Процессная реструктуризация как инструмент антикризисного управления предприятием

Соколова Г.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Соколова Г.Ю. Процессная реструктуризация как инструмент антикризисного управления предприятием // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – С. 110-114.

Аннотация:
Экономическая теория и практика подтверждают, что в процессе развития любых организаций возможно возникновение кризисных ситуаций. Такое состояние свидетельствует о накоплении в них определенной критической массы сдерживающих факторов, устранение или активизация которых необходимы для продолжения процесса их нормального функционирования.

Ключевые слова: антикризисное управление, процессная реструктуризация



Экономическая теория и практика подтверждают, что в процессе развития любых организаций возможно возникновение кризисных ситуаций. Такое состояние свидетельствует о накоплении в них определенной критической массы сдерживающих факторов, устранение или активизация которых необходимы для продолжения процесса их нормального функционирования.

В переходный период от командно-административной системы к рыночной экономике в России прокатилась волна банкротств как малых, так и крупных предприятий. Например, в Республике Коми число банкротов превысило пять тысяч, и пик пришелся на 2002 год, что явилось следствием кризиса 1998 года [1]. Динамика количества дел по банкротству примерно одинакова и для России, и для Республики Коми. Но если учесть, что число зарегистрированных предприятий в Республике Коми на начало 2007 года составляло 16 597, то доля предприятий-банкротов в размере 30,17 % становится весьма внушительной. Сведения о количестве дел по банкротству приведены в табл. 1.

Таблица 1

Количество дел по банкротству в России и Республике Коми
Годы
Кол-во
1994-2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Итого
Российская Федерация

51414

47762

94531

14277

14090

32190

91431

345695
Республика Коми*

1095

1406

1784

79

125

319

199

5007
*до 2006 года данные собраны автором в ходе исследования дел о банкротстве

Обострившийся в России системный кризис переходного периода вызвал потребность в построении эффективного антикризисного управления. Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится таковым по мере вступления организации в полосу кризисного развития [2]. Стивен Финк в своей книге «Кризисное управление» (Crisis Management) отмечает, что каждый руководитель «должен смотреть в будущее и планировать его, считая кризисы столь же неизбежными, как смерть и налоги, и не из слабости и страха, а наоборот, для приобретения силы…» [3].

Многочисленные исследования российских и зарубежных ученых в области антикризисного управления привели к различным понятиям и толкованиям данного явления. Произошла своего рода эволюция взглядов на сущность, цели и задачи антикризисного управления. Шкала определений начинается с управления в кризисной ситуации и заканчивается управлением по предотвращению и недопущению кризиса, по сути, сводя последнее к стратегическому менеджменту.

Обобщая уже имеющуюся научную базу в данном вопросе, мы предлагаем свое определение, сформулированное на основании проведенного исследования. Антикризисное управление - это специфическое управление, которое характеризуется применением новых подходов, основанных на принятии управленческих решений в условиях неопределенности и высоких темпов изменений, что в конечном итоге должно привести к разрешению противоречий в существовании бизнеса, вызывающих кризис, и к увеличению стоимости бизнеса.

По нашему мнению, данное определение наиболее характерно для периода экономического подъема, который испытывает Россия в настоящий период. В данном случае угроза возникновения кризиса не исчезает, а переходит в скрытое, «латентное» состояние. Эволюция взглядов на развитие деловых циклов и связанных с ними кризисов наглядно подчеркивает этот факт [4].

Быстро изменяющаяся рыночная среда, усиливающаяся конкурентная борьба в современном мире все больше вынуждают предприятия искать новые пути своего развития. С этой точки зрения одним из эффективных инструментов антикризисного управления может стать процессная реструктуризация бизнеса, представляющая собой один из способов совершенствования системы управления в рамках процессного подхода. Как свидетельствует практика, переход от функциональной системы управления к процессно-ориентированной системе необходим в первую очередь:

  • предприятиям, находящимся в кризисной ситуации. У них нет выбора, так как если они не сделают решительных шагов, то неизбежно разорятся;
  • предприятиям, которые в текущий момент не находятся в затруднительном положении, однако руководство предвидит неизбежность возникновения проблем;
  • предприятиям – лидерам, не имеющим проблем ни сейчас, ни в ближайшем будущем. Они не удовлетворены достигнутым состоянием бизнеса и желают добиться большего [5].
  • Наиболее известными методиками реструктуризации бизнеса в рамках процессного подхода является перепроектирование бизнес-процессов (процессная реструктуризация), реинжиниринг бизнес-процессов, бенчмаркинг [6,7].

