Разработка конкурентной стратегии коммерческо-предпринимательской структуры и прогнозирование ее развития

Власенко О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Власенко О.В. Разработка конкурентной стратегии коммерческо-предпринимательской структуры и прогнозирование ее развития // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – С. 60-63.

Аннотация:
В условиях рынка любой коммерческо-предпринимательской структуре следует разрабатывать рациональные стратегические планы и в зависимости от обстоятельств все время их корректировать и обновлять. Реальная жизнь многогранна. Не так часто удается выбрать самый лучший план действий и сразу же успешно его реализовать. Дело в том, что экономическая обстановка может изменяться слишком быстро. Однако наличие стратегии дает возможность удерживать в поле зрения грядущие изменения и своевременно корректировать действия. Главное здесь – обеспечить конкурентоспособное развитие коммерческо-предпринимательской системы.

Ключевые слова: конкурентоспособность, стратегическое планирование, конкурентная стратегия, конкурентоспособное развитие

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях рынка любой коммерческо-предпринимательской структуре следует разрабатывать рациональные стратегические планы и в зависимости от обстоятельств все время их корректировать и обновлять. Реальная жизнь многогранна. Не так часто удается выбрать самый лучший план действий и сразу же успешно его реализовать. Дело в том, что экономическая обстановка может изменяться слишком быстро. Однако наличие стратегии дает возможность удерживать в поле зрения грядущие изменения и своевременно корректировать действия. Главное здесь – обеспечить конкурентоспособное развитие коммерческо-предпринимательской системы.

Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, чего коммерческо-предпринимательская структура (КПС) хочет достичь – её целями, – и линией поведения, выбранной для их достижения. Результат деятельности КПС зависит от адаптации к изменениям. Необходимо выбирать перспективу с учетом внутренних особенностей, а также внешних проявлений узкого и широкого окружения.

Стратегические решения имеют важнейшее значение в определении будущего коммерческо-предпринимательской структуры. Они охватывают практически все стороны деятельности как самой КПС, так и ее окружения:

‑ сферу коммерческо-предпринимательской деятельности;

‑ соответствие деятельности окружению и возможностям КПС;

‑ распределение и перераспределение основных ресурсов КПС;

‑ оценки, ожидания и цели тех, кто влияет на стратегию;

‑ долгосрочное направление траектории движения коммерческо-предпринимательской структуры;

‑ комплексные изменения всех подразделений КПС;

‑ готовность менеджеров к преодолению функциональных барьеров;

‑ направленность в будущее и понимание его неопределенности;

‑ убежденность в целесообразности реализации.

При стратегическом управлении коммерческо-предпринимательской структурой важно найти правильное соотношение между решением и действием, чтобы достичь успеха. Оно зависит от многих обстоятельств, главным из которых является конъюнктура рынка, на котором разворачиваются стратегии. В результате обеспечение компетентности в вопросах стратегии становится настоятельной необходимостью для большого круга предпринимателей. Между тем, они не всегда обладают способностями в аналитической работе, что затрудняет выработку эффективной стратегии. В то же время, имеется опасность увязнуть в анализе, но самым пагубным является отрицание его необходимости. Таким образом, наступило время содействовать развитию анализа, учитывая, что он существует в симбиозе с действием. Напрашиваются два основных вывода о необходимости стратегии для коммерческо-предпринимательской структуры:

1) наличие стратегии сокращает неопределенность и способствует предвосхищению событий;

2) важно придание конкретного внешнего выражения стратегии, существующей в скрытой форме.

Для эффективного стратегического управления коммерческо-предпринимательской структурой необходим прогноз ее развития. Прогноз есть некое вероятностное суждение относительно будущих событий и состояний. Научное предвидение будущего, как и прогнозирование перспектив развития – насущная потребность предпринимательства. Любое управленческое решение, последствия которого должны проявляться в будущем, основывается на том или ином способе предвидения. Поэтому прогнозирование можно считать одной из стадий управления, предшествующей другим его стадиям – определению целей, планированию, программированию, проектированию, финансированию, использующим в процессе принятия решений прогнозную информацию [1].

