Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2008

Конкурентный наем, основанный на теории конкуренции Неоавстрийской школы экономики

Содномов Алексей Эрдэни-Баирович, Аспирант кафедры «Экономическая теория, национальная и мировая экономика» Восточно-Сибирского государственного технологического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 46

Аннотация:
В современных условиях хозяйствования все более актуальным становится вопрос повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. С целью исследования возможных способов усиления конкурентоспособности обратимся к исследованиям ученых Неоавстрийской школы экономики, подход которых к изучению экономических явлений, на наш взгляд, лучше всех других соответствует условиям современной российской экономики.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Содномов А.Э. Конкурентный наем, основанный на теории конкуренции Неоавстрийской школы экономики // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 62-65.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В современных условиях хозяйствования все более актуальным становится вопрос повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. С целью исследования возможных способов усиления конкурентоспособности обратимся к исследованиям ученых Неоавстрийской школы экономики, подход которых к изучению экономических явлений, на наш взгляд, лучше всех других соответствует условиям современной российской экономики.

Австрийская школа экономики является одним из ответвлений маржиналистского направления экономической теории. Основателем данной школы является Карл Менгер, который в начале 70-х годов XIX века наравне со Ст. Джевонсом и Л. Вальрасом стоял у истоков Маржиналистской революции в экономической теории.

Одним из основных отличий анализа теории конкуренции данной экономической школы является использование более сложной модели человека, учитывающей возможность человека ошибаться и учиться на своем опыте, делать выбор, опираясь на свои склонности, а не на жесткую логику и математический расчет. Конкуренция рассматривается учеными Австрийской школы не как статическое явление, но как развивающийся процесс, один из инструментов рынка, необходимый для отыскания, «открытия» наиболее «сильного» экономического решения той или иной задачи, которые стоят перед человечеством в определенный момент времени. Главной задачей в ходе конкурентной борьбы «австрийцы» видят определение потребности человека и отыскание способа ее полного удовлетворения.

Людвиг фон Мизес, один из основателей Неоавстрийской школы, отмечал в своих трудах, что «… смысл конкуренции не в том, что кто-либо может преуспеть, просто имитируя то, что делают другие люди. Ее смысл в том, что она дает шанс обслужить потребителей лучше и дешевле, без помех, создаваемых привилегиями, которыми наделены те, чьим имущественным интересам инновации наносят вред [5]».

Мизес говорит о том, что для победы на одном из этапов конкурентной борьбы предпринимателю надо «... удовлетворить наиболее насущные неудовлетворенные нужды потребителей или снабжать их по более низкой цене, чем их старые поставщики [5]». А для того, чтобы выявить эти самые нужды и найти способ их более дешевого или эффективного удовлетворения, ему потребуются «... прежде всего мозги и идеи [5]», в результате чего предприниматель «...добьется успеха, невзирая на все разговоры о размерах и мощи старых фирм [5]». В целом все просто, но, к сожалению, далеко не всегда верные «мозги» и «идеи», а также предпринимательские навыки встречаются в одном человеке. Но, с другой стороны, предпринимателю и не обязательно обладать всеми необходимыми навыками. По мнению другого представителя неоавстрийской школы экономики Израэла Кирцнера, для решения данной проблемы предприниматель «...нанимает талант, необходимый для организации факторов производства в ритмично работающую команду, и покупает все ресурсы, необходимые для эффективного завершения операций, участие в которых вытекает из его предпринимательской деятельности [3]». Таким образом, для создания успешной компании предпринимателю необходимо выявить определенные человеческие навыки и способности, использование которых впоследствии приведет к созданию конкурентоспособного продукта. Иными словами, будущий успех или неуспех компании зависит от структуры и качества человеческого капитала штата ее работников.

Следовательно, нужно выявить из всего многообразия навыков людей лишь необходимые таланты, их количество и качество. Каким же образом можно оценить талант человека и его полезность для усиления конкурентоспособности компании?

