Механизм институциональной саморегуляции фирмы

Удалов Д.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Удалов Д.В. Механизм институциональной саморегуляции фирмы // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 19-23.

Аннотация:
Фирме как экономически самостоятельному субъекту, осуществляющему рациональный выбор, свободное принятие решений, несущему материальную и финансовую ответственность за результаты своей деятельности, свойственно постоянное изменение под воздействием внешних институтов.

Ключевые слова: управление предприятием, внутрифирменные взаимодействия, институциональная саморегуляция фирмы



Фирме как экономически самостоятельному субъекту, осуществляющему рациональный выбор, свободное принятие решений, несущему материальную и финансовую ответственность за результаты своей деятельности, свойственно постоянное изменение под воздействием внешних институтов.

Институциональная саморегуляция – это способность субъекта к проектированию, созданию, генерации, заимствованию, воспроизводству различных институтов (формальных и неформальных, экономических, социокультурных и т.п.), позволяющая формировать собственную институциональную среду, взаимодействовать с другими институциональными субъектами и функционировать в общем институциональном пространстве.

Данное определение отражает именно институциональную природу саморегуляции, а представление о ней как о сложном многоэлементном образовании позволяет трактовать её как определенный механизм, в котором каждый из элементов имеет свое содержание, функции, и все они соответствующим образом взаимосвязаны и соотносятся друг с другом (рис. 1).

Рис.1. Механизм институциональной саморегуляции фирмы

Следует отметить, что механизм институциональной саморегуляции представлен с начальной фазы его формирования. Данная схема наглядно отображает последовательность и взаимосвязанность отдельных элементов этого механизма. Он включает:

- институциональное проектирование, представляющее собой разработку моделей экономических и иных институтов, сознательно и целенаправленно внедряемых в экономическую деятельность субъектов. Процесс образования фирмы объективно начинается с институционального проектирования – разработки организационно-правовой структуры, бизнес-модели, спецификации прав собственности и т.д. Фактически на этой стадии сама фирма существует как институциональный проект.

Полный институциональный проект включает компоненты института и компоненты, обеспечивающие его создание, увязку и взаимодействие с другими существующими институтами. Первый подраздел охватывает все внутренние (эндогенные) нормы, на основе которых осуществляется деятельность фирмы (технико-технологические, организационно-правовые, экономические и прочие нормы). Второй подраздел включает правила игры с внешними агентами (поставщиками, потребителями, госструктурами) – соглашения, контракты, обязательства (налоги) и т.д. Эффективным институциональное проектирование может считаться в том случае, если при прочих равных условиях отклонения от полученных ex post результатов будут минимальными;

- установление «жестких» правил, норм, институтов. Понимание и категориальное оформление определенного типа институтов как «жестких» (негибких, неэластичных) основывается на том, что данные нормы детально прописаны, формально исключают какие-либо отклонения от них; альтернативные нормы и выполнение их чаще всего обеспечивается механизмом принуждения. Таковыми в компании выступают права собственности, которые детально прописаны в уставе и учредительном договоре, налоги, взимаемые государством, проценты за кредит и т.д. В определенных ситуациях «жестким» институтом может быть контракт, соглашение;

- установление «мягких» (гибких, эластичных) норм, институтов. В отличие от «жестких» институтов, задающих четкие институциональные рамки деятельности фирмы, «мягкие» институты самостоятельно устанавливаются фирмой как некий институциональный контур, которого она должна придерживаться. «Мягкие» институты, как правило, имеют варианты модификации, альтернативы, и не всегда их выполнение должно обеспечиваться прямым принуждением. Чаще всего эти нормы выполняются субъектами добровольно, сознательно и следование им приносит реальную пользу. Примером таких «мягких» норм может быть выбранная фирмой система организации продаж (сбыта) - по договорам, по прямым каналам потребителю (сетевой сбыт), через интернет-торговлю и т.д. Даже контракт может быть «мягким» институтом для постоянных контрагентов фирмы – поставщиков ресурсов, если он допускает отсрочку платежа, давальчество, факторинг и др.;

- мультиплицирование (тиражирование) существующих норм и правил, сложившихся формальных и неформальных институтов, которые присущи внутренней институциональной среде фирмы происходит в различных сферах её деятельности - при подборе персонала и принятии его на работу, при организации его профессиональной реализации в соответствии с имеющейся в фирме бизнес-моделью, при взаимоотношениях с партнерами-поставщиками ресурсов и потребителями производимых благ (это могут быть специфические контракты, бартер или другие формы институционализации обмена), в отношениях с конкурентами (методы и способы ведения конкурентной борьбы) и т.д.

Фирма способна вовлекать новых индивидов в число носителей данной нормы и тем самым выступать в роли индивидуального институционального интегратора;

- экспорт, импорт институтов. Импорт институтов рассматривается преимущественно как один из видов институциональных преобразований на макроэкономическом уровне, и фактически не раскрывается персонифицированный импорт институтов, осуществляемый фирмой.

Экспорт норм более эксклюзивная деятельность фирм, и под силу она тем из них, кто является признанным институциональным инноватором. Импорт институтов – внедрение в деятельность данной фирмы норм и установок, применяемых в других структурах, является более распространенной деятельностью по сравнению с экспортом институтов, и связано это с возможностью многократного тиражирования применяемых норм и методов (например, использование известных моделей анализа конкурентных сил по Портеру);

- адаптация к нормам, институтам, заданным извне, к происходящим изменениям. Адаптация выражается в адекватной реакции фирмы на внешние воздействия институциональной среды, а также в приведении в соответствие взаимодействия «индивид - коллектив - фирма», процедур внутрифирменного взаимодействия, существующих норм и правил и происходящих изменений;

- институциональное сорегулирование. Оно представляет собой совместную (обоюдную или более сложную) деятельность субъектов - других фирм, банков, госструктур, международных организаций - по установлению или изменению «правил игры» на экономическом пространстве, на рынках различного вида. Например, крупные бизнес-структуры согласовывают правила игры между собой на внутренних рынках страны или институционализируют их на мировом рынке (кодексы корпоративного поведения) или вырабатывают общие правила, нормы партнерского взаимодействия с государством.

Таким образом, фирма выступает в качестве активного генератора институциональных изменений. Она способна модернизировать существующие институты, организационно-правовые формы своей деятельности, адаптироваться к происходящим институциональным изменениям в адекватных формах и осуществлять негадаптацию – изобретать собственные нормы и модели поведения, уходя из сферы действия как сложившихся, так и новых правил.

Фирма способна заниматься институциональным созиданием – выращиванием новых институтов и распространением их на деятельность других субъектов, а также вынуждена упразднять, устранять устаревшие нормы, институты в соответствии с вектором институциональных перемен и собственными интересами. Изучение механизма институциональной саморегуляции фирмы даёт возможность более детального понимания внутрифирменных процессов, вектора и уровня её развития.


Источники:

1. Эксперт. – 2007. - № 14.

2. Давила Т., Эпштейн М. Дж., Шелтон Р. Работающая инновация. – Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2007. – 320 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:41:58