Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2008

Финансовая стратегия компании: необходимость формирования, основные компоненты и принципы построения

Лисовская Ирина Анатольевна, Кандидат экономических наук, доцент кафедры макро- и микроэкономики Россий-ско-немецкой высшей школы управления Академии народного хозяйства при Прави-тельстве Российской Федерации, Россия

Рыжкова Светлана Альбертовна, Коммерческий директор Торгового Дома «Тенет», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 73

Аннотация:
В настоящее время разработка финансовой стратегии является не фантазией или особенностью отдельных «продвинутых» компаний, а необходимостью для всех участников бизнеса, которые видят свою задачу в поступательном развитии и сохранении устойчивого положения на рынке. Одной из важнейших причин потребности в построении и реализации эффективной финансовой стратегии является признание растущего влияния внешних и внутренних факторов на результативность ведения бизнеса.
Цитировать публикацию:
Лисовская И.А., Рыжкова С.А. Финансовая стратегия компании: необходимость формирования, основные компоненты и принципы построения // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 130-134.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время разработка финансовой стратегии является не фантазией или особенностью отдельных «продвинутых» компаний, а необходимостью для всех участников бизнеса, которые видят свою задачу в поступательном развитии и сохранении устойчивого положения на рынке. Одной из важнейших причин потребности в построении и реализации эффективной финансовой стратегии является признание растущего влияния внешних и внутренних факторов на результативность ведения бизнеса.

К числу внешних факторов, оказывающих значительное влияние на развитие компании, следует отнести:

‑ глобализацию бизнеса;

‑ ускорение темпов научно-технического прогресса;

‑ стремительное устаревание используемых технологий;

‑ развитие Интернет-технологий (в том числе для продвижения товара);

‑ резкий рост цен на энергоносители и изменение структуры издержек;

‑ существенные колебания конъюнктуры финансового рынка и пр.

Кроме того, большое значение имеет нестабильность российской государственной политики в области регулирования хозяйственной, в том числе и финансовой деятельности. Следует отметить, что состав значимых внешних факторов постоянно расширяется. Они становятся все более динамичными, а степень их влияния на эффективность бизнеса возрастает.

В этих условиях гарантом успеха является умение компании гибко, своевременно и эффективно адаптироваться к внешним изменениям путем выбора оптимальных вариантов стратегического и тактического развития, максимально соответствующих изменяющейся среде. В полной мере это относится и к управлению финансами. Однако использование преимущественно традиционных технологий управления и опыта, накопленного на начальных этапах трансформационного периода, не позволяет российским предприятиям строить современный действенный финансовый менеджмент.

Внешние и внутренние факторы развития компаний

Основными внутренними факторами развития многих российских предприятий сегодня являются:

‑ активное старение основных производственных фондов,

‑ недостаток высококвалифицированных кадров,

‑ отсутствие устойчивых конкурентных преимуществ продукции

‑ нестабильность финансового состояния предприятия.

Безусловно, это относится не ко всем отечественным компаниям. За годы перестройки отдельные компании превратились в мощные диверсифицированные холдинги. Они объединяют множество отдельных бизнес-единиц, занятых различными видами деятельности.

Эффективное управление такими компаниями возможно только на основе разработки и реализации корпоративной стратегии, включая один из функциональных блоков – финансовую стратегию. В то же время другая часть предприятий, способная к ведению деятельности только в условиях дефицита, «пережила» пик своего развития в период отсутствия конкурентного рынка и теперь оказалась в новой стадии своего жизненного цикла – фазе спада. Для того чтобы эта стадия не стала последней, таким структурам необходима финансовая стратегия, ориентированная, в первую очередь, на поиск путей преодоления кризисного состояния.

Значительные изменения внешних и внутренних условий функционирования российских компаний определили особенности понимания ими современного этапа развития, как признание необходимости:

‑ развития управления стоимостью компании;

‑ создания устойчивых конкурентных преимуществ продукции как отклика на существенное обострение конкурентной борьбы;

‑ формирования имиджа надежного бизнес-партнера, рассматриваемого в качестве одного из конкурентных преимуществ;

‑ создания высокой инвестиционной привлекательности;

‑ обязательности инновационного развития, являющегося неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.

