Развитие государственно-частного предпринимательства в современных условиях

Звороно А.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Звороно А.Ф. Развитие государственно-частного предпринимательства в современных условиях // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 1. – С. 108-111.

Аннотация:
На начальном этапе своего развития государственное предпринимательство представляло собой хозяйственную деятельность казенных предприятий, направленную на увеличение доходов государственной казны и экономического обеспечения обороны и безопасности государства. Дальнейшая трансформация казенно-государственного предпринимательства привела к переходу от тотально огосударствленныхк общественно-кооперативным и социально ответственным типам акционерных и частных форм предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, государственное предпринимательство, интеграция

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На начальном этапе своего развития государственное предпринимательство представляло собой хозяйственную деятельность казенных предприятий, направленную на увеличение доходов государственной казны и экономического обеспечения обороны и безопасности государства. Дальнейшая трансформация казенно-государственного предпринимательства привела к переходу от тотально огосударствленных к общественно-кооперативным и социально ответственным типам акционерных и частных форм предпринимательства.

Последующее углубление сегментации рынка, диверсификация производства и применение современных технологий обусловили тенденцию сужения сферы государственного предпринимательства посредством разгосударствления и приватизации, использованию более мягких форм государственного регулирования.

В современных условиях наблюдается активизация государственно-частного партнерства, привлечение частного предпринимательства к реализации общественных проектов, целевых программ, что призвано привлечь частные капиталовложения, перераспределить хозяйственный риск между государством и частными инвесторами, защитить потребителей от роста налогового бремени. Участие частного капитала в государственных программах и национальных проектах способствует повышению эффективности управления и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Рыночные преобразования динамичного развивающегося в научно-техническом отношении, концентрированного производственного потенциала стратегически важных предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ обусловили формирование интегрированных структур. Интеграцию, как одно из приоритетных направлений развития отечественного оборонно-промышленного комплекса, предусматривала и федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006г.)»

В процессе реформирования решались проблемы по созданию эффективной организационной структуры управления интегрированными структурами и экономического согласования интересов предприятий и подразделений, повышение квалификации и трудовой мотивации занятых работников. Достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий внутри корпорации, создание современного корпоративного управления было направленно на обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий интегрированных структур и использование рынка для привлечения финансовых средств, в частности, привлечение внебюджетных инвестиций для финансирования программ создания новых образцов продукции.

Примером интеграции стало создание в 2007 году корпорацией «Оборонпром» холдинга ОАО «Электронные системы», который, как проектируется, объединит 25 предприятий по разработке и производству систем и средств радиоэлектронной борьбы [1]. Поскольку объединяемые предприятия мелкие, то решающим фактором их интенсификации должен стать существенный объем вложений в НИОКР, который, как ожидается, будет получен от государства. Объединяемые предприятия – это технологическая цепочка по разработке и производству радиоэлектроники, которая в результате интеграции должна превратиться в самостоятельные агрессивно развивающиеся предприятия. Посредством акционирования будет создан новый холдинг, доля продаж которого как на внутреннем, так и на внешнем рынке по прогнозу увеличивается в разы.

Интеграция используется и в решении вопросов с сырьевым обеспечением. Дочерняя компания ФГУП «Рособоронэкспорт» - «Оборонимпекс» создала с «Сильвинитом» СП-Камскую горную компанию по добыче карналлита (сырья для производства магния) для «ВСМПО-Ависма» [2]. В условиях нового партнерства будет больше возможностей для получения новых участков месторождений калийно-магниевых солей, строительства горно-обогатительной фабрики, а также привлечения дополнительных инвестиций.

Важным фактором интеграции должно стать создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятий, обеспечивающей надежность поставок и соблюдение контрактных обязательств. Необходимо также совершенствование нормативно-правового обеспечения процесса реформирования путем разработки и принятия необходимых уставных документов и договоров, регламентирующих вопросы создания и функционирования интегрированных структур, решения имущественно-правовых аспектов выбора оптимальной организационно-правовой формы головной компании и участников интегрированных структур, а также решения вопроса о структуре их собственности (уставного капитала).

Для оборонно-промышленного комплекса особо важная проблема – обеспечение социальных гарантий работникам предприятий путем государственной поддержки мероприятий по социальной защите работников, включая внутрипроизводственное обучение, переподготовку кадров, создание дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.

Формирование интеграционных структур оборонно-промышленного комплекса обусловлено необходимостью концентрации оборонно-промышленного потенциала в условиях резкого сокращения государственного оборонного заказа и заказа для государственных нужд, что должно обеспечить:

− повышение степени загрузки мощностей и повышение эффективности управления производством;

− усиление государственного контроля за использованием государственного имущества;

− повышение степени инвестиционной привлекательности предприятий в результате улучшения их финансовой устойчивости;

− создание условий для повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

Холдинговые компании создаются с согласия антимонопольных органов. Однако целый ряд жестких ограничений в отношении создания и деятельности финансовых холдинговых компаний сдерживает этот процесс. Так, например, не допускается создание холдинговой компании, владеющей контрольными пакетами акций предприятий, совокупная доля которых на федеральном или местном рынке определённой группы однородных или взаимозаменяемых продуктов составляет более 35%.

Целый ряд жёстких ограничений предусмотрен в отношении создания и деятельности финансовых холдинговых компаний, более 50% капитала которых составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы.

Весьма сложно соблюсти установленный порядок уведомления и подачи ходатайств о совершении сделок в антимонопольный орган, в случае если последние приводят к ограничению конкуренции. А также неисполнение решений и предписаний антимонопольного органа, являются основанием для признания соответствующих сделок недействительными по иску последнего.

Таким образом, интеграционные процессы, набирающие силу в государственном секторе, нуждаются в серьезной законодательно-правовой поддержке, которая усилит как стимулы, так и повысит результативность в решении экономических, хозяйственно-организационных и социальных проблем.


Источники:

1. Симонова М., Стариков С. А. Теперь электроника // РБК daily. - 21 августа 2007. - С. 4.
2. Шабашов Д., Трушина А. «Сильвинит» поработает на «Рособоронэкспорт» // РБК daily. - 7 ноября 2007. - С. 7.
3. Галанов В.А., Гришина О.А. и др. Управление государственной собственностью на акции. – М. : Финансы и статистика, 2004.
4. Лавров А.М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами. – М.: КомКнига, 2005.
5. Экономика общественного сектора / под ред. профессора Е.Н.Жильцова, проф. Ж.Д. Лафея. – М. : ТЕИС, 1998.
6. Бандурин В.В., Касаткин В.В., Доропов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. – М. : Полиграфресурсы, 2000.

Страница обновлена: 18.04.2024 в 00:18:00