Женщины как исполнители и потребители услуг

Скоробогатова Т.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Скоробогатова Т.Н. Женщины как исполнители и потребители услуг // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – С. 190-194.

Аннотация:
Одной из важнейших функций сферы услуг является кадрово-ресурсная. Ее сущность состоит в высвобождении трудовых ресурсов из домашнего хозяйства и увеличении временного потенциала каждого работника. Значимость названной функции возрастает в современных условиях, когда определяющим в решении многих вопросов становится временной фактор. Названная функция, в первую очередь, касается женщин. Здесь наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, развитие сектора сервиса высвобождает женщин из домашнего хозяйства, с другой – их приход в данный сектор дает новый толчок к его развитию.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, сфера услуг, кадровый потенциал

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одной из важнейших функций сферы услуг является кадрово-ресурсная. Ее сущность состоит в высвобождении трудовых ресурсов из домашнего хозяйства и увеличении временного потенциала каждого работника. Значимость названной функции возрастает в современных условиях, когда определяющим в решении многих вопросов становится временной фактор. Названная функция, в первую очередь, касается женщин. Здесь наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, развитие сектора сервиса высвобождает женщин из домашнего хозяйства, с другой – их приход в данный сектор дает новый толчок к его развитию.

Сектор сервиса традиционно выступал прерогативой женского персонала. С преобразованием национальной экономики в экономику услуг указанное явление нашло резонанс. По словам Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко и Т.А. Туренко, если в индустриальной экономике преобладает мужское начало, то в сервисной приоритет отдается женскому [1]. Так, в ресторанном и гостиничном хозяйстве женщина выступает в исторически сложившейся роли хранительницы очага. Практически аналогичная ситуация наблюдается и в таких сферах, как образование и здравоохранение. В оказании информационно-компьютерных услуг по-прежнему доминируют мужчины, хотя доля женщин здесь постоянно возрастает.

Приток женщин в сервисные виды деятельности значительно превышает их уход из сферы услуг. На основе данных таблицы 1 можно определить соотношение между принятыми на работу и уволенными женщинами в сфере услуг в Украине. Если в 2003 г. первый показатель превышал второй в 5,7 раза, то в 2004 – в 7,7 раза, а в 2005 – в 8,7 раза.

Таблица 1

Соотношение трудоустроенных и уволенных женщин в сфере услуг в Украине за 2003-2005 гг. (тыс. чел.) [1].

Виды сервисной деятельности
Годы
2003
2004
2005
Трудоустроено
Уволено
Трудоустроено
Уволено
Трудоустроено
Уволено
Торговля и ремонт
101,5
10,0
125,8
8,2
142,0
8,5
Гостиничное и ресторанное хозяйство
6,3
1,0
9,8
1,1
13,8
0,9
Транспорт и связь
19,1
4,6
21,5
3,5
21,9
3,1
Финансовая деятельность
6,2
1,1
6,6
0,7
6,9
1,3
Операции с недвижимостью
17,0
6,2
17,2
4,5
17,8
4,3
Государственное управление
21,8
8,7
25,5
9,1
26,8
9,7
Образование
21,4
4,3
21,0
3,6
22,7
2,5
Охрана здоровья и социальная помощь
35,8
4,3
35,7
3,5
36,1
3,1
Коллективные, общественные и личные услуги
19,1
3,1
20,5
2,3
22,0
2,1
Всего
248,2
43,3
283,6
36,5
310,0
35,5

В связи с тем, что большинство малых предприятий сосредоточено именно в сфере услуг, вполне обоснованно вести речь о расширении здесь женского предпринимательства. Действительно, по данным Национальной ассоциации почтовой торговли США, среди владельцев предприятий малого бизнеса численность женщин растет в два раза быстрее, чем мужчин [3].

В конце прошлого века свыше 30% объектов малого бизнеса американской экономики находилось в руках женщин, а, по прогнозам, в ближайшей перепективе этот показатель может возрасти до 50%. В России доля женщин-предпринимателей в секторах торговли, ресторанных и социально-культурных услуг в 90-х годах ХХ века составляла от 40% до 60% [1]. Об уровне развития бизнеса в Крыму можно судить на основе данных табл. 2, которые показывают, что процент женщин-предпринимателей в сфере услуг выше по всем видам деятельности за исключением сектора «Торговля и ремонт технических средств» (естественно, ремонта технических средств это касается в первую очередь).

