Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2008

Частичный переход на гражданскую продукцию как важное конкурентное преимущество в современной рыночной экономике

Долгов Дмитрий Иванович, ассистент кафедры производственного менеджмента Рузаевского института машиностроения (филиала) Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;аспирант кафедры Экономики, кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института, Россия

Фомин Александр Павлович, к. э. н., доцент, зав. кафедрой производственного менеджмента, директор Рузаевского института машиностроения (филиала) Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
Наличие дополнительных конкурентных преимуществ у промышленных предприятий дает им больше возможностей для успеха на рынке. Частичный переход на выпуск гражданской продукции позволяет военным предприятиям в условиях жесткой рыночной конкуренции выживать и занимать достойное место. Данный переход позволил такому гиганту, как НПК ОАО «Уральский вагоносборочный завод» им. Ф.Э. Дзержинского, расширить число преимуществ, оказывающих влияние на производство и реализацию продукции.
Цитировать публикацию:
Долгов Д.И., Фомин А.П. Частичный переход на гражданскую продукцию как важное конкурентное преимущество в современной рыночной экономике // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 60-62.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Наличие дополнительных конкурентных преимуществ у промышленных предприятий дает им больше возможностей для успеха на рынке. Частичный переход на выпуск гражданской продукции позволяет военным предприятиям в условиях жесткой рыночной конкуренции выживать и занимать достойное место. Данный переход позволил такому гиганту, как НПК ОАО «Уральский вагоносборочный завод» им. Ф.Э. Дзержинского, расширить число преимуществ, оказывающих влияние на производство и реализацию продукции.

Способность машиностроительной полувоенной организации к выживанию во многом опре­деляется ее востребованностью в качестве надежного парт­нера в хозяйственной деятельности. Поэтому в условиях развития мировой системы торговли, острой кон­курентной борьбы, насыщенности рынка товарами и услуга­ми потребители конечного продукта требуют независимого и объективного подтверждения качества организации по всем наборам показателей, а не только по качеству конечно­го продукта.

Основой выживания оборонных предприятий в советский период была система госзаказов и госзакупок. В условиях рынка, в период снижения суммы госзаказа, многие предприятия военно-промышленного комплекса частично перешли на выпуск гражданской продукции.

В Свердловской области примером такого предприятия является ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского» (г. Нижний Тагил).

Наличие собственной научной и технологической базы позволило «Уралвагонзаводу» в условиях обвального сокращения гособоронзаказа в перестроечный период сохранить свой потенциал.

Во многом сохранить свой солидный потенциал, благодаря которому в настоящее время предприятие ОАО «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского стало одним из крупнейших монополистов по производству вагон-цистерн, удалось за счет четко отлаженной поставки ресурсов. Содержание различных видов ресурсов и проведение на основе иерархического принципа систематизации позволяет выявить следующую взаимосвязь: «ресурсы – ресурсы экономические – факторы производства». Руководство данного предприятия действие этой взаимосвязи ощутило на практике и сумело применить в пользу развития хозяйствующего субъекта.

Сегодня корпорация включает в себя следующие заводы:

‑ металлургический;

‑ вагоносборочный;

‑ механосборочный;

‑ ремонтно-механический;

‑ инструментальный;

‑ два завода по производству товаров народного потребления;

‑ завод нестандартизированного оборудования.

Кроме того, в структуру «Уралвагонзавода» также входят:

‑ три конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли по грузовому вагоностроению;

‑ два института;

‑ научно-исследовательские и научно-технологические организации – ОАО «Уральский научно-технологический комплекс», ОАО «Уралкриомаш» и ФГУП «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения».

Производство вагон-цистерн осуществляется на вагоносборочном заводе, входящим в состав ФГУП «Производственное объединение «Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского».

Вагоносборочный завод имеет в своем составе 13 цехов: заготовительный, механообрабатывающий, сборочно-сварочный, котельный, молярно-сдаточный, экспериментальный и др.

Цеха заготовительного предела обеспечивают заготовками и деталями, получаемыми методами холодной штамповки, газовой или плазменной резки.

Цеха механообрабатывающего предела выполняют обработку крупного литья, вагонных осей, сборку колесных пар и тележек, обеспечивают изготовление эластомерных поглощающих аппаратов, узлов полувагонов, контейнер-цистерн, вагон-цистерн различных модификаций.

Цеха сборочно-сварочного предела изготавливают хребтовые балки, боковые стены, рамы полувагонов и вагон-цистерн, мелкие узлы, на конвейерах производят общую сборку вагонов.

Котельные цеха изготавливают котлы вагон-цистерн для светлых и вязких нефтепродуктов, едкого натра, серной кислоты, пентана, олеума, природного газа, контейнер-цистерны для сжиженных углеводородных газов. Производят гидравлические и пневматические испытания, осуществляют монтаж котлов на платформе, выпуская готовые изделия для последующей передачи на окраску и окончательную сдачу.

Молярно-сдаточный цех обеспечивает окраску всех изделия вагоностроения, проверку работы тормозной системы и окончательную сдачу представителю заказчика.

Экспериментальный цех вагоностроения, имеющий различное испытательное стендовое оборудование (стенд статических испытаний контейнер-цистерн, стенд-«горку» для проведения ударных испытаний, вагон-лабораторию и производственный участок для изготовления опытных узлов, макетов и др.), входит в состав испытательного центра «Уралвагонзавод».

Вагоносборочный завод является высокоорганизованным механизированным крупносерийным производством, располагающим тремя линиями изготовления котлов и пятью сборочными конвейерами для изготовления полувагонов, вагон-цистерн.

Разработаны и изготовлены цистерны для перевозки продуктов нефтепереработки, сжиженной углекислоты и другие.

Было выявлено, что технологии оборонного предприятия при переходе на гражданскую продукцию позволяют иметь большее количество конкурентных преимуществ, чем у промышленного предприятия, изначально выпускающего гражданскую продукцию, что доказывается ниже.

Частичный переход на выпуск гражданской продукции определил основные конкурентные преимущества ОАО «Уралвагоназавод»:

1) Замкнутый цикл производства – от выплавки стали до готовой продукции;

2) Наличие собственных энергетических мощностей, обеспечивающих две трети потребностей в электроэнергии;

3) Наличие собственной научно-конструкторской и экспериментальной базы;

4) Выгодное территориальное расположение, близость к основным поставщикам материалов и комплектующих;

5) Стабильный высококвалифицированный коллектив, международная сертификация качества продукции, известность бренда;

6) Наличие 130 действующих патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы;

7) Стабильно занимаемая доля на российском рынке производства железнодорожного подвижного состава;

8) Предприятие – единственное в России, способное серийно выпускать бронетехнику.

Преимущества данного предприятия, несомненно, дают больше возможностей для выживания на рынке, чем у его основных конкурентов, таких как ОАО «Рузхиммаш» (г. Рузаевка, Республика Мордовия), ОАО «Алтайвагонзавод» (г. Нижнеалтайск) и др.

Итак, мы видим, что частичный переход на выпуск гражданской продукции за счет рациональной координации управленческих производственных решений позволил оборонному предприятию обеспечить получение существенных конкурентных преимуществ.

 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Информационно-аналитическая база ОАО «Уралвагонзавод», г. Нижний Тагил.