Прогноз как одна из форм научного предвидения является вероятностным утверждением о будущем с некоторой степенью достоверности. Прогнозирование коммерческо-предпринимательской деятельности – это процесс, технология разработки прогноза, научное исследование возможных, ожидаемых перспектив развития КПС.

Для научных прогнозов коммерческо-предпринимательской деятельности характерны следующие условия:

1. Четкое определение всех используемых терминов, не допускающих двусмысленности, в том числе по поводу объекта прогнозирования, времени, показателей, характеристик, методов, ожидаемых результатов;

2. Возможность и доступность проверки процесса прогнозирования, хода рассуждений прогнозиста любым независимым экспертом;

3. Возможность, хотя бы гипотетической, проверки прогноза. Полное совпадение прогноза коммерческо-предпринимательской деятельности с действительностью маловероятно, необходимо определить допустимую величину ошибки. Слишком широкий интервал прогнозов не имеет практического значения при принятии решения, так как прогноз сбудется в любом случае.

4. Согласованность множественных прогнозов коммерческо-предпринимательской деятельности: если прогнозируется несколько характеристик одного и того же процесса, то эти характеристики не должны противоречить друг другу.

Прогноз коммерческо-предпринимательской деятельности необходим и при принятии тактических управленческих решений, и тем более – при определении стратегии развития КПС. Залогом успешного руководства здесь является принцип: управлять – значит предвидеть.

Наиболее доступным и часто используемым методом прогнозирования коммерческо-предпринимательской деятельности некоторых показателей социально-экономического развития является экстраполяция тенденций динамического ряда, а также других динамических моделей. Прогнозируя какой-либо показатель на основе рядов динамики, необходимо, прежде всего, изучать экономическую сущность явления, что и является первым этапом в этом процесе.

В практической деятельности, рассматривая динамический ряд, трудно определить, имеются ли закономерные изменения показателя коммерческо-предпринимательской деятельности во времени, так как любой динамический ряд содержит несколько составляющих: долговременную тенденцию, сезонные колебания, случайные отклонения. Прежде чем начинать прогнозирование, надо разложить динамический ряд на основные компоненты, определить, можно ли пренебречь сезонными или случайными колебаниями. Для выявления основной тенденции динамического ряда необходимо провести сглаживание, для чего можно использовать методы скользящей средней и наименьших квадратов.

В рамках системного подхода и комплексного прогнозирования развития КПС как системы утрачивают свою актуальность такие методы прогнозирования, как построение трендов, регрессионных моделей, прогнозирование на основе темпов роста и т.д. Индивидуальный прогноз каждого показателя коммерческо-предпринимательской деятельности часто искажает общую тенденцию в прогнозе развития хозяйствующего субъекта (хотя это в первую очередь зависит от уровней надежности используемых моделей). Поскольку при этом обычно нарушается принцип эмерджентности, который заключается в том, что все признаки системы взаимосвязаны, а их искусственное разделение нарушает целостность системы и вызывает рост погрешности прогноза.

Из этого следует вывод, что необходимо в решении данной задачи применять методы многомерного прогнозирования коммерческо-предпринимательской деятельности. Одним из них является метод многомерного прогнозирования цепями Маркова, который предполагает инерционность развития процесса. Однако темпы роста прогнозируемых показателей обычно не совпадают с темпами их роста за последний год исследуемого периода. Здесь в неявной форме учитывается взаимосвязь и взаимозависимость показателей в системе, поскольку они описывают один и тот же объект в процессе его развития и принцип эмерджентности не нарушается. Коммерческо-предпринимательская структура прогнозируется как единое целое или как система, не дифференцируя её на отдельные показатели.

Однако в процессе предпринимательской деятельности необходимо активное управление экономическими процессами, и те результаты хозяйственной деятельности, которые получены при инерционном подходе развития коммерческо-предпринимательской структуры, зачастую не соответствуют современным реалиям.


Источники:

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М. : Финансы и статистика, 1994.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:32