Современное состояние и перспективы развития сферы обращения товаров и услуг медицинского назначения в России

Болл С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Болл С.В. Современное состояние и перспективы развития сферы обращения товаров и услуг медицинского назначения в России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – С. 161-165.

Аннотация:
Одна из наиболее острых проблем современного этапа развития России заключается в прогрессирующем ухудшении состояния здоровья населения. Согласно данным официальной статистики, уровень смертности пока превышает рост рождаемости (например, по итогам 2006 г. уровень рождаемости равнялся 10,4, а уровень смертности — 15,2 случая на 1000 человек)1. По-прежнему высока смертность среди трудоспособного населения, особенно среди мужчин, вызываемая, в основном, несчастными случаями, отравлениями, травмами и т.п. Данная ситуация во многом связана с ухудшением материально-технического состояния отечественной системы здравоохранения.

Ключевые слова: медицина, здравоохранение, сфера обращения, товары медицинского назначения



Одна из наиболее острых проблем современного этапа развития России заключается в прогрессирующем ухудшении состояния здоровья населения. Согласно данным официальной статистики, уровень смертности пока превышает рост рождаемости (например, по итогам 2006 г. уровень рождаемости равнялся 10,4, а уровень смертности — 15,2 случая на 1000 человек) [1]. По-прежнему высока смертность среди трудоспособного населения, особенно среди мужчин, вызываемая, в основном, несчастными случаями, отравлениями, травмами и т.п. Данная ситуация во многом связана с ухудшением материально-технического состояния отечественной системы здравоохранения.

Отсутствие стратегии и программы развития здравоохранения как отрасли, перепрофилирование при приватизации научных организаций, банкротство федеральных предприятий, снижение инвестиционной активности, новации в законодательстве (отмена ряда налоговых льгот), низкий уровень инновационной активности российских компаний, выпускающих медицинскую продукцию - основные причины потери конкурентоспособности отечественных лекарственных препаратов.

Вместе с тем, достигнутая макроэкономическая стабильность в России позволяет перейти к активной технологической модернизации предприятий отрасли, позволяющей обеспечивать их инновационное развитие. Устойчивый экономический рост в фармацевтической и биотехнологической промышленности, повышение конкурентоспособности медицинской продукции, выход на мировые рынки могут быть обеспечены постоянным обновлением основных производственных фондов, непрерывной инновационной деятельностью, развитием институциональных преобразований.

В настоящее время в России выпуском готовых лекарственных средств занято свыше 600 предприятий, имеющих лицензии на право производства лекарственных препаратов. Из их числа реально и устойчиво работают в настоящее время менее двухсот отечественных фармацевтических предприятий, обеспечивающих около 90% российского сегмента отечественного фармацевтического рынка. Но только не более 20 из них могут работать по стандарту GMP (Good Manufacturing Practice). При этом они работают, как правило, на 30-40 %, то есть, имеют огромный резерв роста.

Основными сегментами российского фармацевтического рынка являются: аптечный, госпитальный и дополнительных лекарственных средств (ДЛО). Состояние рынка характеризуется двумя главными чертами: предельно высокой долей импорта и преобладанием среди поставляемой продукции устаревших, потерявших клиническую эффективность субстанций и произведенных из них лекарственных средств.

Отечественный сегмент рынка сегодня характеризуется преобладанием препаратов-дженериков, запущенных в производство более 20-30 лет назад. Уровень эффективности многих из них значительно уступает современным инновационным препаратам и должен рассматриваться на сегодняшний день как неприемлемый. Именно препараты этой группы, поставляемые в основном средними и мелкими отечественными, а также зарубежными компаниями и составляют в физическом выражении основной объем фармрынка страны.

В более перспективную группу на российском рынке входят препараты, недавно вышедшие из под патентной защиты. По своей эффективности они наиболее близки к инновационным.