    Под процессной реструктуризацией понимают методику улучшения бизнес-процессов, основанную на детальном анализе бизнес-процессов и предполагающую не создание улучшаемого бизнес-процесса заново, а приведение существующего процесса к виду, наиболее соответствующему стратегическим целям и миссии организации.

    Реиижинирииг является наиболее «тяжёлым» подходом к улучшению бизнес-процессов. Он требует наибольшего количества ресурсов, как материальных, так и временных.

    Бенчмаркинг в общем случае требует наименьших затрат и является наименее рискованным из всех рассмотренных подходов, однако он может применяться только в тех случаях, когда имеет место свободный доступ к опыту предприятий-эталонов.

    Анализ всех трёх методик улучшения бизнес-процессов позволяет сделать предположение, что наиболее адаптированным к условиям современной российской экономики является процессная реструктуризация бизнеса.

    По нашему мнению, в рамках антикризисной программы с целью совершенствования системы управления бизнесом, ведущей к увеличению его стоимости, следует разработать и реализовать механизм управления бизнес-процессами, включающий в себя:

    1) определение целей и желаемых результатов совершенствования рассматриваемого бизнес-процесса;

    2) выявление необходимых ресурсов (трудовых, информационных и т. д.) для совершенствования бизнес-процесса;

    3) выбор методов и средств совершенствования бизнес-процесса;

    4) управление использованием ресурсов, которые выделены для совершенствования бизнес-процесса, в том числе мотивацией персонала;

    5) наблюдение за ходом совершенствования бизнес-процесса;

    6) анализ результатов его выполнения и коррекцию хода выполнения бизнес-процесса.

    Кроме того, необходимо определить критерии оптимизации, которые могут использоваться при построении процессно-ориентированной модели антикризисного управления, например: объем реализации, объем производства, объем внешних поставок, затраты на выплаты работникам, денежный поток, норма рентабельности и т.д.

    В качестве оптимизационной задачи в данном случае может рассматриваться планирование, где целевая функция (критерий оптимальности) может быть представлена как денежный поток по маржинальной прибыли за все периоды планирования

    f = ∑ А - ∑ В,

    где ∑ А - поток доходов; ∑ В - поток расходов.

    Задача линейного программирования состоит в максимизации целевой функции

    Таким образом, предложенный механизм управления бизнес-процессами позволит реализовать антикризисную стратегию. Ее целью является предотвращение или недопущение кризиса на основе использования возможностей, а не решение сиюминутных проблем, применение новых подходов, основанных на интерактивном планировании, исключающих прошлый неудачный опыт.

    Процессная реструктуризация может стать благоприятной возможностью преодоления кризиса, и недоверие к ней не является основанием для отказа от нее. Способность принимать решения в условиях неопределенности, свойственных всем инновационным решениям, дана небольшому числу людей. Таковыми являются антикризисные менеджеры, и в их руках все чаще в последнее время находится будущее российского бизнеса.


    Источники:

    1. Официальный сайт Арбитражного суда Республики Коми. Банкротство. [Электронный ресурс].– Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.komi.arbitr.ru/index?tid=633200025
    2. Антикризисное управление / под ред. проф. Э.М. Короткова. – М. : ИНФРА-М, 2007. - 620 с. ISBN 5-16-002459-Х.
    3. Управление в условиях кризиса : пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.- 256 с.- (Серия «Harvard Business Review») ISBN 5-9614-0197-9.
    4. Ивантер А. Его величество случай // Эксперт. – 2006. - №1-2. – С. 78-87.
    5. Антикризисный менеджмент / под ред. проф. Грязновой А.Г. – М. : Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», изд. ЭКСМО, 1999.- 368 с. - ISBN 5-88124-038-3.
    6. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе : пер. с англ. - Спб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. - 332 с.
    7. Менеджмент процессов : пер. с нем. / под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В.Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна. – М. : Эксмо, 2007. – 384 с. – (Качественный менеджмент). ISBN 5-699-19492-4.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:14