Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2008

Внешнеторговое консультирование как отдельная отрасль на рынке консультационных услуг

Захаров Максим Сергеевич, аспирант кафедры технологии внешнеторговых сделок, Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 51

Аннотация:
Никто не ставит под сомнение, что консультационные услуги сформировали самостоятельный, быстрорастущий и, как следствие, высокодоходный рынок. Предметом исследования в рамках настоящей статьи заявлено внешнеэкономическое консультирование, а её основной целью является ввести это понятие в научный терминологический оборот.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Захаров М.С. Внешнеторговое консультирование как отдельная отрасль на рынке консультационных услуг // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 145-149.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Никто не ставит под сомнение, что консультационные услуги сформировали самостоятельный, быстрорастущий и, как следствие, высокодоходный рынок. Предметом исследования в рамках настоящей статьи заявлено внешнеэкономическое консультирование, а её основной целью является ввести это понятие в научный терминологический оборот.

Все услуги в соответствии с международными стандартами платёжного баланса делятся на факторные и нефакторные. Внешнеэкономическое консультирование относится к последним, так как не связано с предоставлением факторов производства. Большинство характеристик услуг основано на следующих принципах:

− субъект оказания: индивид/автоматизированная система;

− объект воздействия: индивид/принадлежащий ему предмет;

− цель услуги: результат/сам процесс;

− присутствие потребителя: личное присутствие/дистанционный метод;

− по состоянию услуги: постоянная/временная.

Внешнеэкономическое консультирование является универсальным. Оно может быть оказано как индивидом, так и автоматизированной системой, быть направленным на индивида и на принадлежащий ему предмет, иметь целью как результат, так и процесс, оказываться в присутствии потребителя или заочно, быть как постоянной, так и временной.

Приведённое теоретическое заключение чётко показывает, что внешнеэкономическое консультирование имеет большие предпосылки для дальнейшей специализации, так как одному консультанту сложно быть специалистом сразу в нескольких областях и способах оказания данных услуг. Это первое теоретическое заключение, происходящее из понятия универсальности внешнеэкономического консультирования как услуги.

Внешнеэкономическое консультирование является разновидностью консультационных услуг, что на практике означает продажу знаний. Заметим, что некоторые представители отечественной школы разделяют консультирование и консалтинг. Мы считаем такое деление необоснованным. В английском языке, первоисточнике, есть лишь один термин “consulting”. С лингвистической точки зрения он является существительным, образованным от глагола, что позволяет перевести его как “консультирование”. “Консалтинг” есть заимствование слова из иностранного языка, то есть с лингвистической точки зрения консультирование и консалтинг являются синонимами. Если принимать в расчёт экономический смысл, который, скорее всего, и был взят за основу отечественными авторами, то в языковом первоисточнике его тоже нет. Для носителя английского языка есть одно слово ‑ “consulting”, а всё остальное является производным за счёт дополнительных лексических единиц.

В настоящей работе мы используем термины “консультирование” и “консалтинг” как синонимы, что должно предотвратить путаницу в понятийном аппарате.

Отечественная школа разделяет консультационные услуги на следующие направления:

− экспертное консультирование: аналитические центры;

− процессное консультирование: консультирование по сделке;

− обучающее консультирование: передача знаний.

Внешнеэкономическое консультирование может принимать любую из трёх вышеперечисленных разновидностей, что делает его универсальным уже не просто в качестве услуги, а именно консультационной услугой. Категория универсальности на заданном уровне свидетельствует о больших предпосылках для формирования альтернативных источников внешнеэкономического консультирования: исследовательские центры (экспертное консультирование), транспортные компании (процессное консультирование) и высшие учебные заведения (обучающее консультирование).

Сегодня многие виды консультационных услуг не сгруппированы по отраслевому принципу даже в авторитетных классификаторах. Например, в классификаторе услуг, составленном экспертами ООН, содержится свыше 500 позиций, а в соответствующем классификаторе ВТО около 600 позиций, но ни один из них не выделяет отдельно внешнеэкономическое консультирование как таковое. А международная статистика на уровне платёжных балансов предусматривает одиннадцать укрупнённых позиций услуг. Консультационные услуги включены в группу “другие деловые услуги”, которая, в свою очередь, включает управленческое консультирование, но не упоминает внешнеэкономическое.

Одновременно многие практики и учёные вообще оперируют одним термином “управленческое консультирование”, что, с нашей точки зрения, некорректно для исследования вопросов как внешнеэкономического, так и любого другого консультирования. Например, Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO) всю деятельность по предоставлению независимых рекомендаций и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации называет “управленческим консультированием”. Представители отечественной школы также дают похожие определения. Они же экстраполируют данное определение на все виды консультационных услуг, утверждая, что: «управленческое консультирование надо переводить расширенно, как “консультирование по экономике и управлению”, так как это не только управленческая область знаний”.

По нашему мнению, такой подход является слишком общим и не отражает особенностей специализации консультационных компаний. В качестве альтернативы мы предлагаем классифицировать консультирование в соответствии с отраслевым формированием на рынке. Например, внешнеэкономическое, правовое, налоговое консультирование и т.д. Выше была доказана универсальность внешнеэкономического консультирования как услуги, что, как уже говорилось, создаёт предпосылки для диверсификации и специализации рынка. По мере его развития станет очень затруднительно охватить все его направления под одним определением управленческого консультирования.

Таким образом, внешнеэкономическое консультирование – это разновидность консультационных услуг, которая включает в себя анализ, выработку рекомендаций и их дальнейшую реализацию касательно внешнеэкономической деятельности заказчика. Внешнеэкономическое консультирование является универсальной услугой, что создаёт предпосылки для его дальнейшей специализации. В целях статистики и слежения за развитием рынка рекомендуется просеять внешнеэкономическое консультирование в существующих классификаторах. Наиболее удобным и наименее конфликтным вариантом представляется сведение уже существующих подгрупп, которые представляют собой элементы внешнеэкономического консультирования в единую группу.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Глухов В.В. Организация консультационной деятельности (консалтинг). – СПб. : СПбГТУ, 1995. – 79 с.
2. Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России. – М. : Финстатинформ, 2005. – 176 с.
3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. – М. : Юрайт, 1999. – 488 с.
4. Meffert H. Bruhn M. Dienstleistungsmarketing. Grundlagen-Konzepte-Methoden. Mit Fallstudien. Wiesbaden. Gabler. 2003
5. Manual on Statistics of International Trade in Services. Final Draft 6. September 2001. European Commission, International Monetary Fund, Organization for Economic Cooperation and Development, United Nations, United Nations Conference on Trade and Development, World Trade Organization. 2001. – 230 p.