Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2008

Женщины как исполнители и потребители услуг

Скоробогатова Татьяна Николаевна, канд. экон. наук, доцент, докторант кафедры «Менеджмент предпринимательской деятельности» Таврического национального университета им. В.И Вернадского (г. Симферополь), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 15

Аннотация:
Одной из важнейших функций сферы услуг является кадрово-ресурсная. Ее сущность состоит в высвобождении трудовых ресурсов из домашнего хозяйства и увеличении временного потенциала каждого работника. Значимость названной функции возрастает в современных условиях, когда определяющим в решении многих вопросов становится временной фактор. Названная функция, в первую очередь, касается женщин. Здесь наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, развитие сектора сервиса высвобождает женщин из домашнего хозяйства, с другой – их приход в данный сектор дает новый толчок к его развитию.
Цитировать публикацию:
Скоробогатова Т.Н. Женщины как исполнители и потребители услуг // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – С. 190-194.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Одной из важнейших функций сферы услуг является кадрово-ресурсная. Ее сущность состоит в высвобождении трудовых ресурсов из домашнего хозяйства и увеличении временного потенциала каждого работника. Значимость названной функции возрастает в современных условиях, когда определяющим в решении многих вопросов становится временной фактор. Названная функция, в первую очередь, касается женщин. Здесь наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, развитие сектора сервиса высвобождает женщин из домашнего хозяйства, с другой – их приход в данный сектор дает новый толчок к его развитию.

Сектор сервиса традиционно выступал прерогативой женского персонала. С преобразованием национальной экономики в экономику услуг указанное явление нашло резонанс. По словам Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко и Т.А. Туренко, если в индустриальной экономике преобладает мужское начало, то в сервисной приоритет отдается женскому [1]. Так, в ресторанном и гостиничном хозяйстве женщина выступает в исторически сложившейся роли хранительницы очага. Практически аналогичная ситуация наблюдается и в таких сферах, как образование и здравоохранение. В оказании информационно-компьютерных услуг по-прежнему доминируют мужчины, хотя доля женщин здесь постоянно возрастает.

Приток женщин в сервисные виды деятельности значительно превышает их уход из сферы услуг. На основе данных таблицы 1 можно определить соотношение между принятыми на работу и уволенными женщинами в сфере услуг в Украине. Если в 2003 г. первый показатель превышал второй в 5,7 раза, то в 2004 – в 7,7 раза, а в 2005 – в 8,7 раза.

 Таблица 1

Соотношение трудоустроенных и уволенных женщин в сфере услуг в Украине за 2003-2005 гг. (тыс. чел.) [1].

Виды сервисной деятельности

Годы

2003

2004

2005

Трудоустроено

Уволено

Трудоустроено

Уволено

Трудоустроено

Уволено

Торговля и ремонт

101,5

10,0

125,8

8,2

142,0

8,5

Гостиничное и ресторанное хозяйство

6,3

1,0

9,8

1,1

13,8

0,9

Транспорт и связь

19,1

4,6

21,5

3,5

21,9

3,1

Финансовая деятельность

6,2

1,1

6,6

0,7

6,9

1,3

Операции с недвижимостью

17,0

6,2

17,2

4,5

17,8

4,3

Государственное управление

21,8

8,7

25,5

9,1

26,8

9,7

Образование

21,4

4,3

21,0

3,6

22,7

2,5

Охрана здоровья и социальная помощь

35,8

4,3

35,7

3,5

36,1

3,1

Коллективные, общественные и личные услуги

19,1

3,1

20,5

2,3

22,0

2,1

Всего

248,2

43,3

283,6

36,5

310,0

35,5

В связи с тем, что большинство малых предприятий сосредоточено именно в сфере услуг, вполне обоснованно вести речь о расширении здесь женского предпринимательства. Действительно, по данным Национальной ассоциации почтовой торговли США, среди владельцев предприятий малого бизнеса численность женщин растет в два раза быстрее, чем мужчин [3].

В конце прошлого века свыше 30% объектов малого бизнеса американской экономики находилось в руках женщин, а, по прогнозам, в ближайшей перепективе этот показатель может возрасти до 50%. В России доля женщин-предпринимателей в секторах торговли, ресторанных и социально-культурных услуг в 90-х годах ХХ века составляла от 40% до 60% [1]. Об уровне развития бизнеса в Крыму можно судить на основе данных табл. 2, которые показывают, что процент женщин-предпринимателей в сфере услуг выше по всем видам деятельности за исключением сектора «Торговля и ремонт технических средств» (естественно, ремонта технических средств это касается в первую очередь).

