Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2008

Социально-экономическая основа инновационного развития российской экономики

Новикова Елена Валерьевна, К.э.н., доцент кафедры Экономики и управления Московского института экономики, менеджмента и права, Россия

Аветисян Ануш Сергеевна, Аспирант кафедры Экономики и управления Московского института экономики, менеджмента и права, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 36

Аннотация:
Одним из факторов устойчивого развития российской экономики являются инновации, способные обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Инновационный путь гарантирует качественный, наибольший социально-экономический рост и является наиболее оптимальным для России. Развитие инновационной сферы провозглашено на государственном уровне в качестве важнейшей стратегической задачи.
Цитировать публикацию:
Новикова Е.В., Аветисян А.С. Социально-экономическая основа инновационного развития российской экономики // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 35-39.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Одним из факторов устойчивого развития российской экономики являются инновации, способные обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Инновационный путь гарантирует качественный, наибольший социально-экономический рост и является наиболее оптимальным для России. Развитие инновационной сферы провозглашено на государственном уровне в качестве важнейшей стратегической задачи.

Для реализации стратегии инновационного развития у России на сегодняшний день имеются необходимые ресурсы. Во-первых, сохранившийся образовательный потенциал – наличие пока еще значительного количества разносторонне подготовленных, творчески мыслящих и инициативных ученых, конструкторов, инженеров, программистов, экономистов. Это и есть исходная кадровая основа для базисных инноваций. Во-вторых, пока еще наличествующий мощный, многогранный интеллектуальный, научно-технический потенциал, полученный в наследство от предыдущих поколений. Однако этот потенциал быстро стареет и истощается, и если его не привести в ближайшее время в действие, он может быть безвозвратно утерян. В-третьих, высокий уровень обеспеченности страны разнообразными природными ресурсами избавляет от необходимости тратить крупные средства на их импорт, более того – дает дополнительные возможности для технического перевооружения экономики. К тому же Россия может стать центром инновационной трансформации СНГ, совместных выступлений с высокотехнологичной продукцией, как на внутренних рынках этих стран, так и на мировой арене.

На основе радикального инновационного обновления критически устаревших основных фондов и выпускаемой продукции можно обеспечить конкурентоспособность российской экономики, добиться высоких и устойчивых темпов роста, достичь увеличения доходов государства, предприятий и населения. Рост продаж инновационных товаров и услуг на внутренних и внешних рынках позволит обеспечить высокую занятость квалифицированного труда, достойный уровень доходов для работающих и пенсионеров.

Для реального воплощения потенциальных возможностей инновационного развития российской экономики необходимо выполнение целого ряд задач, одной из которых является неотложное преодоление проблемы бедности населения.

Приведем лишь некоторые данные, аргументирующие это положение.

Инновационное развитие сопряжено с наращиванием интеллектуального потенциала, расширением сферы научно-технической деятельности. В этих условиях знания становятся полноценным товаром и постепенно превращаются в стратегический ресурс, обеспечивающий дальнейшее развитие общества. Высшее образование является базовой составляющей интеллектуальной деятельности, т.к. именно на его основе осуществляется непрерывная подготовка научных работников, инженеров и других высококвалифицированных специалистов, способных разрабатывать и внедрять нововведения в реальную экономическую практику.

По утверждению ряда специалистов, занимающихся исследованиями в области инновационного развития, с начала 2000-х годов в России явно наметилась тенденция повышенного внимания к проблемам высшего образования. В основном рассматриваются такие вопросы, как внедрение многоуровневой системы образования, создание новых типов учебных заведений, разработка инновационных методик и пр. В то же время необходимо отметить, что здесь нужен комплексный подход, учитывающий социальный спектр существующих проблем. Только такой метод позволит реально повысить качество образования российского населения, и в конечном итоге вывести страну на новые рубежи экономического роста.

В последнее десятилетие российское образование существует в качественно новых экономических условиях. Рыночные преобразования, развернувшиеся в нашей стране, неизбежно затронули и эту сферу жизни общества. Результатом стала нарастающая тенденция увеличения доли платного образования, прежде всего, в высшей школе. Такая тенденция коммерциализации в условиях рынка вполне закономерна, но с учетом сложной социальной обстановки в стране она наталкивается на проблему доступности образования для российских граждан.

Таким образом, одним из главных препятствий на пути инновационного развития российской экономики была и остается бедность населения. Крайне низкий уровень доходов большинства российских семей и нарастающая тенденция коммерциализации образования может привести к тому, что разовьется противоположный поставленной задаче процесс - экономия на знаниях вместо масштабного увеличения уровня образования населения.

На фоне проблем бедности инновационное развитие в России неизбежным образом наталкивается и на демографические преграды. Старение и сокращение численности населения России – такова современная печальная статистика. Низкий уровень качества жизни напрямую сказывается на состоянии здоровья и продолжительности жизни граждан нашей страны. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний. Продолжительность жизни россиян в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, женщин – 100-е место. Боязнь нищеты является также первопричиной сокращения рождаемости в нашей стране.

Помимо указанных проблем, серьезную угрозу интеллектуальному будущему России представляет процесс сокращения численности научных кадров. По данным исследований Института социологии РАН, на сегодняшний день среди выпускников российских вузов планируют работать в системе РАН 6%, в отраслевых НИИ – 4%, в производственных и коммерческих структурах – 51%. По материалам конференции «Инновации РАН-2007», количество ученых в России с 1990 по 2005 гг. сократилось с 1,119 млн. до 381 тыс. человек, то есть почти в три раза. Не менее острым в этом направлении остается вопрос, связанный с внешней утечкой научных кадров. Потеря интеллектуального капитала наносит серьезный удар по инновационному будущему России. По данным национального доклада о развитии человеческого потенциала в России за 2004 год, подготовленного российскими специалистами при поддержке представительства Программы развития ООН, скрытые убытки России от внешней «утечки умов» составляют 25 млрд. долл. в год.

Невысокая престижность интеллектуальной деятельности в нашей стране, старение и отток научных кадров объясняется, главным образом, низким уровнем материального вознаграждения за научные изыскания и педагогическую деятельность. Можно предположить, что из-за естественного ухода старшего поколения и слабого притока молодежи сокращение численности научных работников нашей стране может достигнуть опасно низкой отметки, и в неотдаленном будущем ученым практически некому будет передавать свой опыт.

В заключение следует отметить, что спектр вопросов, отражающих процесс становления инновационной экономики в России, достаточно широк и может быть представлен с различных позиций. Признавая значимость любого аспекта данной проблемы, в ее решении необходимо расставить приоритеты, особо выделив при этом ее социальную направленность. Аргументом в пользу такого видения проблемы является тот факт, что социальное благополучие общества, выступая необходимой предпосылкой инновационного развития экономики, в то же время должно служить его определяющей целью. Следовательно, социально-экономической основой инновационного развития российской экономики должно стать улучшение качества жизни населения. Без решения этой главной задачи любые инновации утрачивают свой смысл.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Егоров В.В. Управление деятельностью в интеллектуальной сфере : монография. – М. : Московский городской университет управления правительства Москвы, 2007.
2. Национальный доклад «Инновационное развитие – основа ускоренного роста экономики Российской Федерации». – М. : Ассоциация менеджеров, 2006.
3. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. – 2007. ‑ №5. – С. 30-51.