Емкость фармацевтического рынка РФ в 2006 году составила 331 млрд. руб. (на 30 % выше, чем в 2005 году) и 12,2 млрд. долл. (на 35% выше, чем в 2005 году), что является вторым показателем в мире по темпу роста фармацевтического рынка среди крупных стран. [2]

Основным фактором, влияющим на рост фармацевтического рынка в последние два года, стало государственное финансирование закупок лекарственных средств. Так, доля государственных закупок ЛС по программе ДЛО и госпитальном сегменте увеличилась на 70% и составила 97,8 млрд. руб. ($3,6 млрд.), а средняя стоимость одной упаковки ДЛО в 2006 году по сравнению с 2005 годом выросла более чем в 2 раза и составила около 320 руб. В 2006 году государство на каждого льготника, получавшего лекарства по программе ДЛО, потратило в 7 раз больше - порядка 8000 руб. (или около 300 долл.), в то время, как средний россиянин из собственных средств потратил на лекарства 1150 руб. (или 42 долл.). [3]

По данным DSM Group, объем фармацевтического рынка России в 2007 году составил около 360 млрд. рублей (14 млрд. долларов). При этом ожидается, что в 2007 - 2013 гг. фармацевтический рынок будет расти в среднем на 18% в год. [4]

В 2007г. произошел ряд событий, на которые данный рынок не мог не отреагировать. К ним в первую очередь следует отнести:

‑ кризис поставок медикаментов по программе ДЛО в субъектах РФ вызвал широкий общественный резонанс, отразившийся на всей структуре фармрынка;

‑ переход в начале 2007 года от обязательной сертификации лекарственных средств к декларированию их соответствия качеству в том варианте, в каком оно осуществляется ФГУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской продукции», привело к дополнительным финансовым расходам со стороны заявителей (производителей и поставщиков лекарств) и снижению контроля за качеством лекарственных средств;

‑ инициативы по реализации проектов по созданию государственных фармацевтических холдингов;

‑ увеличение количества сделок слияний и поглощений во всех сферах обращения медикаментов (от их производства до реализации).

В настоящее время медицинская промышленность, обеспечивает только 0,7% общего объема промышленного производства в стране, доля продукции отрасли в валовом внутреннем продукте - 0,5%.

В настоящее время действующие в России химико-фармацевтические предприятия производят менее 25% реализуемых на территории России препаратов, и ассортимент большинства этих препаратов давно устарел. Поэтому перед отечественными предприятиями всех трех составляющих фармацевтического рынка (производства, дистрибуции и розницы) стоит задача существенных организационных и технологических преобразований.

По данным DSM Group, аптечный рынок России развивался в последние годы достаточно динамично. Вместе с тем, на данном, достаточно дифференцированном (в отличие от дистрибуции) рынке, пока доминируют частные аптечные сети. Следовательно, на этом рынке можно ожидать существенных изменений, связанных со слияниями и поглощениями сетевых структур с участием крупных холдинговых корпораций (в том числе построенных по вертикальному принципу, предусматривающему охват всей цепочки ценностей: от производства фармпрепаратов до их реализации).

Рост отечественного фармрынка также связан с усилением прямого инвестирования российских предприятий со стороны транснациональных фармацевтических холдингов. Иными словами, можно констатировать в рассматриваемой отрасли тенденцию к усилению интеграционного процесса, которую может еще более усилить предполагаемое вступление России в ВТО.

В настоящее время в России сложились объективные предпосылки, говорящие о необходимости создания на базе существующих государственных унитарных предприятий, учреждений и коммерческих организаций фармацевтического холдинга, в рамках которого стало бы возможным разрешить ряд проблем, возникших в фармацевтической индустрии.

Целесообразность создания на базе существующих государственных унитарных предприятий, учреждений и коммерческих организаций фармацевтического холдинга связана, прежде всего, с очевидными преимуществами холдингов по сравнению с иными формами организации бизнеса, подтвержденными мировым и отечественным опытом.

Таким образом, в условиях усиления конкуренции наибольшего прогресса добиваются предприятия, модернизирующие производство, активно обновляющие ассортимент и совершенствующие маркетингово-сбытовую деятельность, создающие условия для внедрения международных стандартов GMP и ISO, активно внедряющие современные информационные технологии (IT).

Можно ожидать дальнейшего увеличения сделок слияний и поглощений в рассматриваемой сфере, в том числе с участие ведущих зарубежных компаний.

В этих условиях не должно оставаться в стороне и государство, способствующее консолидации научных и производственных организаций путем поддержки инициатив по образованию новых холдинговых структур.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:55:00