Обеспечение финансовой устойчивости системы страхования вкладов в Российской Федерации

Кривенцов К.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кривенцов К.И. Обеспечение финансовой устойчивости системы страхования вкладов в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 126-130.

Аннотация:
Система страхования вкладов (ССВ) была создана в нашей стране в конце 2003 года на основании Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» №177-ФЗ от 23.12.2003 (далее – Закон). Затем на его основе в начале 2004 г. в целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов была создана государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Ключевые слова: банковская система, банковский бизнес, финансово-кредитная система, система страхования вкладов



Система страхования вкладов (ССВ) была создана в нашей стране в конце 2003 года на основании Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» №177-ФЗ от 23.12.2003 (далее – Закон). Затем на его основе в начале 2004 г. в целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов была создана государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство).

Одним из принципов системы страхования вкладов является сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков банков в случае неисполнения банками своих обязательств. Для нормального функционирования ССВ и обеспечения деятельности Агентства в соответствии с Законом был создан Фонд обязательного страхования вкладов (далее – Фонд). Указанный Фонд независимо от источников его формирования является собственностью Агентства, и в случае наступления страховых случаев именно за счет его средств Агентство осуществляет выплаты вкладчикам банков, не исполняющих свои обязательства.

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет ряда источников, основными из которых являются страховые взносы и разовый имущественный взнос. Страховые взносы уплачиваются ежеквартально, начиная с момента внесения банка в реестр банков-участников ССВ и до отзыва лицензии либо исключения банка из указанного реестра. Стандартная ставка страховых взносов составляет 0,15% от расчетной базы (суммы вкладов). Вместе с тем статья 36 Закона предусматривает возможности как для увеличения, так и для уменьшения указанной ставки.

В случае необходимости ставка страховых взносов может быть увеличена до 0,3%. В том случае, если сумма всех средств Фонда превышает 5% от общей суммы вкладов в банках, ставка страховых взносов должна быть уменьшена до 0,05%. Как только сумма средств Фонда превысит 10% от общей суммы вкладов в банках, уплата взносов банками прекращается. После того как сумма средств Фонда составит менее 10% от суммы вкладов в банках, уплата взносов возобновляется.

Согласно статье 50 Закона, на первоначальном этапе государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» располагает суммой в 3 миллиарда рублей. Большая часть этих средств (2 млрд.) передается в Фонд. Оставшаяся сумма направляется на осуществление Агентством иных мероприятий. Несмотря на то, что данный взнос являлся единовременным, в начале работы Агентства он составлял значительную часть Фонда и был гарантирован законодательством.

В соответствии со статьей 13 Закона, после выплаты вкладчикам возмещения по вкладам права по требованиям к банку (в пределах произведенных выплат) переходят к Агентству. В случае банкротства банка требования Агентства подлежат удовлетворению в первой очереди кредиторов. Необходимо отметить, что данный источник пополнения Фонда является крайне ненадежным, поскольку ряд банков-банкротов неспособен удовлетворить требования даже кредиторов первой очереди. Таким образом, часть денежных средств, потраченных из Фонда и подлежащих возвращению в него, Агентство не получает.

Инвестирование должно осуществляться Агентством с учетом принципов возвратности, прибыльности и ликвидности. В целях соблюдения этих принципов законодательство установило ряд ограничений, относящихся к объектам инвестирования. При этом определение порядка и условий размещения средств, их предельный размер и направления инвестирования определяются Агентством самостоятельно. Пункт 3 статьи 38 содержит закрытый перечень объектов инвестирования. Благодаря указанным ограничениям риск убытков от инвестирования несколько снижен.

Все указанные источники призваны обеспечить нормальное функционирование ССВ. Основными источниками формирования Фонда являются имущественный взнос и страховые взносы. Однако ограничение размера Фонда - 10% от общей суммы вкладов в банках - не позволит в случае глубокого системного кризиса обеспечить выплату вкладов всем пострадавшим вкладчикам. В случае повторения банковского кризиса в более значительном масштабе у Агентства может не хватить средств для выплат. Между тем, на сегодняшний день страховым случаем, влекущим за собой выплату вкладчикам возмещений, является отзыв у банка лицензии на осуществление банковских операций или введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов коммерческого банка. Таким образом, учитывая тот факт, что размер Фонда ограничен всего 10% от общей суммы вкладов в банках, большая часть вкладчиков в случае «обвала» части банковской системы может не получить возмещения по своим вкладам.

Очевидно, предугадывая гипотетическую вероятность наступления такой ситуации, законодатель предусмотрел возможность для экстренного пополнения Фонда в целях своевременной выплаты вкладчикам причитающегося возмещения. Недостаточность Фонда (его средств) для выплат возмещений вкладчикам банков называется дефицитом Фонда. Как только дефицит Фонда выявлен (а выявлен он будет только после наступления конкретного страхового случая), совет директоров Агентства может обратиться в Правительство Российской Федерации либо за бюджетным кредитом (если дефицит Фонда составляет не более 1 миллиарда рублей), либо за выделением Агентству дополнительных средств (если дефицит превышает 1 миллиард рублей).

Однако даже такие меры не гарантируют вкладчикам соблюдения их интересов. Во-первых, процесс получения средств из бюджета занимает некоторое время. Во-вторых, законодательством допускается ситуация, когда в бюджете не будет необходимых средств для устранения дефицита Фонда. В этом случае Правительство Российской Федерации направляет в Государственную думу предложения о внесении изменений в закон о бюджете. Рассмотрение проекта и выделение необходимых средств могут занять весьма продолжительное время. Все это время вкладчики банка будут нести убытки, которые им не будут компенсированы. Ведь в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» после отзыва у кредитной организации лицензии начисление процентов практически по всем обязательствам банка запрещено. Таким образом, система не сможет обеспечить вкладчикам устранение неблагоприятных последствий, связанных с прекращением деятельности банка. Хотя законодательством и прописан порядок восстановления Фонда (за счет установления повышенной ставки страховых взносов), это не гарантирует соблюдения интересов вкладчиков. Таким образом, одна из основных целей создания системы страхования достигнута не будет.

Для достижения целей системы страхования вкладов необходимо, чтобы Фонд составлял как минимум 60% от общей суммы вкладов в коммерческих банках. Кроме того, для большей гарантии интересов вкладчиков необходимо предусмотреть направление части средств, поступающих из источников формирования Фонда, в некий резервный фонд. Например, часть суммы (не менее 70%) страховых взносов, поступающих от банков, должна направляться в Фонд, а другая часть в резервный фонд. Законодательно можно установить, что максимальный совокупный размер средств, находящихся в обоих фондах, не должен превышать 100% от общей суммы вкладов в банках. Только таким образом можно обеспечить соблюдение интересов всех вкладчиков. После того как максимальная сумма средств фондов будет достигнута, уплата страховых взносов банками прекращается до тех пор, пока общая сумма вкладов не превысит сумму фондов.

Указанные меры позволят полностью соблюсти принцип сокращения рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств. При этом не важно, сколько именно банков единовременно не смогут исполнять свои обязательства.


Источники:

1. Российская Федерация. Законы. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации : федеральный закон : №177-ФЗ : от 23.12.2003.

2. Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности : федеральный закон : №395- 1 ФЗ : от 02.12.1990.

3. Официальный сайт Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов. – Электронные данные – Режим доступа: http://asv.org.ru/ - Заглавие с экрана.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:15:53