуркин А.В. Особенности реализации региональных инвестиционных программ // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 91-96.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Регулируемая в регионе инвестиционная деятельность должна аккумулироваться в форме комплекса инвестиционных мероприятий, оформляемых в виде региональной инвестиционной программы (РИП) экономического развития той или иной территории на среднесрочную или долгосрочную перспективу. Применительно к переходным условиям экономики страны этот аспект инвестиционной деятельности на сегодняшний день исследован еще недостаточно. Для корректной оценки РИП и выбора ее оптимального варианта необходима научная методология.

Инвестиционная программа развития территории

В литературе отражено разное понимание понятия "инвестиционная программа". Одни авторы рассматривают ее как синтетический свод технико-экономических документов, в которых обосновывается новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение или расширение действующих производственных и других объектов [1]. По другому определению, инвестиционная программа – комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, приобретение технологий и оборудования, подготовку кадров и т.д. Она направлена на создание нового или модернизацию действующего производства товаров (продукции, работ, услуг) с целью получения экономической выгоды. Это не только система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий, но и мероприятия (деятельность), предполагающие их выполнение для достижения конкретных целей [2].

На наш взгляд, инвестиционная программа региона – это локализованный на определенной территории инвестиционный проект, осуществляемый в рамках программно-целевого подхода развития территории, включенный в программу социально-экономического развития региона и отвечающий по своим параметрам целевым установкам федеральной и(или) региональной политики.

Инвестиционные программы развития могут быть различной направленности, финансироваться за счет различных источников, разрабатываться как на федеральном, так и на региональном или отраслевом уровне; различными бывают и их конечные результаты. По сроку реализации инвестиционные программы бывают краткосрочные (1-3 года), среднесрочные (3-7 лет) и долгосрочные (более 7-и лет). По административному уровню бывают федеральными, федерально-региональными, региональными, городскими, районными и т.д. По хозяйственному масштабу – общехозяйственными (общеэкономическими), межотраслевыми, отраслевыми. По целевому назначению - социально-экономическими, социальными, инновационными, научно-техническими, специальными. По источникам финансирования - государственными, региональными, негосударственными, комбинированными.

 

Механизмом реализации региональной инвестиционной программы

Достижение целей инвестиционной программы региона предусматривает создание эффективного функционирования механизма ее реализации. По вопросу структуры механизма реализации региональной программы существуют разные точки зрения, однако принципиальных расхождений между ними нет. Так, ряд авторов [3] к механизму программы относят «общественные институты, реализующие конкретные мероприятия в рамках поставленной цели, а также ресурсы, выделенные для достижения целей». В другой работе [4] под механизмом региональной промышленной политики понимается «система правовых, организационных и экономических мер, содействующих формированию конкурентоспособного производства, повышению его эффективности». Согласно третьему подходу [5], хотя и не акцентируется внимание на содержательной стороне определения этого понятия, но при этом четко обозначают его составные части.

Под механизмом реализации региональной инвестиционной программы мы будем понимать совокупность методов и инструментов, при помощи которых органы регионального управления воздействуют на инвестиционный процесс в регионе с целью обеспечения его социально-экономического развития.

Целевая направленность

Основными целями функционирования рассматриваемого механизма являются:

— мобилизация необходимых инвестиционных ресурсов;

— обеспечение максимальной эффективности от инвестиционных вложений;

— привлечение в регион дополнительных инвестиций и новых инвесторов.

Функции, которые призван выполнять данный механизм, состоят:

— в упорядочении воспроизводственного процесса с помощью формирования благоприятной инвестиционной среды и соответствующей системы государственного регулирования;

— в реализации инвестиционного потенциала территории;

— в формировании мотивационного механизма процесса инвестирования;

•— в снижении возможных противоречий интересов различных инвесторов, участвующих в региональном инвестиционном процессе.

При определении совокупности методов, посредством которых органы регионального управления воздействуют на инвестиционный процесс, следует принять во внимание следующие положения.

