Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2008

Формирование инновационных кластеров как важнейшее направление развития малого наукоемкого предпринимательства

Нестеренко Юлия Николаевна, к.э.н., доцент, декан экономического факультета российского государственного гуманитарного университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 25

Аннотация:
В условиях трансформации экономики России и перевода ее на инновационный путь развития большое значение приобретает формирование единой государственной инновационной инфраструктуры. При этом важно обеспечить усиление интеграционного взаимодействия государства, предприятий крупного и малого бизнеса, организаций науки, университетов и финансовых структур за счет формирования инновационных кластеров.
Цитировать публикацию:
Нестеренко Ю.Н. Формирование инновационных кластеров как важнейшее направление развития малого наукоемкого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 108-111.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В условиях трансформации экономики России и перевода ее на инновационный путь развития большое значение приобретает формирование единой государственной инновационной инфраструктуры. При этом важно обеспечить усиление интеграционного взаимодействия государства, предприятий крупного и малого бизнеса, организаций науки, университетов и финансовых структур за счет формирования инновационных кластеров.

Расширение деятельности кластеров актуально для подъема отечественной экономики, учитывая, что они являются формой совместного предпринимательства, основанной на сочетании деятельности:

‑ учебных и научных учреждений, осуществляющих исследования и конструкторские разработки;

‑ промышленных предприятий различных размерных классов, использующих полученные результаты для непрерывного воспроизводства инноваций;

‑ финансовых структур, государственных организаций и местных органов власти, обеспечивающих ресурсную и институциональную поддержку инновационных процессов.

Кластерные сети выступают эффективным инструментом повышения конкурентоспособности сначала отдельных территорий, а затем и страны в целом. Они являются точками роста экспортно-импортного баланса регионов, важным механизмом развития частно-государственного партнерства в научно-производственной сфере, условием повышения инновационной активности субъектов малого бизнеса.

Малые наукоемкие предприятия за счет вступления в инновационные кластеры обеспечивают стабильность и надежность деятельности, усиливают существующие конкурентные преимущества и приобретают новые. Это оказывает положительное влияние на рост конкурентоспособности малого инновационного бизнеса в целом.

В современной России применение кластерного подхода для расширения активности малых инновационных предприятий (МИП), несмотря на его очевидную эффективность и перспективность, не имеет распространения по масштабам и результатам.

К числу основных проблем, препятствующих широкому и эффективному применению кластерных технологий в стране для развития наукоемкого предпринимательства, можно отнести следующие. Во-первых, российская наука в большей степени ориентирована на фундаментальные исследования, а существующие инновационно-технологические центры занимаются в основном продажей ноу-хау и технологий.

Во-вторых, в стране отсутствует единая государственная политика формирования инновационных кластеров, что не стимулирует развитие взаимодействия между уровнями исполнительной власти при реализации кластерных проектов и не обеспечивает поддержки кластерных инициатив.

В-третьих, у нас недостаточно развиты соответствующие государственные и общественные институты, стимулирующие связи между крупными и малыми инновационными предприятиями, научными и учебными организациями, финансовыми структурами и инвестиционными компаниями. Это приводит к неэффективной координации действий между субъектами инновационной инфраструктуры.

В-четвертых, органы законодательной и исполнительной власти недостаточно информированы в вопросах применения кластерного подхода и его роли в развитии малого инновационного бизнеса. Этим обусловлено отсутствие в данной области квалифицированных специалистов и эффективной методологической базы, которые могли бы обеспечить применение кластерных организационных технологий. Причем в вопросе подготовки кадров существует две стороны. Науке необходимы специалисты по инновационному менеджменту и интеллектуальной собственности, способные ориентировать научные исследования на потребности рынка. Промышленность же нуждается в менеджерах по коммерциализации инновационной продукции и технологий.

Пятой серьезной проблемой является недостаточный уровень развития кооперации между промышленными предприятиями различных размерных классов, а также между наукой и производством. Несмотря на общемировую тенденцию усиления интеграционного взаимодействия субъектов малого и крупного бизнеса, в основе которой лежит стремление к взаимному сотрудничеству, получению общей выгоды и формированию положительного синергического эффекта, система субконтрактации, аутсорсинга, франчайзинга не является в России распространенной.

Недостаточно активно развиваются и связи производственных предприятий с научными организациями. Большинство крупных компаний, как правило, обслуживаются отраслевыми НИИ, они мало взаимодействуют с субъектами малого инновационного бизнеса, не формируют собственные подразделения НИОКР, что отрицательно сказывается на характере и масштабах их деятельности.

В целях стимулирования малого наукоемкого бизнеса в стране и активизации его деятельности в рамках инновационных кластеров предлагаем:

‑ принять федеральную целевую программу по реализации кластерных проектов;

‑ обеспечить свободное вхождение МИП в кластерные инновационные сети;

‑ предоставить информационную и консультационную поддержку;

‑ осуществлять финансирование деятельности МИП на условиях государственно-частного партнерства и привлекать к этому процессу не только средства федерального, региональных и местных бюджетов на условиях долевого финансирования, но и венчурных фондов, крупных компаний, коммерческих банков;

‑ предусмотреть обучение представителей краевых, районных и муниципальных администраций, профессиональных и бизнес-сообществ, руководства научно-исследовательских институтов, ВУЗов, крупных и малых предприятий промышленности и организаций социального сектора экономики основам деятельности инновационных кластеров.

Таким образом, формирование наукоемких кластеров в стране в существенной мере зависит от эффективности проводимой государственной политики в области поддержки инновационного предпринимательства. Она должна предусматривать всю совокупность прямых и косвенных мер:

‑ законодательное обеспечение;

‑ предоставление грантов, льготных кредитов и безвозмездных ссуд;

‑ снижение налоговой нагрузки;

‑ защиту интеллектуальной собственности;

‑ страхование деятельности и снижение рисков;

‑ создание эффективной инновационной инфраструктуры и пр.

Организация эффективного взаимодействия малых предприятий промышленности с крупными компаниями, учреждениями науки и государством в рамках кластерных сетей должна стать важным направлением экономической политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это позволит усилить кооперацию научных организаций, университетов, государства, малого инновационного бизнеса с промышленностью, стимулировать разработки прикладной направленности и увеличить объемы их практического использования, а также решить вопросы увеличения масштабов инновационного предпринимательства и расширения сферы его деятельности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. – 2005. ‑ №4.

2. Баткилина Г.В., Гахокидзе Н.С. Предпринимательские сети в системе интеграционных связей малых и крупных предприятий как фактор реформирования экономики. – М. : Институт экономики РАН, 2003.

3. Вальтер Ж. Содействие развитию инновационных предприятий малого и среднего бизнеса. – М. : Российско-европейский центр экономической политики, 2005.

4. Гринберг Р.С. Перестройка структуры российской экономики – основа модернизации // Проблемы теории и практики управления. – 2007. ‑ №12.

5. Жуков А. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2007. ‑ №4.

6. Омельченко Е. К проблеме взаимодействия малого и крупнокорпоративного предпринимательства в современном общественном производстве // Российский экономический журнал. – 2002. ‑ №8.

7. Портер М. Конкуренция. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2003.

8. Примаков Е.М. О развитии малого предпринимательства // Промышленная политика РФ. – 2003. ‑ №11.