Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2000

“Императорский клуб” на пороге XXI века

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Клуб Императорского технического училища был создан 7 лет назад тринадцатью выпускниками МВТУ им. Н.Э. Баумана. Сейчас членами Клуба являются более 30 бывших студентов МВТУ, многие из которых ныне крупные бизнесмены, предприниматели, директора. Возглавляет Клуб Анатолий Долголаптев, “бауманец” 60-70-х, политик и ученый, доктор технических наук и просто интересный человек. Мы встретились с ним в его рабочем кабинете Председателя комитета по научно-промышленному комплексу московской областной Думы.

Ключевые слова:

Цитировать публикацию:
“Императорский клуб” на пороге XXI века // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 11. – С. 41-46.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


интервью

р.п.: Анатолий Васильевич, члены Клуба Императорского технического училища – это, в большинстве своем, предприниматели. И, наверное, на заседаниях Клуба речь о судьбе отечественного предпринимательства в России заходит не редко. Чем, на Ваш взгляд, характеризуются нынешние процессы в отечественном предпринимательстве?

А.Д.: Если говорить о предпринимательстве сегодняшнего дня, то складывается ощущение, что большинство населения сводит это чисто к технико-экономическим процессам. А на самом деле, предпринимательством занимаются люди. И основа всего происходящего – не сами технологии, а люди, которые их разрабатывают и реализуют. В России много умных, образованных людей, способных не только на экономические технологии высокого уровня, но и на совершенно новые, специфические для России формы организации своего бизнеса.

р.п.: Как Вы считаете, в чем секрет возрождения российского предпринимательства?

А.Д.: У российского предпринимательства богатое, достойное возрождения прошлое. Вспомните, что правовые основы в российском предпринимательстве никогда не были доминирующими. Скорее наоборот. То, что называется традиционалистской формой организации жизни, играло решающую роль в бизнесе.

Я имею ввиду то, что называется “честным словом предпринимателя”. И долгие годы в России официальные бумаги в значительно меньшей степени определяли сделки. Честное купеческое слово и честное слово промышленника значили гораздо больше, чем формальное закрепление всего этого на бумаге. Эти традиции утеряны. Ведь долгое время от человека не требовалось личной ответственности за то, что происходит – все было в руках государства, управляющих структур. Это и породило сегодняшнюю волну необязательности, безответственности и просто преступного манипулирования интересами партнера в бизнесе. Выходить из этой ситуации можно только через то, что называется общественной моралью. Вне всякого сомнения, что просто нормами гражданского кодекса не навести этого порядка. Все дело, в конечно итоге, в человеке и все зависит от человека.

р.п.: Как можно было бы претворить в практику Ваши заключения? Есть ли у нас опыт проведения этого принципа в жизнь?

А.Д.: На примере частного, характерного новообразования, именуемого Клубом Императорского технического училища, я хотел бы показать, что совершенно новые по надежности и гарантированности процессы в бизнесе начинаются с людей, с понимания их друг другом.

Наш Клуб – это место, где люди собираются сначала по признаку доброго отношения к своему прошлому, к своему обучению в бауманском училище, но берут на себя некоторые обязательства. В частности, внутренний устав Клуба предполагает очень интересную норму, когда любой член Клуба может обратиться к любому другому члену Клуба по любому вопросу и получить ответ по существу. Это не значит, что любая просьба будет удовлетворена, но обязательно будет сделано все, чтобы максимально удовлетворить потребность своего товарища по Клубу.

р.п.: То есть члены Клуба кооперируются для решения проблем,  возникающих у того или иного “соклубника”?

А.Д.: Да. И не счесть числа ситуациям, в которых члены Клуба реально помогают друг другу.

р.п.: Каков спектр деятельности членов Клуба?

А.Д.: Среди членов Клуба есть люди, которые активно занимаются масс-медиа, издательским делом. Есть те, кто занимается строительством – на их счету крупные жилые комплексы. Есть и такие, кто занимается торговлей разных видов – в том числе и высокотехнологичной продукцией, специальными видами компьютеров высокого технического уровня. Есть специалисты, занимающиеся очень интересным процессом, называемым трансферт-технологиями, то есть инновационным бизнесом на основе отечественных научно-технических разработок. Членами Клуба являются крупные банкиры и промышленники, владельцы страховых компаний и ресторанов.

р.п.: Все ли члены Клуба занимаются бизнесом?

А.Д.: Нет, в число членов нашего Клуба входят и те, кого по традиции называют “красными” директорами. Это люди, сумевшие в годы реформ, заданных “безмозглыми авантюристами-реформаторами”, сохранить сложные научно-производственные системы, способные выдавать наукоемкую продукцию самой высокой в мире сложности – залог будущего страны. Ведь тот же малый бизнес зависит от того, будем ли мы воспроизводить такие системы или нет. В стране никогда не будет эффективного малого бизнеса, если нет крупного эффективного наукоемкого машинного производства.

