Внедрение механизма налогообложения семейного дохода как важнейшее условие реализации принципа социальной справедливости в налогообложении

Морозова Г.В., Филиппова Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Морозова Г.В., Филиппова Н.А. Внедрение механизма налогообложения семейного дохода как важнейшее условие реализации принципа социальной справедливости в налогообложении // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – С. 180-184.

Аннотация:
Сегодняшние недостатки налогового механизма перераспределения доходов свидетельствует о необходимости его реформирования. Переход к семейному налогообложению в рамках реформирования налогообложения доходов физических лиц позволит решить ряд социальных проблем, обеспечит повышение уровня жизни населения и, как следствие, рост поступлений в бюджет.

Ключевые слова: налоговая система, налогообложение, уровень жизни, социальный эффект, семейное налогообложение

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сегодняшние недостатки налогового механизма перераспределения доходов свидетельствует о необходимости его реформирования. Переход к семейному налогообложению в рамках реформирования налогообложения доходов физических лиц позволит решить ряд социальных проблем, обеспечит повышение уровня жизни населения и, как следствие, рост поступлений в бюджет.

Центральное место в налоговой системе РФ принадлежит налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), значимость которого определяется не только его удельным весом в бюджете, но и интересами трудоспособной части населения. Однако анализ действующей системы подоходного налогообложения в Российской Федерации показывает, что в настоящее время при распределении налоговых обязательств по НДФЛ между различными категориями граждан не учитывается их социальное и семейное положение. Так, при формировании налоговых отношений в России наблюдается некоторая несправедливость, которая заключается в предельно формальном подходе к социальному статусу плательщика, не принимающего во внимание объективное положение его жизни.

Зачастую налоги взимаются с доходов, которые ниже прожиточного минимума, а также с жилой площади, являющейся социальной нормой. К тому же, при налогообложении не учитываются различия в сфере практического потребления населения. Все это представляется недопустимым и нелогичным.

В связи с этим, для экономики страны и значительной части трудоспособного населения возникает объективная необходимость проведения реформирования подоходного налогообложения, в частности, введение практики семейного налогообложения. Исходя из принципа социальной справедливости, первоочередной мерой при этом должно стать:

‑ освобождение от налогообложения сумм, не превышающих размер прожиточного минимума;

‑ определение размера свободного дохода, остающегося после удовлетворения жизненно необходимых расходов самого налогоплательщика и членов его семьи.

Налоговые ставки по НДФЛ в условиях динамичной рыночной среды современной российской экономики, на показатели которой в значительной степени влияет инфляция, следует рационально привязывать не к абсолютным цифрам доходов, а к таким категориям, как:

‑ «бюджет прожиточного минимума» (БПМ);

‑ «минимальный потребительский бюджет» (МПБ);

‑ «рациональный потребительский бюджет» (РПБ);

‑ «бюджет высокого достатка» (БВД);

‑ «бюджет полного достатка» (БПД).

Градация населения по потребительским бюджетам является действенным аналитическим инструментом изучения системы распределительных отношений, уровня жизни, структуры общества по материальному достатку и уровня экономического неравенства.

Установление необлагаемого минимума на уровне прожиточного может стать основой для определения границ прогрессии ставок.

На основе вышеизложенного предложена методика расчета НДФЛ, учитывающая размер совокупного ежемесячного дохода и семейное положение налогоплательщика (табл. 1).

Таблица 1. Методика расчета налога на доходы физических лиц.

Домашние хозяйства (количество человек)
ставки налога на доходы физических лиц
0%
12%
15%
20%
25%
Размер совокупного ежемесячного дохода (руб.)

БПМ
МПБ
РПБ
БВД
БПД
1
до 5000
5001-10000
10001-20000
20001-35000
Свыше 50000
2
до 10000
10001-20000
20001-40000
40001-70000
Свыше 100000
3
до 15000
15001-30000
30001-60000
60001-105000
Свыше 150000
4
до 20000
20001-40000
40001-80000
80001-140000
Свыше 200000
НДФЛ является мощным рычагом воздействия не только на пополнение доходов бюджетов разных уровней, но и на социальную составляющую подоходного налогообложения. Поэтому предлагаемая методика сочетает в себе интересы как государства (по формированию доходов за счет прогрессии в налогообложении доходов физических лиц, одновременно позволяя сократить налоговую нагрузку на низкие и среднеоплачиваемые категории граждан), так и семей, имеющих детей или иждивенцев.

