Концепция информационного менеджмента в малом бизнесе

Лавлинский Н.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лавлинский Н.Е. Концепция информационного менеджмента в малом бизнесе // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 1. – С. 86-91.

Аннотация:
Тенденции развития мировой экономики в XXI веке привели к так называемому веку знаний, где информация превратилась в отдельный ключевой ресурс производства. В то же время, качество и эффективность управления компанией во многом зависит от уровня информационного обеспечения менеджмента всех уровней. Указанные причины привели к резкому росту зависимости результатов деятельности организации от информационной системы.

Ключевые слова: малый бизнес, менеджмент, информационные системы, информация, информационное обеспечение, знания, информационный менеджмент

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Тенденции развития мировой экономики в XXI веке привели к так называемому веку знаний, где информация превратилась в отдельный ключевой ресурс производства. В то же время, качество и эффективность управления компанией во многом зависит от уровня информационного обеспечения менеджмента всех уровней. Указанные причины привели к резкому росту зависимости результатов деятельности организации от информационной системы.

Чтобы обеспечить потребности современной компании в информационном обеспечении, создаются все более сложные системы. Специалисты в областях менеджмента и информационных технологий (ИТ) столкнулись с новыми проблемами. На данный факт указывает знаменитый специалист по менеджменту П. Друкер [3]: «Революционные изменения происходят в концепциях». То есть, не следует замыкать проблему на специалистах ИТ, так как изменения глобальны и требуют разработки стратегий. Также в своей работе Друкер отмечает, что именно в XXI веке информационные технологии начинают работать на топ-менеджмент компании. Указанные выше тенденции привели к возникновению нового направления ‑ «информационный менеджмент» (information management).

Из формулировки понятия ясно, что информационный менеджмент — это отдельная, относительно независимая область управления предприятием, которая должна быть основана на новой парадигме и концепции менеджмента [5], то есть учитывать:

− преобладание сетевых структур и отношений;

− высокую скорость изменения предметной области;

− значительное влияние психологических, социологических и политических процессов;

− ориентацию на опережение в конкурентной борьбе и на клиентов компании (так называемый принцип «преэмпции»).

Информационный менеджмент использует те же принципы, что и общий менеджмент и добавляет новые, специфичные. Одним из них можно считать ориентацию на открытые информационные системы и создание информационного общества. Суть подхода состоит в консолидации ИТ разного уровня и реализации в единое информационное пространство. За время развития ИТ количество различных форматов данных, архитектур систем, интерфейсов, модулей и устройств достигло такого разнообразия, что информатизация предприятий превратилась в попытку побороть несовместимость различных стандартов. Кроме того, значительно затруднено взаимодействие между бизнес-структурами в информационном отношении. Это стало большой преградой для развития глобальных корпораций и модели отношений «бизнес – бизнес» [2]. Причем, такая же проблема прослеживается в государственном управлении, когда различные уровни власти или функциональные подразделения не могут свободно обмениваться информацией друг с другом.

Нужно очертить границы понятия «информационный менеджмент» как зарождающегося научного направления. Сегодня развитием идей в этой области заняты, прежде всего, практики, компании, занятые в сфере информационных систем. Такие организации разрабатывают тренинги для управленческого и технического персонала, публикуют свой опыт использования ИТ.

Развитие информационного менеджмента в России находится на низком уровне. Например, А.В. Костров в своей работе вообще не считает нужным давать определение понятию «информационный менеджмент», поскольку оно считается «интуитивно понятным» [4]. Костров указывает, что «поле приложения информационного менеджмента — все этапы жизненного цикла информационной системы». По мнению А.С. Гринберга и И.А. Короля [1], информационный менеджмент — это совокупность методов и средств управления информацией и управление с помощью информации деятельностью предприятия.

Представляется возможным определить этот термин следующим образом: информационный менеджмент — это область знаний по организации и повышению качества информационного обеспечения всех участников бизнес-процессов предприятия для достижения поставленных целей.