Таблица 2

Занятость на уровне малых предприятий сферы услуг в Крыму в 2006 г [2].


Средняя численность занятых, чел.
из них женщин
Средняя численность владельцев предприятий, чел.
из них женщин
чел.
%
чел.
%
Всего по экономике
79713
31310
39,3
6721
1228
18,3
В том числе по сфере услуг
48271
21881
45,3
4888
966
19,8
по видам сервисной деятельности
торговля и ремонт технических средств
15841
6958
43,9
1952
328
16,8
гостиничное и ресторанное хозяйство
4982
2869
57,6
442
86
19,5
транспорт и связь
6528
2326
35,6
577
130
22,5
финансовая деятельность
254
128
50,4
49
15
30,6
операции с недвижимостью
13475
5643
41,2
1375
297
21,6
образование
795
440
55,3
72
17
23,6
охрана здоровья и социальная помощь
2906
1829
62,9
134
36
26,9
коллективные, общественные и личные услуги
3490
1688
48,4
287
57
19,9

Хотелось бы отметить, что креативный подход женщин в сервисе, по сравнению с мужчинами, проявляется гораздо ярче. В частности, это касается названия предприятия. Вряд ли женщина назовет свое предприятие обыденным термином «Кафе № 3» или «Гостиница № 5». Скорее она даст ему наименование «У подруги» или более конкретно: «У Марии», «У Анастасии» и т.д. Возможно, это обусловлено тем, что женщина больше связана с обыденной жизнью и всячески старается ее приукрасить.

Весьма широкое поле деятельности имеется в торговле, где традиционные названия «Промтовары» и «Продтовары» не выдерживают конкуренции. Некоторую сложность вызывает выбор наименования предприятия, оказывающего лечебные услуги. К примеру, для процедур, связанных с получившими в настоящее время широкое распространение корректирующими кроватями, подойдет название «Спящая красавица».

Гораздо эффективнее решается женщинами и вопрос интерьера или так называемого «сервисного ландшафта» (термин предложен М.Дж. Битнер [5]). Именно им удается создать в предприятиях сервиса доверительно-домашнюю атмосферу, что не может ни сказаться на привлечении клиентов. Особенно важен благоприятный интерьер в рекреационных предприятиях, где он выступает в качестве элемента психологической разгрузки.

Приход женщин в сервис увеличивает творческое начало в услуге, что, при всей своей положительной роли, вносит дополнительную неопределенность и повышает риск при покупке. Риск усиливается тем, что большинством потребителей ряда услуг также являются женщины. В первую очередь, это касается личных (бытовых) услуг, а именно: парикмахерских, SPA-услуг, химической чистки и ремонта одежды (обуви) и др. В то же время, значительная часть женщин предпочитает пользоваться услугами, исполнителями которых выступают мужчины.

Возникает противоречие между стремлением женщин «завоевать» сферу услуг и их традиционным «преклонением» перед сильной половиной. Названное противоречие накладывается на классическое неравновесие между подходами к услуге со стороны исполнителя и клиента. Суть его в том, что исполнитель, в первую очередь, ориентируется на общепринятые стандарты, а клиент – на опыт потребления, как собственный, так и окружающих. Причем, в женской среде данное противоречие проявляется особенно остро. Разрешение противоречий является делом времени, когда сама женщина осознает свою значимость и незаменимость.


Источники:

1. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А.Сфера услуг: экономика. – М. : КНОРУС, 2007. – 328 с.
2. Статистичний щорічник України за 2005 рік / За ред. О.Г. Осауленка. – Київ: Державний комітет статистики України, вид-во «Консультант», 2006. – 575 с.
3. Ивченко М.М. Гендерные различия и Интернет в рекламе для женщин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 4 (60).– С. 49-54.
4. Статистичний щорічник Автономної Республіки Крим за 2006 рік / За ред. В.І. Колеснік. – Сімферополь: Головне управління статистики в АРК, 2007. – 616 с.
5. Bitner M. J. Servicescapes: The Impact of Physical Surroundings on Customers and Employees. // Journal of Marketing . – 1992. – April. – P. 57-71.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:15