Помимо этого, возможен учет количества несовершеннолетних детей в семье и применение специального коэффициента К: при условии, что в семье 1 ребенок К = 0,9; при условии, что в семье двое детей К = 0,8 и т.д.

Например: 1) семья А, состоящая из четырех человек: супругов и двоих несовершеннолетних детей; 2) семья Б, состоящая из трех человек: супругов и одного несовершеннолетнего ребенка. Предположительно, что совокупный ежемесячный доход семей составил по 11 тысяч рублей. В таком случае сумма налога, взимаемая с дохода семьи А составит 11000х12%х0,8=1056 руб., а семьи Б – 11000х12%х0,9=1188 руб.

Таким образом, в предложенной методике максимально учитывается семейное положение налогоплательщика. При равном совокупном доходе сумма уплачиваемого налога будет ниже для семьи, имеющей детей. Предполагаемый порядок исчисления НДФЛ обеспечит сокращение величины обязательств для семьи, имеющей существенные различия в размерах получаемых доходов.

Переход к полноценному учету семейных обстоятельств при налогообложении должен осуществляться поэтапно, путем проведения ряда мероприятий, касающихся изменения как законодательства, так и механизма взимания налога.

На первом этапе частичного введения совместного налогообложения доходов супругов предполагается решение следующих задач:

‑ создать условия, при которых супруги вправе выбрать совместное налогообложение;

‑ скорректировать порядок предоставления вычетов;

‑ разработать совместную «семейную декларацию», которую супруги будут предоставлять в налоговый орган;

‑ ввести и организационно обеспечить права супруга на регистрацию в налоговом органе по месту постоянного жительства другого супруга.

На втором этапе при исчислении налога необходим переход к учету размера реального прожиточного минимума.

На третьем этапе введения порядка присоединения членов семьи материально зависимых

лиц к супругам в целях налогообложения предполагается:

‑ сформировать условия присоединения лиц к супругам;

‑ изменить системы сбора, хранения, обмена информацией в отношении группы лиц, объединяемых в целях налогообложения;

‑ изменить в законодательстве порядок применения мер ответственности за налоговые правонарушения (т.е. в законодательстве необходимо ужесточить эти меры, поскольку ответственность лежит уже не на одном лице).

На четвертом этапе введения порядка совместного налогообложения семьи следует:

‑ определить круг лиц, относящихся к членам семьи, а также условия их объединения в целях налогообложения;

‑ установить пределы, в которых доходы распределяются между членами семьи;

‑ рассчитать ставки налогообложения в зависимости от количественной и иных характеристик семьи.

Таким образом, переход к семейному налогообложению в рамках реформирования налогообложения доходов физических лиц позволит:

‑ сбалансировать объем социальных пособий и выплат, что повлечет за собой снижение расходов бюджета;

‑ расширить возможности россиян по использованию социальных и имущественных налоговых вычетов, так как они зачастую носят семейный характер;

‑ сократить количество подаваемых деклараций;

‑ обеспечить повышение уровня жизни населения;

‑ увеличить рост поступлений от налогообложения доходов физических лиц.


Источники:

1. Налоги с физических лиц : учебник / под ред. Л.И. Гончаренко. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 304 с. – ISBN 978-5-16-002994-8.
2. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения : учеб. пособие. – М. : Экономистъ, 2006. – 576 с. ‑ ISBN 5-98118-155-0.
3. Налогообложение физических лиц : учеб. Пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Филипповой. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 200 с. ‑ ISBN 978-5-7103-1578-1.
4. Реформа подоходного налога становится политическим лозунгом // Время новостей. – 2007. – №23. - с. 1-5.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 15:50:13