Рассмотрев имеющиеся публикации на данную тему, наблюдаем концентрацию внимания на информационных системах как объекте управления. Более интересная позиция отслеживается в работе А.В. Кострова [4], где в содержание информационного менеджмента включены (помимо описанных):

− формирование организационной структуры в области информатизации;

− формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ;

− управление персоналом в сфере информатизации;

− управление капиталовложениями в сфере информатизации и другие.

Сформируем гипотезу о возможности совершенствования системы управления в малом бизнесе на основе информационного менеджмента.

Первым положением будем считать дифференциацию подходов к менеджменту малого и крупного бизнеса. Учитывая особенности управления в малом предпринимательстве, необходима разработка специальных методик, которые должны удовлетворять требованиям ограниченных ресурсов и сокращенных сроков внедрения.

Второе положение относится к тенденциям развития предметной области менеджмента. Допустим, что она расщеплена и включает в себя четыре направления: традиционный (рационалистический, научный), институциональный, виртуальный и информационный менеджмент. Каждое из них содержит в себе определенный набор принципов и положений. Для решения задачи, поставленной в исследовании, необходимо учитывать как классические, так и современные тенденции развития менеджмента как области знаний.

Третье положение заключается в использовании нового подхода к самоорганизации и решению задачи постоянных изменений в компании: гибкого менеджмента, ориентированного на изменения, самоорганизацию персонала и самонастройку бизнес-процессов. Под внедрением гибкого менеджмента мы подразумеваем использование «гибкого» (agile development, extreme programming и т.д.) подхода в разработках в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [7, 8]. Такие подходы разработаны в качестве основы для системы менеджмента ИКТ-компаний, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Основное предположение в гибком менеджменте состоит в отсутствии постоянства требований заказчиков и большая скорость изменений процессов.

Также в идеологию гибкого менеджмента включены принципы снижения «бюрократизированности» бизнес-процессов и концентрация на мотивации людей и конечном результате, нежели на формальной стороне (путях достижения результата). Гибкий подход позволяет быстро и адекватно реагировать на изменения во внутренней и внешней среде компании.

Используя принципы информационного менеджмента, также предположим, что система управления компании может быть значительно улучшена с помощью проведения определенных действий по разработке информационной бизнес-системы (ИБС) как центра интеграции ИКТ.

Таким образом, используя полученный понятийный аппарат и концепцию, разработана методика создания информационной бизнес-системы в малом бизнесе. Методика учитывает наличие различных систем принципов и концепций в современной теории и практике управления, а также опирается на имеющиеся знания в области информационного менеджмента. Разработка предложенной концепции представляется перспективной с точки зрения решения задач малого бизнеса в России в области менеджмента. Наиболее важная из них, стоящая перед индустрией информационных технологий и менеджментом компаний, это экономическая эффективность информационных систем и максимизация положительных эффектов от использования информационно-коммуникационных технологий. В этих областях есть обширные возможности по исследованию и разработке новых методик.


Источники:

1. Гринберг А.С., Король И.А. Информационный менеджмент : учеб. пособие для вузов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с. — ISBN 5-238-00614-4.
2. Данько Т.П и др. Электронный маркетинг : учеб. пособие / под ред. Данько Т.П., Завьяловой Н.Б., Сагиновой О.В. — М. : ИНФРА-М, 2003. — ISBN 5-16-001618-X.
3. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. : пер. с англ. — М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. — 272 c. — ISBN 5-8459-0127-8.
4. Костров А.В. Основы информационного менеджмента : учеб. пособие. — М. : Финансы и статистика, 2003. — 336 c. — ISBN 5-279-02314-0.
5. Менеджмент в XXI веке: сборник научных трудов, статей и учебных материалов / под общ. ред. В.И. Видяпина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Палеотип», 2005. — 656 c. — ISBN 5-94727-091-9.
6. Monash university. Information management & systems: Информационный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sims.monash.edu.au. — Загл. с экрана.
7. Agile manifesto: Информационный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://agilemanifesto.org/, свободный. — Загл. с экрана.
8. Agile Russia. Russian agile community: Информационный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://agilerussia.ru/. — Загл. с экрана.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 11:26:42