Во-первых, механизм реализации инвестиционной программы функционирует в двух плоскостях: с одной стороны, государство (в лице региональных органов власти и управления) может осуществлять непосредственное участие в процессе инвестирования, а с другой - деятельность государства должна быть направлена на создание условий, способствующих оживлению и активизации инвестиционной деятельности.

Во-вторых, функциональная направленность методов наиболее полно раскрывает их содержательную сторону.

Критерии оценки РИП

Сущность и содержание региональных инвестиционных программ во многом отражают показатели их оценки. Методы, которые могут применяться для оценки программы в общем виде должны, по нашему мнению, включать анализ технических, коммерческих, рыночных, организационных, финансовых и экономических аспектов. Кроме того, оценочные заключения должны касаться не только данной конкретной программы, но и отраслей промышленности, связанных с ней, а также экономики региона в целом.

На наш взгляд, возможные следующие показатели оценки РИП:

1) финансовые последствия реализации программы;

2) последствия для здоровья и безопасности жителей региона;

3) экономические последствия для населения региона;

4) влияние на окружающую среду, эстетические и социальные последствия;

5) сопутствующие нарушения и неудобства (внешние эффекты проекта);

6) возможность осуществления программы с социально-политической точки зрения;

7) последствия отсрочки реализации программы;

8) уровень неопределенности и риска при реализации программы;

9) преимущества, получаемые от связи с другими инвестиционными программами (оценка эффекта синергии).

Отбор инвестиционных программ

Как правило, именно эксплуатационные подразделения в большинстве органов регионального управления инициируют процесс отбора инвестиционных программ, готовя и представляя в вышестоящие инстанции свои инвестиционные предложения, включающие, как правило: а) обоснование; б) описание программы и в) оценку (смету) сопутствующих затрат.

При этом необходимо, чтобы подготовка таких заявок шла по стандартным формам, чтобы можно было бы провести обоснованную оценку и сравнение с предложениями, представленными другими подразделениями. В идеале в дополнение к такой описательной информации, эксплуатационные подразделения должны присваивать рейтинг или категорию неотложности каждому своему инвестиционному предложению, чтобы таким образом сообщить центральным органам управления региона о своих приоритетах. Кроме того, прежде чем представлять крупные инвестиционные предложения, эксплуатационным и функциональным службам региональных органов управления следует также оценивать и альтернативные инвестиционные стратегии (например, что лучше - реконструкция или замена).

Оценка такого рода альтернатив должна проводиться на основе стандартной для всех служб методологии, в основе которой лежит процедура сравнения  эквивалентных аннуитетов, порождаемых реализацией сопоставляемых вариантов инвестиций. Этот метод, в отличие от большинства подходов, применяемых при оценке эффективности инвестиций в коммерческом секторе, удобен тем, что позволяет получить сравнительную оценку инвестиционных программ даже применительно к тем взаимоисключающим инвестициям, которые вообще не сопровождаются (во всяком случае - непосредственно) материальной выгодой в форме дополнительных денежных поступлений.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бухвальд Е.М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. - М. : Наука, 1994.

2. Водянов А.А. Инвестиционная политика: каким методам отдать предпочтение? // Российский экономический журнал. - 2001. - № 11-12.

3. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование : учеб. пособие. - Мн. : ИП «Экоперспектива», 1998.

4. Игошин Н.В. Инвестиции: Организация управления и финансирование : учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Мухетдинова Н. Инвестиции и государственная инвестиционная политика // Российский экономический журнал. - 2002. - № 8.

6. Новиков Ю.С. Инвестиции в регионе: проблемы теории и практики. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998.

7. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы / под ред. В.А. Гневко, В.Е. Рохчина. - СПб. : ИРЭ РАН, 2004.

8. Татаркин А.И., Романова О.А. Чеченова Р.И., Филатова М.Г. Региональная промышленная политика: теоретические основы, практика формирования и механизм реализации: Препринт. – Екатеринбург : УрО РАН, 2000.