Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2008

Партнерство государственного и частного капитала в Советской России

Макаров Иван Николаевич, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Липецкий государственный технический университет, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 18

Аннотация:
Совместные проекты государства и частного капитала, получающие в последнее время все большее распространение, зачастую преподносятся как совершенно новое для России явление. Между тем наша страна в период НЭПа накопила значительный опыт подобного сотрудничества. Его анализ крайне необходим для того, чтобы избежать ошибок, уже имевших место в истории, и реализовать лучшие наработки, полученные в то время.
Цитировать публикацию:
Макаров И.Н. Партнерство государственного и частного капитала в Советской России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 46-50.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Совместные проекты государства и частного капитала, получающие в последнее время все большее распространение, зачастую преподносятся как совершенно новое для России явление. Между тем наша страна в период НЭПа накопила значительный опыт подобного сотрудничества. Его анализ крайне необходим для того, чтобы избежать ошибок, уже имевших место в истории и реализовать лучшие наработки, полученные в то время.

Спецификой концессионной деятельности Советской России периода НЭПа является то, что экономико-правовые условия и политика государства были определены стоявшей тогда задачей создания тяжелой промышленности и кардинальной модернизации всех отраслей.

"Восстановление русского производства в собственных интересах иностранного капитала"

Объекты, которые предстояло передать в концессию, а также ресурсная база, определялись советским правительством исходя из критериев технического состояния предприятий. При этом их количество увеличивалось с ростом нехватки финансовых ресурсов государства, необходимых для восстановления и развития народного хозяйства.

Характерной чертой концессий, практикуемых в период НЭПа, являлось привлечение в качестве частной стороны исключительно представителей иностранного капитала. Подобная практика приобрела распространение с 1922 г., когда началось соперничество зарубежных компаний в деле «восстановления русского производства в собственных интересах иностранного капитала» [1].

Анализ концессионной практики НЭПа показывает, что чаще всего концессии предоставлялись в сфере разработки природных ресурсов. Наиболее известные примеры:

‑ асбестовая концессия «Аламерико» на Урале (договор был заключен в 1921 г.);

‑ «Кузбасс-Аик», занимавшаяся разработкой угольных месторождений Кузнецкого бассейна (заключение договора также состоялось в 1921 г., функционирование предприятий концессии показало их превосходство над государственными по всем параметрам);

‑ концессия Г. Синклера, не состоявшаяся по причине японской оккупации (предварительный договор на разработку нефтегазовых месторождений на острове Сахалинбыл подписан в 1922 г.) [2];

‑ «Большое Северное телеграфное общество» ‑ в качестве частной стороны выступали датские предприниматели (годы функционирования 1921-1946);

‑ «Индоевропейское телеграфное общество» («Индо») было образовано частным капиталом совместно с английским в 1922 г.;

‑ «Дерулюфт» (1921 г. немецкой стороне было предоставлено право эксплуатировать воздушные линии), «Дерутра» (1921 г., эксплуатация морских путей, происхождение частного капитала также немецкое);

‑ «Юнкерс-Укрвоздухпуть» (Германия), «Океанское бюро путешествий» (Великобритания), «Русско-Канадско-Американское пассажирское агентство» (1922 г. и позднее).

В отмеченных сферах концессии заключались, как правило, на срок 20-36 лет и предусматривали привлечение иностранных финансовых ресурсов, технологий, оборудования, специалистов. При этом в большинстве случаев эффективность функционирования была выше государственных предприятий, действующих в аналогичных условиях.

Сельскохозяйственная концессия Круппа

Отдельный интерес для изучения представляет концессия в сфере сельскохозяйственного производства (концессия Круппа), заключенная в 1922 г. Согласно первоначальным условиям, ее продолжительность должна была составить 36 лет, а объем привлеченного капитала 40 тыс. фунтов стерлингов.

Концессионеры были обязаны организовать работу зернового хозяйства, создать и оборудовать мастерские и соорудить производственные помещения. Им разрешалось привлечение из иностранных граждан в количестве не более 75% от общей численности служащих и не более 50% рабочих. По завершении срока концессии необходимо было безвозмездно передать в собственность государству все имущество, за исключением животных, 85% стоимости которых государство должно было компенсировать [3].

Первоначальный договор был пересмотрен в 1927 г. вследствие природных условий (почвенные характеристики на части площадей, переданных в концессию оказались непригодными для ведения зернового хозяйства).

