Повышение эффективности механизма ресурсного обеспечения АПК

Родин М.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Родин М.Н. Повышение эффективности механизма ресурсного обеспечения АПК // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 1. – С. 120-122.

Аннотация:
Решающую роль в интенсификации агропромышленного производства играет ресурсное обеспечение. В процессе реформирования отечественной экономики формирование рынка материально-технических ресурсов для агропромышленного комплекса проходит с большими трудностями и перебоями.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, материально-техническое обеспечение, ресурсное обеспечение

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Решающую роль в интенсификации агропромышленного производства играет ресурсное обеспечение. В процессе реформирования отечественной экономики формирование рынка материально-технических ресурсов для агропромышленного комплекса проходит с большими трудностями и перебоями.

Политические и экономические реформы современного российского государства усилили дезинтеграционные процессы в развитии российских регионов, произошло разрушение внутреннего рынка, потеряны экономические взаимоотношения между регионами РФ, между промышленными предприятиями и сельским хозяйством. Произошел глубокий кризис в промышленном и сельскохозяйственном секторах экономики. Причины общеизвестны – это диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, дороговизна энергоносителей, безденежье, неплатежи и долги, отсутствие государственной поддержки сельхозпроизводителя, неупорядоченность кредитно-финансовой и налоговой сфер.

Результатом такой политики стало нарастание кризисных явлений, как в сфере ресурсного обеспечения, так и в агропромышленном комплексе (АПК) в целом. За последние годы в сельском хозяйстве не происходит обновления основных фондов, процент их износа по России составляет более 50%.

Сегодня следует признать, что в аграрном секторе отсутствует структура, берущая на себя всю полноту ответственности за своевременное и полное обеспечение сельхозпроизводителей необходимыми им материально-техническими ресурсами. По нашему мнению к возникновению деформированного, неуправляемого рынка средств производства в АПК привело:

− копирование, (без учета особенностей инфраструктуры АПК, сложившейся в России) западного опыта ресурсного обеспечения и технического сервиса сельхозпроизводителей;

− практически полный отказ от государственного регулирования и поддержки производственно-экономических отношений сферы ресурсного обеспечения АПК;

− искажение и игнорирование общепринятых принципов рыночной экономики.

Одним из путей выхода из кризиса является внедрение системы регулируемых рынков товаров производственно-технического назначения для АПК. Основными экономическими методами государственного регулирования рыночных отношений между сельхозпроизводителями и изготовителями средств производства являются:

− бюджетное финансирование целевых мероприятий;

− ценовое регулирование;

− льготное кредитование;

− налоговая система;

− гибкая амортизационная политика.

Бюджетное финансирование в основном выделяется под соответствующие целевые программы и реализуется с помощью следующего механизма:

а) финансирование капиталовложений направляемых на совершенствование производственной и социальной инфраструктуры села, модернизацию и структурную перестройку сельхозмашиностроения, реконструкцию существующих и строительство недостающих объектов инфраструктуры;

б) дотации на материально-технические ресурсы для АПК;

в) ассигнования, выделяемые из бюджетов всех уровней на создание страховых и резервных запасов.

Механизм регулирования цен должен включать в себя следующие меры:

а) ежегодное установление гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию на уровне, сравнимом с уровнем роста цен на материально-технические ресурсы;

б) установление для потребителей АПК льготных цен на ресурсы, имеющие определяющее значение для производства сельскохозяйственной продукции;

в) упорядочение торгово-посреднических наценок;

г) введение заводами-изготовителями системы скидок в зависимости от количества машин, раннего заказа, а также предоплаты поставки;

д) стабилизация цен на энергоносители.

Государственное регулирование кредитных отношений на оптовых рынках продукции производственно-технического назначения АПК заключается в создании и внедрении действенного экономического механизма, позволяющего облегчить доступ субъектов рынка к кредитам, уменьшить давление коммерческих банков на АПК. В связи с этим, механизм реализации системы кредитования должен включать в себя следующие меры:

а) открытие специальной льготной кредитной линии для целевого финансирования федеральных программ развития АПК;

б) предоставление равных условий пользования льготным кредитом субъектам рыночных отношений;

в) развитие лизинговых операций;

г) расширение объёмов поставки материально-технических ресурсов на условиях товарного кредита;

д) организация на базе одного из крупных российских банков специальной финансовой сельскохозяйственной службы (на основе опыта США и Франции).

Основными мерами, направленными на совершенствование налоговой системы являются:

а) снижение ставки налога на добавленную стоимость на сельскохозяйственную продукцию, а также на приобретаемые сельхозпроизводителями материально-технические ресурсы и производственно-технические услуги;

б) уменьшение ставки налога на прибыль в федеральный и региональный бюджеты по предприятиям АПК;

в) снижение ставки налога на имущество для предприятий АПК, относящихся к фондоемким отраслям

г) введение налоговых льгот (на первые годы функционирования) учредителям региональных регулируемых оптовых рынков, направляющих свои средства на поддержку и развитие производственной инфраструктуры этих рынков

Гибкая амортизационная политика является одним из наиболее действенных рычагов регулирования рынка средств производства. Ускоренная амортизация позволяет аккумулировать средства для приобретения новой техники и внедрения прогрессивных технологий в сельское хозяйство в короткие сроки, развивать рынок подержанной техники. Основные меры здесь следующие: дифференциация норм амортизации; введение ускоренных методов амортизации; упрощение порядка применения норм ускоренной амортизации. Зарубежный опыт показывает, что экономическая роль методов ускоренной амортизации заключается в том, что сельскохозяйственные предприятия интенсивно накапливают амортизационные суммы в первые три-пять лет эксплуатации новой техники, когда её надежность позволяет сдерживать рост затрат на ремонт. Это обеспечивает им устойчивое финансовое положение для дальнейшей эксплуатации техники при более низких нормах амортизации, но более высоких затратах на ремонт.


Страница обновлена: 17.04.2024 в 22:33:56