Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2008

Проблемы учета и контроля в сфере малого бизнеса

Шохнех Анна Владимировна, канд. экон. наук, доцент кафедры аудита, Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», Волгоградский кооперативный институт (Волгоградский филиал), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 76

Аннотация:
Для обеспечения реального динамизма развития малого предпринимательства необходим импульс, исходящий, прежде всего, со стороны государства, которое должно содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Шохнех А.В. Проблемы учета и контроля в сфере малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 45-49.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Для обеспечения реального динамизма развития малого предпринимательства необходим импульс, исходящий, прежде всего, со стороны государства, которое должно содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики. 

 

С  1 января 2008 года действует  новый  Федеральный закон  от 24 июля 2007 № 209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон определяет виды и формы  поддержки субъектов малого предпринимательства, критерии отнесения к малому бизнесу, вводит понятие микропредприятий. Закон также устанавливает, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры [1]:

− специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

− упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

− упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

− льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

− особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

− меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

− меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

− меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

− иные меры.

Таким образом, в правовое поле попадают формы, условия и порядок поддержки малого бизнеса, образующие инфраструктуру поддержки. Инфраструктура поддержки включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную, образовательную, инновационную поддержку субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, организация учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности остается актуальной темой для малого бизнеса.

Исследования в этой области показывают, что руководители и бухгалтеры составляют отчетность в первую очередь для контролирующих органов. Однако такое суждение является ошибочным и приводит к кризису, несостоятельности и банкротству. Пользователей бухгалтерской информации в малом бизнесе можно разделить на три группы: лица, управляющие предприятием; лица, находящиеся вне предприятия, но имеющие прямые финансовые интересы в нем; лица, группы или агентства, проявляющие непрямой финансовый интерес к предприятию.

Организуя учетный процесс в малом бизнесе необходимо понимать, что  это  не просто формальное применение инструкций и механическое отражение хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета. Нужно исходить из того, что учетный процесс представляет собой:

− суждение, основанное на профессиональном отношении к раскрытию информации в отчетности и ее влияния на систему управления, величину получаемых финансовых результатов и иных экономических выгод;

− уточнение принимаемых управленческих решений;

− анализ системы налогообложения;

− профессиональное умение анализировать и прогнозировать бизнес.

Малому бизнесу, в отличие от других коммерческих образований, предлагается  выбор систем бухгалтерского учета. Авторы, исследующие тему организации учета в малом бизнесе, считают, что в определении выбора системы бухгалтерского учета взаимосвязь «налоговая система - порядок ведения учета - формы ведения учета - бухгалтерская отчетность - налоговая отчетность» является решающей [2]. Морозова Т.В. придерживается мнения, что субъекты малого предпринимательства должны, прежде всего, определиться с выбором системы налогообложения. Именно от этого зависит вариант системы бухгалтерского учета. Да и система отчетности, как правило, зависит не от выбранной системы бухгалтерского учета (учета доходов и расходов), а от системы налогообложения.

Однако при формировании информации в бухгалтерском учете интересы налоговой сферы рассматриваются не в качестве первоочередных, а лишь одних из многих. В отношении этих интересов задача бухгалтерского учета ограничивается подготовкой данных о деятельности малого бизнеса, на основе которых можно сформировать показатели, необходимые для осуществления налогообложения.

По нашему мнению, выбор формы бухгалтерского учета  в субъектах малого бизнеса определяется:

− финансовой возможностью;

− необходимостью  формирования качественной (полной, достоверной) и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности организации для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях;

− определением позиции малого бизнеса на рынке по отношению к  конкурентам;

− определением потенциальных кредиторов.

На наш взгляд, организацию системы бухгалтерского учета малого бизнеса целесообразно проводить по этапам (таблица).

 

Этапы организации системы бухгалтерского учета в малом бизнесе

 

N

п/п

Этапы разработки бухгалтерского учета

Допустимые варианты

 

I

Организация службы бухгалтерского учета

1)Бухгалтерская служба как структурное подразделение

2)Введение в штат должности бухгалтера

3)Ведение бухгалтерского учета специализированной организацией (аутсорсинг)

 

II

Разработка и утверждение учетной политики

На основании ПБУ «Учетная политика организаций»

 

1

Способы ведения бухгалтерского учета

Вариантность способов учета имущества и обязательств организации на основании ПБУ (положений по бухгалтерскому учету)

 

2

Рабочий план счетов бухгалтерского учета

1) План счетов учета финансово-хозяйственной деятельности для предприятий

2) Упрощенный план счетов

3) Индивидуальный план счетов

 
 

III

Порядок проведения инвентаризации

Графики проведения инвентаризации

 

IV

Правила  документооборота и технология обработки учетной информации

1) Компьютерная обработка данных

2) Ручной метод обработки документов

 

V

Форма  бухгалтерского учета

1) Традиционная форма бухгалтерского учета

2) Простая форма бухгалтерского учета

3) Форма бухгалтерского учета с использованием регистров

 

VI

Система внутреннего контроля над хозяйственными операциями

              

1) Вводится в штат ревизор или  ревизионная группа

2) Вводится в штат внутренний аудитор или служба внутреннего аудита

3) Возлагается на бухгалтера или службу бухгалтерии

 

Подводя итоги, необходимо отметить, что бухгалтерский учет на современном этапе является финансовым центром управленческой информационной системы, позволяющим как администрации, так и внешним пользователям иметь полную картину бизнес-процесса. Система бухгалтерского учета малого бизнеса должна формироваться по этапам и представлять упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации (в денежном выражении) об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех бизнес-процессов. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. - ИСС «Консультант +».
2. Морозова Т.В. Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность "Юстицинформ", 2004. - ИСС «Консультант +».