Анализ результатов работы данной концессии показал ее высокую эффективность, достигнутую посредством введения новых технологий организации труда и внедрения новой техники. В качестве основных недостатков были признаны исключительно иностранный (немецкий) состав администрации и, как следствие, недостаточный учет местных условий ведения хозяйственной деятельности [3].

Лесохозяйственные концессии

Сотрудничество государственных структур с иностранным капиталом в период НЭПа в сфере лесного хозяйства имело несколько отличий от иных отраслей [3, 4, 5]:

1. В данной сфере была широко распространена такая форма ГЧП [1] как совместное предприятие (СП). В проектах, наряду с иностранным частным капиталом, в равной доле или с некоторым, как правило небольшим, перевесом участвовал государственный капитал в лице государственного треста «Северолес».

2. Главным источником капиталов СП являлись денежные средства, полученные посредством реализации национализированных лесных запасов.

3. С целью ведения беспрепятственной хозяйственной деятельности образованных обществ за пределами СССР и придания им статуса полноценного юридического лица были проведены переговоры с бывшими собственниками лесных угодий.

4. Основой для привлечения частных капиталов в отрасль послужили предложения, разработанные еще в дореволюционный период, что существенно упростило организацию СП.

Совершенствование форм партнерства

Из 163 договоров ГЧП, заключенных в период с 1919 г. до 1 ноября 1927 г., действие 50 было прекращено. Из 113 оставшихся 24 предполагали участие иностранного капитала в форме АО, действующих за пределами СССР или функционирующих в стране и представлявших собой «изъятие из действующих законов (Добролет, Хладэкспорт, Электросельстрой)», а также финансирование частным капиталом экспортных операций [5, c. 53].

Таблица 1. Распределение по сферам экономики форм государственно-частных партнерств, действующих на 1 ноября 1927 года [5, c. 54].

№ п/п

Сфера деятельности

Форма партнерства

Всего

Классические концессии

Совместные предприятия

Техническая помощь

1

Торговля

3

6

9

2

Лесное хозяйство

1

5

6

3

Сельское хозяйство

4

1

5

4

Промыслы

3

3

5

Горная промышленность

17

2

19

6

Обрабатывающая промышленность

23

2

21

46

7

Транспорт и связь

2

1

3

8

Строительство

1

1

9

Итого

53

16

23

92

В табл. 1 приведено распределение договоров ГЧП по сферам деятельности. Из нее видно, что в обрабатывающей промышленности, наряду с классическими концессиями, практически столь же распространенными оказались договора технической помощи. Они предусматривали предоставление в распоряжение СССР на возмездной основе патентов, технических и технологических секретов, новшеств, а также обучение персонала самым на тот период современным способам производства.

Механизмы взаимодействия власти и частного капитала

Эволюция организационной структуры механизма, обеспечивающего взаимодействие власти и частного капитала в период НЭПа, представляет собой результат влияния государственной политики. Она была направлена на административное регулирование всех сфер хозяйственной деятельности, с одной стороны, и необходимостью обеспечения гибкости для взаимодействия с частным капиталом – с другой.

Первоначально специальный орган, занимающийся делами концессий, был создан при Госплане в 1921 г. В 1923 г. при Совнаркоме был образован Главный концессионный комитет. Вместе с тем вопросами смешанных обществ занимались другие структуры [5]. На наш взгляд, подобная организация работы представляется неоптимальной, и обусловленной в большей степени политическими, чем экономическими причинами.

Анализ концессионного опыта СССР периода НЭПа показывает, что данная форма хозяйствования была весьма эффективной в ряде отраслей. Это, в частности, АПК [2], горная и обрабатывающая индустрии и пр. В лесном хозяйстве весьма продуктивной оказалась такая форма партнерства как совместное предприятие.

Опыт Советской России показал, что оптимальной является структура механизма, предполагающая создание специальных органов по вопросам ГЧП по отраслям, в компетенции которых находятся все формы партнерства.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Известия. – 1923. - 27 января.

2. Фурсенко А.А. Династия Рокфеллеров. – Л. : Наука, 1970. – 488 с.

3. Дергачева Н.П. Концессии. – М. : Прибой, 1925. – 138 с.

4. Гаевский П.М. Лесные концессии и колонизация на Севере // Известия. – 1923. - 30 марта.

5. Бутковский В.П. Иностранные концессии в народном хозяйстве СССР. – М.-Л. : Государственное издательство, 1928. – 123 с.