Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2008

Особенности развития венчурного предпринимательства в России

Самарина Вера Петровна, кандидат географических наук, Старооскольский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт стали и сплавов (технологический университет)», доцент кафедры экономики и менеджмента, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 80

Аннотация:
В последние годы в рамках инновационного предпринимательства широко обсуждаются возможности венчурного бизнеса как одной из форм технологических нововведений. С позиций государства, развитие наукоемкого и венчурного бизнеса способствует ускорению научно-технического прогресса, что в свою очередь, является важнейшим фактором качественного подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Самарина В.П. Особенности развития венчурного предпринимательства в России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 1. – С. 9-13.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В последние годы в рамках инновационного предпринимательства широко обсуждаются возможности  венчурного бизнеса как одной из форм технологических нововведений. С позиций государства, развитие наукоемкого и венчурного бизнеса способствует ускорению научно-технического прогресса, что в свою очередь, является важнейшим фактором качественного подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство.

 

В то же время, занятие наукоемким и венчурным бизнесом, связанным с коммерциализацией результатов научных исследований, не гарантирует получение эффекта, связано с большой долей риска и вследствие этого снижает его инвестиционную привлекательность.

Существует мнение, что инновационная деятельность более характерна для предприятий малого и среднего бизнеса [2]. Особо подчеркнем - мы не являемся сторонниками позиции, согласно которой развитие малого и среднего бизнеса в венчурной области в России является одним из базовых факторов развития инновационной активности. Скорее, среди малого и среднего бизнеса «высокотехнологичноориентированные» предприятия являются исключением. Это объясняется тем, что наибольший интерес российские представители малого бизнеса проявляют к нововведениям, не требующим значительных инвестиций.

Среди слабых позиций любого малого инновационного бизнеса: ограниченность материальных и финансовых ресурсов, слабость научно-технической базы и нужда в эффективной поддержке со стороны государства.

В то же время, преимущественно добывающая ориентация экономики России формирует системную проблему безработицы, особенно среди образованных, творчески активных специалистов [5]. И именно эта проблема обусловливает особую значимость развития малого венчурного бизнеса как фактора, обеспечивающего дополнительные рабочие места «технической интеллигенции», что, в свою очередь, способствует выравниванию уровня жизни различных слоев населения. Кроме того, высокая конкуренция, создаваемая растущим малым и средним предпринимательством, является одним из факторов, позволяющим решить существующую проблему дефицита предоставления товаров и услуг населению и бизнесу в России.

Как показывает мировая практика, именно крупные промышленные предприятия, имеющие большой запас финансовой прочности и возможность финансирования рисковых программ, получают наилучшие перспективы в инновационном бизнесе. Новаторские проекты крупных компаний имеют наибольший процент реализации, поскольку у разработчиков существует конкретный заказчик, определяющий цель и условия финансирования.

Крупные промышленные предприятия могут осуществлять венчурное предпринимательство  либо на собственной производственной базе, либо путем создания дочерних компаний. В этом случае материнская компания выступает основным держателем акций новой фирмы, устанавливая полный финансовый конт­роль над ее деятельностью, и получает эксклюзивные права на внедрение результатов инновационного процесса.

Имея определенные преимущества перед малыми и средними венчурными компаниям, крупные предприятия также нуждаются в государственной поддержке и дополнительном финансировании на разработку передовых технологий.

В начале века вложение государственных средств в венчурные проекты было вызвано необходимостью импортозамещения. Дальнейшее снижение инвестиций объясняется тем, что основой экономики РФ стало развитие добывающего, в основном, нефтяного сектора: мировые цены на топливо постоянно возрастали, деньги от его продажи лишь частично оседали в стране. Венчурные инвестиции в производство, в т.ч. развитие нефтяного бизнеса, на этом этапе были крайне незначительные. В последнее время эксперты сходятся во мнении, что в российской экономике снова сменился «локомотив» роста. Теперь его обеспечивает инвестиционный бум. И главными его участниками стали крупнейшие госкомпании, которые играют все большую роль в экономике.  В частности, РАО ЕЭС до 2011 г. инвестирует 3,1 трлн. руб., ОАО «РЖД» - до 2010 г. 1,3  трлн. руб. Осуществляются и прямые госинвестиции, например, на развитие всех видов транспорта, дорог, аэродромов, портов и т.д. предприятия Минтранса России получили из бюджета в 2006 г. 120 млрд. руб., в 2007 г. – 186, а в планах 2008 г. – 220  млрд. руб. [1].

