Теоретико-методологические подходы к изучению информационного обеспечения управленческих решений

Бушуева Л.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бушуева Л.И. Теоретико-методологические подходы к изучению информационного обеспечения управленческих решений // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 1. – С. 92-97.

Аннотация:
Под информационным обеспечением понимают процесс удовлетворения потребностей пользователей (менеджеров) в информации, необходимой для принятия управленческих решений. В основе теоретического исследования потребностей менеджеров в информации лежит рассмотрение сущности организаций через метафорические образы организационной теории.

Ключевые слова: управленческие решения, информационное обеспечение, принятие решений



Под информационным обеспечением понимают процесс удовлетворения потребностей пользователей (менеджеров) в информации, необходимой для принятия управленческих решений. В основе теоретического исследования потребностей менеджеров в информации лежит рассмотрение сущности организаций через метафорические образы организационной теории [1].

На наш взгляд, важным является сама идея метафоры, порождающая постоянное движение, трансформацию, циклы и самообновление организаций. В таблице приведены результаты сравнительного анализа различных взглядов ученых на организацию, позволяющие определить преобладающие модели организационного поведения, информационные поля управленческих решений и выдвинуть гипотезы о существовании различных типов информационных культур организаций.

Таблица

Теоретические подходы к формированию системы информационного обеспечения

управленческих решений организаций

В ходе теоретических исследований были сделаны следующие выводы.

Различия в видении организации в значительной мере определяют модели организационного поведения, т.е. доминирующими в мышлении руководства системами убеждений и действиями [2]. По нашему мнению, основные модели организационного поведения соответствуют перечисленным выше метафорам организаций по следующим основаниям:

− образ организации как механизма подчеркивает основные характеристики авторитарной модели – централизацию и контроль;

− биологическая метафора организации хорошо описывает поведение группы, члены которой адаптируются (реагируют и приспосабливаются) к окружающей среде;

− развивающая модель, которая способна быстро и творчески использовать знания и информацию для разработки новых путей к успеху, подобна нейронной сети и вписывается в метафорический образ организации как мозга;

− коллегиальная модель ориентирована на партнерство, командную форму управления, самодисциплину и самореализацию сотрудников, а ее развитие предполагает развитие неформальных и межличностных коммуникаций;

− взаимосвязь метафорического образа организации как политической системы и опеки проявляется через контроль ограниченных ресурсов, систему допуска к информации и ограниченную возможность их передачи.

Анализ информационных полей управленческих воздействий меняется в зависимости от видения организации и от моделей организационного поведения. Можно выделить следующие информационные области управленческих воздействий:

− внутрифирменная информация - при нормативном и регламентирующем управлении (метафорический образ организации как механизма);

− внешняя информация (информация о среде) - при адаптации предприятий к рыночным условиям (метафорический образ организации как живого организма);

− накопленные знания - при использовании информационных систем как средства интегрированного воздействия на принятие управленческих решений (метафорический образ организации как мозга);

− внутрифирменная информация о системе мотивации и стимулирования персонала (метафорический образ организации как носителя культуры);

− распределенная по уровням иерархии информация (метафорический образ организации как политической системы).

Приоритеты менеджеров в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов позволяют выделить преобладающие типы информационных культур и их характеристики.

Нами предложена следующая классификация информационных культур:

− функциональная культура – сконцентрирована на нормативном и регламентирующем управлении внутрифирменной информацией, преимущественно производственной. Характерным для этой культуры является сбор и анализ контрольной информации;

− культура исследования – направлена на формирование системы информации о внешней среде. Менеджеры в этом случае стремятся к пониманию будущих тенденций и нахождению лучшего способа укрепить свою позицию на рынке. В культуре исследования большое внимание уделяется прогнозной информации;

− культура открытости - информация используется как средства интегрированного воздействия на принятие управленческих решений, происходит управление знаниями и активизация творческого потенциала, активное управление переменами. Организации сознательно отбрасывают старые подходы к бизнесу, занимаются поиском новых перспективных идей, обещающих создание новых продуктов и услуг;

− культура взаимодействия - основана на прямом обмене информацией, важной для совершенствования процесса и повышения эффективности. Обмен информацией о возможных срывах и реальных провалах необходим для устранения проблем и адаптации к изменениям;

− культура власти, для которой характерно использование информации для того, чтобы управлять кадрами или влиять на них. Эта культура в наибольшей степени присуща компаниям, где информация служит для управления и контроля не только за производственным процессом, но и за людьми.

Выявление преобладающих типов информационной культуры и их характеристик позволит, на наш взгляд, объяснить потребности менеджеров в использовании конкретных видов информации при принятии эффективных управленческих решений.


Источники:

1. Классики менеджмента / под ред. М. Уорнера; пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб. : Питер, 2001.
2. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. – СПб. : Питер, 1999.
3. Argyris, C., and McGregor, D. The Human Side of Enterprise. – New York: McGraw-Hill, 1960.
4. Bertalanfy, L., and Rosen, R. Old trends and new trends in General System Research. International // Journal of General Systems. – 1979. - № 5.
5. Eisen, A. The meanings and confusions of Weberian “rationality” // British Journal of Sociology. – 1978. - №29.
6. Mintzberg, H. Mintzberg on Management: Inside the Strange World of Organizations. – New York: The Free Press, 1989.
7. Morgan, G. Images of Organization. – Newbury Park, CA: Sage Publications, 1986.
8. Simon, H.A. The New Science of Management Decision. - New York: Harper Row, 1960.
9. Wiener, N. Cybernetics: or Control and Communication in the Animal and the Machine. - New York: Wiley, 1961.
10. Weick, K.E. The Social Psychology of Organizing. Reading, 2nd edn. - New York: Addison-Wesley, 1979.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:50:06