Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2008

Интегральный показатель экономической надёжности как комплексный результат диагностической оценки функционирования бизнес-процессов

Кабанов Владимир Николаевич, кандидат экономических наук, ведущий специалист Дирекции по капитальному строительству ОАО «Выксунского металлургического завода»., Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
Основной проблемой диагностической оценки функционирования бизнес-процессов организации является сложность их экономической интеграции в общей системе процессного цикла. Для решения данной проблемы необходимо сформировать интегральную схему процессного цикла и на её основе получить интегральный показатель экономической надёжности, позволяющий оценить степень конкурентоспособности системы в целом.
Цитировать публикацию:
Кабанов В.Н. Интегральный показатель экономической надёжности как комплексный результат диагностической оценки функционирования бизнес-процессов // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 1. – С. 163-167.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Основной проблемой диагностической оценки функционирования бизнес-процессов организации является сложность их экономической интеграции в общей системе процессного цикла. Для решения данной проблемы необходимо сформировать интегральную схему процессного цикла и на её основе получить интегральный показатель экономической надёжности, позволяющий оценить степень конкурентоспособности системы в целом.

В качестве базовой основы формирования «интегрального показателя надёжности» экономической системы организации нами предлагается использовать результирующую схему реализации производственного процесса, непосредственно входящую в состав производственно-технической системы.

Производственно-техническая система по своей структуре и составу может изменяться в широких пределах, и эти изменения зависят от вида и объёма выпускаемой продукции (оказания услуг) бизнес-структурой [6, С. 134; 1, С. 86]. Такие системы могут быть как простейшими (с 1-2 типами оборудования), так и весьма сложными, с большими производственными площадями, автоматизированными линиями и т.п. (как, например, в металлургической и машиностроительной отраслях).

Однако все они по своему составу характеризуются определёнными блоками, которые в любом случае имеют как внешнюю, так и внутреннюю среду. Во внутренней среде, по мнению Б.З. Мильнера и С.Д. Ильенковой [2, С. 230; 5, С. 348], непосредственно принимает участие производственный процесс, который оценивается как операционная система по схеме «производство-операция» бизнес-структуры.

Поэтому результирующая схема реализации производственного процесса построена как «операционная система». При этом операционной функцией являются те действия, которые обеспечивают выпуск «выходов» - товаров (услуг) и оцениваются с точки зрения восьми принципов менеджмента, определённых стандартом ИСО 9000:2000. Выполнение организацией этих традиционных принципов будет говорить о том, что организация (бизнес-структура) может создать у себя систему процессного управления и тем самым достигнуть экономической надёжности в своём развитии.

Однако, как считает Е.Г. Ойхман [4], достижение «экономической надёжности» функционирования производственно-операционной системы происходит за счёт постоянной диагностики критериев «надёжности» бизнес-структуры. При этом интегральная диагностическая оценка формируется на основании следующих разновидностей, понятий и свойств «надёжности» системы бизнес-структуры [3]:

1) Надёжность – это способность системы управления сохранять во времени предельные значения признаков и параметров, характеризующих те элементы, которые определяют её способность выполнять требуемые функции в заданном режиме;

2) Структурная надёжность определяет потерю работоспособности, отказ системы;

3) Функциональная надёжность характеризуется сбоями, ошибками в работе;

4) Своевременность – это свойство системы, которое характеризуется вероятностью выполнения работы на заданное время или в данный срок;

5) Точность работы – это свойство системы, которое определяется допустимыми отклонениями результатов от достижения цели;

6) Адаптивность – это свойство систем изменять свою бизнес-структуру и функции в ответ на изменение среды с целью обеспечения заданного критерия качества функционирования.

7) Эффективность – это свойство систем, определяющее соотношение полезного результата управления с затратами и потерями, обуславливающая разработку, создание и эксплуатацию систем управления.

Однако «процессный подход» предусматривает не только такую диагностическую взаимосвязь, но и сквозную верификацию каждого отдельно взятого уровня бизнес-процесса, которая формируется посредством последовательной «балансировки» каждого отдельно взятого звена экономической системы и образует «интегрированную сеть» процессного цикла «Перспектив» бизнес-структуры в целом (рис.).

       

Рис. Интегрированная схема функционирования процессного цикла организации 

(бизнес-структуры)

Соответственно, на рисунке демонстрируется «сквозное» взаимодействие пяти стратегических перспектив, достигаемое за счёт «интеграции» составляющих элементов производственно-операционной системы организации следующим образом:

1. Базовый уровень – вход процессного цикла. На данном этапе рассматривается взаимодействие входных данных, т.е. Р – ресурсы бизнес-структуры.

2. Определяющий уровень – диагностика бизнес-процесса. Данный этап характеризует взаимодействие основных составляющих элементов процессного цикла, т.е. Ф – финансов, ПИП – процесса интеграции производства, ПМ – процесса маркетинга, ПС – процесса сбыта, которые, в свою очередь, являются определяющими звеньями в формировании потенциальной оценки экономической надёжности системы.

3. Оценочный уровень – выход процессного цикла. На данном этапе формируется критерий «удовлетворённости клиентов» (КЛ), который путём «интеграции» всех составляющих процессного цикла на выходе определяет «Интегральный показатель надёжности» организации (бизнес-структуры) (ИПЭН), т.е. производится окончательная оценка уровня надёжности экономической системы в целом.

Отсюда, посредством «средней арифметической взвешенной» представляется возможным оценить «Интегральный показатель надёжности» экономической системы (ИПЭН), который сопрягает в себе неоднородные бизнес-процессы (уровни) и представлен следующим образом:

,  

где ИПЭН – интегральный показатель надёжности экономической системы организации

      (бизнес-структуры);

      ЭНП – надёжность бизнес-процесса экономической системы;

      n– количество бизнес-процессов.

Следовательно, предложенный нами расчёт интегрального показателя надёжности экономической системы организации включает в себя всю диагностическую цепочку оценки взаимодействия как отдельно взятых уровней, так и бизнес-процессов в целом с учётом влияния внешней и внутренней среды на систему их взаимосвязи. При этом полученное значение интегрального показателя экономической надёжности наиболее действенно отражает степень конкурентоспособности функционирования системы бизнес-структуры и является оценивающим, а не формирующим экономическую надёжность значением.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. Управление системой качества посредством процессного подхода : учебник для вузов / под ред. док. экон. наук, проф. Ильенковой С.Д. - 2-е изд., прераб., доп. – 2003. – 223 с.
2. Мильнер Б.З. Теория организации : учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 648 с.
3. Моделирование производственно-сбытовых систем и процессов управления: Монография / под. ред. А.А. Колобова, Л.Ф. Шклярского. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993. – 282 с.
4. Ойхман Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 336 с.
5. Производственный менеджмент: Учебник / под ред. С.Д. Ильенковой. – М. : ЮНИТИ, 2000. – 583 с.
6. Егоршин А.П., Зайцев А.Н. Исследование системы управления. – Н.Новгород : НИМБ, 2000. – 212 с.