Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2008

Логистика в системе формирования конкурентоспособности предприятия

Козлова Елена Ивановна, аспирант кафедры инженерной экономики и маркетинга, ст. преподаватель кафедры экономики Донского государственного технического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 42

Аннотация:
Постоянное ужесточение конкуренции на товарных рынках диктует необходимость применения новых приемов и методов конкурентной борьбы. Логистика предоставляет широкий арсенал еще не освоенных средств для достижения высокого уровня конкурентоспособности предприятия. В связи с этим необходимо построение такой системы формирования конкурентоспособности предприятия, которая отвечала бы современным реалиям конкурентного рынка и базировалась бы на принципах логистического подхода.
Цитировать публикацию:
Козлова Е.И. Логистика в системе формирования конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – С. 56-59.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Постоянное ужесточение конкуренции на товарных рынках диктует необходимость применения новых приемов и методов конкурентной борьбы. Логистика предоставляет широкий арсенал еще не освоенных средств для достижения высокого уровня конкурентоспособности предприятия [1]. В связи с этим необходимо построение такой системы формирования конкурентоспособности предприятия (СФКП), которая отвечала бы современным реалиям конкурентного рынка и базировалась бы на принципах логистического подхода.

Системный подход к обеспечению конкурентоспособности предприятия рассмотрен в ряде работ отечественных исследователей, в частности, Еленевой Ю.Я. [2], Фатхутдинова Р.А. [3]. Ю.Я. Еленева основное внимание уделяет определению целей, задач и функций системы обеспечения конкурентоспособности предприятия. Описание же структуры данной системы в работе [2] практически не показано.

Поэтому при построении СФКП за базу было взято структурирование системы, предложенное Р.А. Фатхутдиновым, которое включает в себя управляющую, управляемую, обеспечивающую, целевую и подсистему научного сопровождения. К компонентам внешней среды были относены поставщики, потребители, маркетинговые посредники, контактные аудитории, региональная инфраструктура и факторы макросреды [3].

Проектирование СФКП следует начинать с выделения системы из среды и формирования ее внешнего окружения. Внешняя среда разделена на три уровня:

‑ макросреду;

‑ мезосреду (специализированная инфраструктура и внутриотраслевая конкурентная среда);

‑ микросреду (поставщики, потребители, посредники, конкуренты и др.).

Специализированная инфраструктура выделена как самостоятельный компонент мезосреды ввиду ее высокой значимости при формировании узкоспециализированных конкурентных преимуществ отраслевых предприятий. Она включает специализированное нормативно-методическое и ресурсное обеспечение. С позиции объектного структурирования данная подсистема представлена:

‑ производственной инфраструктурой: научно-технические, инжиниринговые и технологические посредники, обслуживающие предприятия отрасли;

‑ социальной инфраструктурой: специальные образовательные учреждения и организации системы повышения квалификации.

Внутриотраслевая конкурентная среда во многом формирует потенциал конкурентоспособности фирм, характеризует взаимодействие между предприятиями отрасли: интенсивность конкуренции, специализацию и степень интеграции, сегментированность рынка, наличие стратегических групп конкурентов. Кроме того, внутриотраслевая микросреда определяется емкостью и темпами роста отраслевого рынка.

Важным моментом в теории конкурентоспособности предприятия является то, что конкурентные преимущества формируются на основе внутренних и внешних факторов всех уровней: микро-, мезо – и макросреды в зависимости от масштабности товарного рынка [3]. Именно этот аспект процесса обеспечения конкурентоспособности предприятия позволяет реализовать в полном объеме преимущества логистического подхода, которые проявляются наиболее ярко при формировании эффективных логистических связей с компонентами внешней среды, участвующими в организации потоковых процессов.

Анализ структурных компонентов внешнего окружения СФКП показал, что многие из них представляют собой звенья логистических цепей, из которых формируются логистические каналы, а затем и логистические системы. Следовательно, логистика играет большую роль в формировании конкурентоспособности предприятия. Перечислим логистические компоненты внешнего окружения СФКП:

Микросреда:

‑ поставщики материальных и связанных с ними информационных ресурсов;

‑ потребители;

‑ логистические посредники;

‑ конкуренты;

Мезосреда:

‑ специализированная инфраструктура: научно-технические, инжиниринговые и технологические посредники.

Вход СФКП – представлен материальными и связанными с ними информационными потоками, поступающими в систему на переработку в ее процессоре с целью выработки готовой продукции.

Выход СФКП – материальные потоки (а также связанные с ними информационные потоки) в форме готовой продукции и услуг предприятия, в том числе услуг логистического сервиса.

Внутренняя структура СФКП на верхнем уровне детализации представлена управляемой, управляющей, логистической подсистемами и подсистемой маркетинга.

Построение управляемой подсистемы выполнено на основе жизненного цикла продукции и включает следующие функциональные блоки: научные исследования и разработки, техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение, производство, сбыт, сервис, утилизацию.

Управляющая подсистема состоит из подсистемы научного сопровождения, функциональной, целевой, организационно-структурной и информационно-технологической подсистем.

Подсистема маркетинга рассматривается как центральная, призванная обеспечить единую целевую направленность функционирования всех других подсистем – ориентацию на конечного потребителя.

Включение в СФКП логистической подсистемы призвано усилить логистическую компоненту в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Она представляет собой совокупность взаимодействующих подразделений фирмы, обеспечивающих движение экономических потоков в соответствии с логистическими целями фирмы.

Логистическая подсистема рассматривается как центральная подсистема СФКП, поскольку логистика из функции управления предприятием постепенно превращается в концепцию управления. Логистическая концепция основывается на управлении потоковыми процессами и состоит в оптимизации и рационализации экономических потоков предприятия.

Управление предприятием на основе логистической концепции предполагает прямое или косвенное участие всех подразделений и служб. Это и предопределяет центральный всеобъемлющий характер логистической подсистемы СФКП, придает единую целевую направленность функционированию других компонентов данной системы – постоянный поиск новых возможностей рациональной организации экономических потоков предприятия.

С точки зрения функционального структурирования, логистическая подсистема включает три компонента: закупочную, производственную и распределительную подсистемы. Объектное структурирование позволяет выделить следующие компоненты: службы материально-технического обеспечения и сбыта продукции, НИОКР, производственные и логистические подразделения, транспортное и складское хозяйства. Именно эти подразделения напрямую занимаются выполнением логистических функций фирмы.

Резюмируя, можно отметить высокую значимость логистической компоненты во внешней среде системы формирования конкурентоспособности предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Макаров Е.И., Курносов В.Б. Логистическая поддержка строительного комплекса региона: механизм формирования. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 232 с. – ISBN 5-9273-0773-6.
2. Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. – М. : «Янус-К», 2001. – 296 с. – ISBN 5-8037-0087-8.
3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 312 с. – ISBN 5-16-000313-4.