р.п.: У вас в Клубе, наверное, есть известные ученые и специалисты?

А.Д.: Да, среди членов нашего Клуба есть великие люди. Например, академик Федосов. Это сегодня “главная величина” в российской авиации. Или сын выдающегося генерального конструктора стартовых установок Владимира Ивановича Бармина Игорь Владимирович Бармин. Сам ректор МГТУ ‑ Игорь Борисович Федоров, который является почетным членом Клуба… Это люди, задающие очень высокий уровень как в человеческих отношениях, так и в научно-техническом развитии страны.

р.п.: Как это сказывается на возможностях Клуба?

А.Д.: Наличие специалистов и предпринимателей совершенно разных сфер бизнеса значительно обогащает палитру возможностей членов нашего Клуба. Периодически то в одной, то в другой сфере появляется пересечение интересов, новые идеи, новые проекты. Но главное, что следует подчеркнуть, – все это делается на абсолютном доверии. Не нужно никаких доказательств дееспособности, ответственности любого из членов Клуба перед другим, и это значительно упрощает все процедуры разворачивания проектов. Кроме того, многоярусная возрастная структура Клуба позволяет нам по-настоящему выходить на решения, нужные всем.

р.п.: Возможна ли и нужна ли организация подобных вашему клубов по всей стране, как основы для эффективного бизнеса?

А.Д.: Если бы подобные сообщества тех же “бауманцев”, которые знают и доверяют друг другу, появились по всей стране, это было бы, как я уже говорил, качественно новое начало для бизнеса. Ведь это, как правило, люди, хорошо образованные, владеющие многими языками и информационными технологиями – важнейшими основами современного бизнеса, которые для них ‑ открытая книга. Мы раз за разом убеждаемся, что в совершенно ужасающих условиях российского бизнеса этот высокий интеллектуальный уровень позволяет не только выживать, но и делать довольно эффективные системы. И так как питомцы МВТУ разбросаны по всей стране, то вполне возможно, что могут появиться десятки клубов, подобных нашему.

р.п.: Проявляет ли Клуб выпускников МВТУ заботу о подрастающих “бауманцах”?

А.Д.: Да, мы заботимся о тех, кто в конечном итоге придет за нами в российский бизнес. Поэтому Клуб учредил ежегодную стипендию для студентов МВТУ. Это позволяет членам Клуба чувствовать, что они не просто случайные меценаты, а люди, постоянно поддерживающие процесс подготовки специалистов нового уровня образования и, если хотите, новой морали. В данный момент Клуб Императорского технического училища распределяет 12 видов стипендий. Одну из них назначает ректор МВТУ, остальные проходят через клубную стипендиальную экспертную комиссию.

р.п.: Какими критериями вы руководствуетесь при распределении этих стипендий?

А.Д.: Основным критерием присвоения стипендии являются лидерские позиции претендента. Это означает, что человек должен проявить себя и в учебе, и заявить себя как лидер, т.е. человеком, способным создавать что-либо новое, которое будет замечено другими, повети за собой, проявить высокие моральные качества. Это очень важно для того, чтобы ребята не уходили сразу в систему наемного труда, как правило, ограниченную. Так в том же банковском бизнесе, например, их используют лишь как технических работников. На самом же деле они более богаты по своей организации и образованию. Наша главная задача – дать им материальную и моральную возможность доучиться. Из стен МВТУ они должны выходить полноценными специалистами, способными сразу заниматься масштабными делами. Многие из наших стипендиатов в конечном счете часто оказываются на фирмах членов Клуба.

р.п.: А какую-то практическую помощь, кроме стипендий, вы оказываете будущим предпринимателям в их подготовке к активной деловой жизни?

А.Д.: Да, конечно. Мы привлекаем их к работе, но не с точки зрения эксплуатации, а с точки зрения взращивания опыта в условиях реального процесса, чтобы они самым естественным образом входили в свою будущую работу.

Очень интересна реакция ребят на все это, когда каждый год разные ребята заявляют одно и то же:

‑ То, что мы кому-то нужны, – самое главное.

Им важны не деньги, которые они получают, им важно то, что мы одна семья, что мы доверяем друг другу, что мы позволяем на этой основе достичь каждому из нас более высоких результатов в бизнесе, в инженерном деле. Это и есть главный результат нашего Клуба.

р.п.: Большое спасибо, Анатолий Васильевич, за Ваше интервью. Надеемся, что деятельность Клуба императорского технического училища принесет много полезного не только студентам МГТУ имени Н.Э. Баумана, но и успешному развитию отечественного предпринимательства.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241