Для ответа на данный вопрос обратимся к трудам еще одного представителя Неоавстрийской школы экономики Фридриха Августа фон Хайека. Он считает, что каждый участник хозяйственной деятельности обладает одному ему известными знаниями о возможностях собственной производительной деятельности и своих потребительских нуждах. Все эти «рассеянные знания» выявляются в процессе конкуренции, когда каждый потребитель «голосует» за определенный товар и цену «рублем». Поскольку человеческий труд, а также навыки и таланты человека фактически являются товаром, для наиболее адекватной оценки необходимости того или иного работника в компании возможно применение рыночной конкуренции.

Важно отметить, что достаточно редко результаты деятельности всей компании зависят лишь от одного человека. Результат формирует команда работников. От ее слаженности и согласованности зависит полученный итог. Таким образом, более правильным, на наш взгляд, будет дальнейшее рассмотрение конкурентоспособности не отдельного индивидуума, но определенной совокупности индивидуумов, объединенных в команду.

Разобьем всю совокупность штата компании на команды по смысловому признаку. Таким образом, можно представить компанию в виде совокупности нескольких небольших групп людей, совместной деятельностью которых руководит еще одна небольшая группа менеджеров, которые также являются командой. Структура здесь полностью сохраняется, заменяются лишь отдельные работники. Если же несколько изменить данную структуру, дав отдельным ячейкам большую независимость от группы менеджеров, и отказаться от  жесткого закрепления ячеек за данным предприятием, то мы получим некую «кластерную», свободную структуру предприятия, открытую для внешнего рынка, не имеющую тесной связи между группами. Имеется в виду, что при повышении значимости ячейки вплоть до статуса отдельного предприятия группа менеджеров получает возможность сравнить эффективность любой из ячеек предприятия с аналогичными ячейками-конкурентами, сформированными на рынке. Ячейки также получают аналогичную возможность выбирать более грамотных менеджеров. При этом доходы каждого работника любой из ячеек уже не будут строго фиксироваться, но будут напрямую зависеть от доходности ячейки. Вследствие того, что ячейка – небольшая группа людей, ее руководство сможет обеспечить более гибкое распределение материального поощрения между сотрудниками (если этого не произойдет, ячейка проиграет в конкурентной борьбе). В связи с этим возрастает мотивированность самих работников на высокий результат, в результате чего повышается эффективность работы. Уже упомянутый небольшой размер ячейки также дает необходимую гибкость в решении различных тактических вопросов. В таком случае наем работников в виде ячейки, вышедшей на рынок и показавшей свою состоятельность, будет уже конкурентным методом найма персонала.

При применении «ячеистой» открытой системы становится возможным применение конкурентной системы найма работников в составе слаженной группы, благодаря чему повышается конкурентоспособность предприятия, гибкость его реагирования на рыночные запросы и возникающие проблемы, а также в значительной мере возрастает мотивированность персонала.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Австрийская школа в политической экономии / К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер : пер. с нем. / предисл., коммент., сост. В.С. Автономова. - М. : Экономика, 1992.
2. Берри Н., Лойбе К., Два комментария (Берри Н, США и Лойбе К., Австрия) к статье Эбелинга «Роль австрийской школы в развитии мировой экономической мысли XX в.» // «Экономика и математические методы». Т. 28. – 1992. - №3.
3. Кирцнер Израэл М. Конкуренция и предпринимательство. - М. : Юнити-Дана, 2001. - 239 с.
4. Людвигфон Мизес. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции / пер. с англ. под ред. д.э.н., проф. А.Г. Грязновой. - М. : Юнити-Дана, 2001. - 392 с.
5. Людвиг фон Мизес. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. - М. : Экономика, 2000. – 878 с.
6. Paul Graham. Hiring is obsolete. - апрель 2006. Режим доступа: http://www.paulgraham.com/hiring.html