Вместе с государственными растут и частные инвестиции, что можно объяснить стагнацией российского фондового рынка, наступившей в этом году вслед за обвалом американского. За первое полугодие 2007 г. прямые инвестиции увеличились на рекордные 23,3% (при этом только за июль на 27%). Очевидно, объем частных инвестиций еще увеличится, поскольку в сентябре 2007 г. Комиссия Евросоюза жестко ограничила участие российского бизнеса в западноевропейских энергетических проектах. 

Основные отрасли, в которые поступали инвестиции в последнее время – нефтяная и энергетическая. Высокорисковые инновационные проекты мало привлекают инвесторов – как частных, так и государственных.

Помимо недостатка финансирования и отсутствия механизмов государственной поддержки венчурных компаний, на наш взгляд, развитие инновационного бизнеса сдерживается монополией Академии наук на научные разработки [4]. Государство поддерживает фундаментальные исследования, осуществляемые РАН, и дает гранты на небольшие проекты, ожидая результативности какого-либо из них.

Существуют опасения, что приток венчурных инвестиций в различные сферы бизнеса еще более сократится, поскольку государство сделало ставку на новый проект – нанотехнологии, на которые надеются как на панацею, разом ликвидирующую российское технологическое отставание.

По сообщению журнала  Newsweek, на развитие Российской государственной корпорации нанотехнологий на ближайшие полтора года бюджетом выделено свыше 5 млрд. долларов [3]. Роснанотех будет создан буквально «с нуля», поскольку в настоящее время даже не имеет ни своего помещения, ни штата сотрудников, инженеров, экспертов.  Еще большие опасения вызывает тот факт, что не сформированы конкретные цели и задачи новой надотрасли. В этих условиях, на наш взгляд, «стягивание» в одну государственную корпорацию всех инвестиционных ресурсов не только не целесообразно, но и крайне ошибочно. Даже при условии успешного проведения «мозгового штурма» и выявлении возможностей и задач новой надотрасли, целевом использовании финансов, существуют следующие вероятности развития ситуации: или наноразработки не приведут к скорому и успешному результату, или зарубежные компании в более ранние сроки получат конечный продукт, закупать который для России будет выгоднее, чем тратить огромные средства для повторного «изобретения велосипеда».

В любом случае, в российской промышленности есть конкретные, насущные задачи, решить которые можно лишь с применением венчурных проектов. И нанотехнологии, оттягивающие внимание, а значит и инвестиции государства и частного бизнеса, даже при условии успешного развития, решить эти задачи не в состоянии.

Несмотря на колоссальную востребованность, инновационные проекты плохо усваиваются в производстве. Это можно объяснить и недостаточностью финансирования со стороны государства и частного бизнеса, и отсутствием механизма господдержки, и авторитарностью РАН, и недопониманием в обществе и во властных структурах необходимости скорейшего развития научно-технического прогресса.

В заключении отметим еще одну существенную причину, сдерживающую развитие венчурного предпринимательства – отсутствие обратной связи между промышленным производством и разработчиками инновационного продукта. Только лишь создание соответствующей инфраструктуры, позволяющей связать интересы заказчика и исполнителя венчурных проектов, позволит преодолеть технологическое отставание России от США, развитых стан Европы и Азии. И здесь возможности очень широки: развитие венчурных фондов, проведение целевых форумов, широкое освещение условий разнообразных тендеров и т.д.

Назрела необходимость разработки политики поддержки венчурного предпринимательства, отдельной программы для малого и среднего бизнеса. На современном этапе развития общества, когда Россия претендует на роль сверхдержавы, стране крайне необходимо сменить имидж «сырьевого придатка» мировой экономики. И переход страны в новое качество невозможен без всестороннего  развития венчурного предпринимательства как основы научно-технического прогресса.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ковалевский А. Зашел бум за разум / А. Ковалевский // Newsweek. – 2007. - №38 (162). – С. 43 - 44.
2. Мацнев О. Венчурное предпринимательство: мировой опыт и отечественная практика / О. Мацнев // Вопросы экономики. – 2006. - № 5. – С. 122 - 131.
3. Парфенов Л. Предстоит сформировать надотрасль / Л. Парфенов // Newsweek. – 2007. - №38 (162). – С. 46 - 47.
4. Самарина В.П. Перспективы развития науки и высшей школы в свете последних изменений, внесенных Высшей аттестационной комиссией / В.П. Самарина, Т.П. Скуфьина, С.В. Баранов // ЭКО. – 2007. - №2. – С. 13 - 27.
5. Самарина В.П. Проблемы выбора участников частно-государственного партнерства регионального уровня / В.П. Самарина // Федерализм. – 2007. - №2. - С.82 - 95.