 Таблица 2

Занятость на уровне малых предприятий сферы услуг в Крыму в 2006 г [2].

Средняя численность занятых, чел.

из них женщин

Средняя численность владельцев предприятий, чел.

из них женщин

чел.

%

чел.

%

Всего по экономике

79713

31310

39,3

6721

1228

18,3

В том числе по сфере услуг

48271

21881

45,3

4888

966

19,8

по видам сервисной деятельности

торговля и ремонт технических средств

15841

6958

 43,9

1952

328

16,8

гостиничное и ресторанное хозяйство

4982

2869

57,6

442

86

19,5

транспорт и связь

6528

2326

35,6

577

130

22,5

финансовая деятельность

254

128

50,4

49

15

30,6

операции с недвижимостью

13475

5643

41,2

1375

297

21,6

образование

795

440

55,3

72

17

23,6

охрана здоровья и социальная помощь

2906

1829

62,9

134

36

26,9

коллективные, общественные и личные услуги

3490

1688

48,4

287

57

19,9

 

Хотелось бы отметить, что креативный подход женщин в сервисе, по сравнению с мужчинами, проявляется гораздо ярче. В частности, это касается названия предприятия. Вряд ли женщина назовет свое предприятие обыденным термином «Кафе № 3» или «Гостиница № 5». Скорее она даст ему наименование «У подруги» или более конкретно: «У Марии», «У Анастасии» и т.д. Возможно, это обусловлено тем, что женщина больше связана с обыденной жизнью и всячески старается ее приукрасить.

Весьма широкое поле деятельности имеется в торговле, где традиционные названия «Промтовары» и «Продтовары» не выдерживают конкуренции. Некоторую сложность вызывает выбор наименования предприятия, оказывающего лечебные услуги. К примеру, для процедур, связанных с получившими в настоящее время широкое распространение корректирующими кроватями, подойдет название «Спящая красавица».

Гораздо эффективнее решается женщинами и вопрос интерьера или так называемого «сервисного ландшафта» (термин предложен М.Дж. Битнер [5]). Именно им удается создать в предприятиях сервиса доверительно-домашнюю атмосферу, что не может ни сказаться на привлечении клиентов. Особенно важен благоприятный интерьер в рекреационных предприятиях, где он выступает в качестве элемента психологической разгрузки.

Приход женщин в сервис увеличивает творческое начало в услуге, что, при всей своей положительной роли, вносит дополнительную неопределенность и повышает риск при покупке. Риск усиливается тем, что большинством потребителей ряда услуг также являются женщины. В первую очередь, это касается личных (бытовых) услуг, а именно: парикмахерских, SPA-услуг, химической чистки и ремонта одежды (обуви) и др. В то же время, значительная часть женщин предпочитает пользоваться услугами, исполнителями которых выступают мужчины.

Возникает противоречие между стремлением женщин «завоевать» сферу услуг и их традиционным «преклонением» перед сильной половиной. Названное противоречие накладывается на классическое неравновесие между подходами к услуге со стороны исполнителя и клиента. Суть его в том, что исполнитель, в первую очередь, ориентируется на общепринятые стандарты, а клиент – на опыт потребления, как собственный, так и окружающих. Причем, в женской среде данное противоречие проявляется особенно остро. Разрешение противоречий является делом времени, когда сама женщина осознает свою значимость и незаменимость.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А.Сфера услуг: экономика. – М. : КНОРУС, 2007. – 328 с.
2. Статистичний щорічник України за 2005 рік / За ред. О.Г. Осауленка. – Київ: Державний комітет статистики України, вид-во «Консультант», 2006. – 575 с.
3. Ивченко М.М. Гендерные различия и Интернет в рекламе для женщин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 4 (60).– С. 49-54.
4. Статистичний щорічник Автономної Республіки Крим за 2006 рік / За ред. В.І. Колеснік. – Сімферополь: Головне управління статистики в АРК, 2007. – 616 с.
5. Bitner M. J. Servicescapes: The Impact of Physical Surroundings on Customers and Employees. // Journal of Marketing . – 1992. – April. – P. 57-71.