Цель и модули финансовой стратегии

Таким образом, изменение внешних и внутренних факторов развития, формирование ряда особенностей ведения бизнеса создают качественно новые возможности в части продвижения продукции, привлечения более дешевых источников финансирования, расширения инвестиционных возможностей и т.д.

Вместе с тем, возникают и новые угрозы, сдерживающие развитие отечественных компаний: рост импорта, развертывание бизнеса зарубежными фирмами на территории России, инфляционные процессы и пр. В этих условиях формирование и реализация финансовой стратегии, рассматриваемой как эффективный инструмент перспективного управления финансовой деятельностью предприятий, становится крайне актуальной.

Финансовая стратегия – это концепция управления финансовой деятельностью, являющаяся частью стратегического менеджмента организации, направленная на достижение поставленных целей в условиях динамичного изменения внешней и внутренней среды. Одной из главных функциональных целей финансовой стратегии является максимизация рыночной стоимости компании. На наш взгляд, в составе финансовой стратегии фирмы можно выделить 5 главных компонентов (модулей):

‑ инвестиционную стратегию;

‑ стратегию формирования финансовых ресурсов;

‑ стратегию обеспечения финансовой безопасности;

‑ стратегию построения эффективной системы управления финансовой деятельностью;

‑ налоговую стратегию.

Каждый из перечисленных компонентов имеет свои цели (цели 2-го порядка). Они направлены, прежде всего, на обеспечение реализации финансовой и общекорпоративной стратегии.

Принципы построения

Построение финансовой стратегии предполагает применение ряда принципов:

1. Безусловный приоритет корпоративной стратегии фирмы. Несмотря на важность, финансовая стратегия – это одна из базовых функциональных стратегий. Поэтому, имея свои специфические цели и задачи, она должна соответствовать философии, миссии, системе стратегических целей и задач, а также корпоративной стратегии компании;

2. Обеспечение согласованности управления отдельными объектами финансовой стратегии. Учитывая разнообразие объектов управления, стратегический финансовый менеджмент предполагает эффективное интегрирование основных компонентов в единую финансовую стратегию;

3. Инновационная направленность. Финансовая стратегия должна быть постоянно направлена на поддержание инновационного характера развития, рассматриваемого как важнейшее условие и инструмент создания конкурентных преимуществ компании;

4. Предпринимательский характер. По своей ориентированности финансовая стратегия – это стратегия преимущественно интенсивного роста. Ее особенность состоит в активном поиске и выборе управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности, обеспечивающих максимальный прирост целевых параметров;

5. Гибкость, понимаемая как готовность хозяйствующего субъекта к трансформации финансовой деятельности с учетом внешних и внутренних изменений. Это позволяет реализовывать имеющиеся возможности и преодолевать основные угрозы ведения бизнеса;

6. Выбор позиции в отношении допустимости финансовых рисков. Принятие стратегических решений в области управления финансами должно происходить в условиях обоснованного выбора соотношения «доходность – риск». Оценка угроз и их потенциальных последствий в значительной мере имеет субъективный характер. Поэтому в рамках финансовой стратегии должен быть зафиксирован уровень допустимых рисков и программа действий, направленных на управление ими;

7. Обеспечение баланса между стратегическими и тактическими решениями. Только взаимное соответствие и координация стратегических и тактических финансовых решений обеспечивает ранжирование по значимости и срокам исполнения целей и задач и, соответственно, получение заданных результатов.

Выводы

1. Разработка и реализация финансовой стратегии выступает необходимым инструментом развития компании в условиях динамичных внешних и внутренних изменений.

2. Наличие множества объектов управления предполагает выделение отдельных компонентов, интегрированных в единую финансовую стратегию компании.

3. Основой финансовой стратегии является применение ряда базовых принципов, создающих предпосылки для ее эффективной реализации.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Сатклифф М., Доннеллан М. Эффективная финансовая деятельность. Секреты финансовых директоров. – М. :СПб. : Вершина, 2007. – 494 с.

2. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. – 714 с.

3. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – Киев : Ника-Центр, 2004. – 711 с.