Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2008

Совершенствование взаимодействия малого и крупного бизнеса как фактор инновационного развития экономики России

Датукашвили Роман Давидович, Аспирант Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, Россия

Гильярди Юлия Анатольевна, Аспирант Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 33

Аннотация:
Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий в производство. Поэтому главной задачей в настоящее время является переход к качественно новым формам предпринимательской активности компаний, связанным с созданием и продвижением новых товаров, внедрением новых технологий, а также организацией новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса.
Цитировать публикацию:
Датукашвили Р.Д., Гильярди Ю.А. Совершенствование взаимодействия малого и крупного бизнеса как фактор инновационного развития экономики России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – С. 27-31.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий в производство. Поэтому главной задачей в настоящее время является переход к качественно новым формам предпринимательской активности компа­ний, связанным с созданием и продвижением новых товаров, внедрением новых техноло­гий, а также организацией новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса.

В последние годы российская экономика достигла определенных успехов. Прирост ВВП остается стабильным и в отличие от прошлых лет опирается не столько на внешние, сколько на внутренние факторы - потребительский и инвестиционный спрос. Причем если еще недавно более высокие темпы роста показывали добывающие производства, то сейчас - обрабатывающие. Увеличились реальная заработная плата и инвестиции в основной капитал.  Вместе с тем, существуют и серьезные проблемы.

К примеру, Россия вступает в период абсолютного сокращения населения трудоспособного возраста. В со­четании с растущим дефицитом квалифицированных работников это становится серьезным препятствием для экономического роста. Преодолеть его можно, повышая производительность труда темпами не ниже 6,5-7% в год [1]. Все это свидетельствует о жизненной необходимости перехода российской экономики на инновационный путь развития.

Взаимодействие крупного и малого бизнеса особенно активно ведётся в инновационной сфере, где наиболее трудные и рискованные этапы на пути от фундаментальных исследований до получения прибыли в результате массовой реализации нового продукта выполняет малый венчурный бизнес. Возникновение венчурного бизнеса стало возможным вследствие перенакопления капитала крупнейшими корпорациями.

Малый бизнес в инновационной сфере развивается более активно, чем крупный. Обладая более сильной мотивацией и испытывая давление конкуренции, он продолжает функционировать там, где обычный бизнес останавливается, поскольку сталкивается с рисками технической и рыночной неопределённости. В промышленно развитых странах преодолевать этот барьер малому бизнесу наряду с государством помогает и крупный бизнес.

Одним из основных источников финансовых "вливаний" в малые венчурные фирмы являются крупные компании, заинтересованные в практическом освоении имеющих­ся инновационных заделов. Ими проводится отбор идей, проектов, под которые потенциально можно выделить деньги. Финансирование может осуществляться и прямо, и через специально созданные венчурные фонды. Наибольший интерес вызывают венчурные фонды, создаваемые промышленными корпорациями.

Яркими примерами венчурного взаимодействия крупного капитала с мелким бизнесом стали такие современные инфраструктурные образования, как научно-технические парки, технополисы и бизнес-инкубаторы.

Технопарков и бизнес-инкубаторов в России пока очень мало, их количество, а главное материальная и финансовая база не позволяют реализовать даже имеющийся интеллектуальный потенциал и удовлетворить спрос на инновационную продукцию. Тем не менее, определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В рамках правительственной програм­мы в 2005-2006 гг. в 55 регионах была проведена работа по созданию 93 биз­нес-инкубаторов; 29 регионов реализуют программы поддержки экспортно-ориен­тированных малых предприятий, а в 31 регионе действуют программы развития кредитования и лизинга для малых пред­приятий. Кроме того, в 19 регионах фор­мируются венчурные фонды, в 35 регио­нах за счет средств федерального бюдже­та поддерживаются региональные и муни­ципальные программы развития малого предпринимательства [2].

Некоторые исследователи полагают, что перспективы развития рискового финансирования в России объективно тесно связаны с развитием финансово-промышленных групп. Налаживание их взаимодействия с малыми инновационными фирмами и специальными инновационными структурами может разрешить противоречие между невостребованностью огромного количества научно-технических разработок и необходимостью обновления технологической базы реального сектора российской экономики, обеспечив приток капитала для организации новых производств.

Другие считают, что только благодаря государственной поддержке малый бизнес, несмотря на скромную долю в совокупных затратах на НИОКР, может стать «разработчиком» многих важных инноваций. По нашему мнению, плюсы инновационного малого бизнеса проявляются именно благодаря его поддержке со стороны государства и кооперации с крупным бизнесом.

Очень часто в экономической литературе встречается утверждение, что малый бизнес быстрее и с меньшими затратами внедряет в производство свои изобретения. На наш взгляд, заявление о том, что малый бизнес сам внедряет в производство свои изобретения не соответствует действительности. Практика свидетельствует, что внедряет в производство изобретения именно крупный, а не малый бизнес.

Малый бизнес, особенно в области инноваций, не способен быстро освоить выпуск новой продукции, так как это требует значительных вложений капитала, если речь идёт не о мелкосерийном производстве. Создать инновационный продукт и довести его до широкого потребителя самостоятельно малый бизнес не может. Это возможно лишь при кооперации с крупным. Качество продукции также может быть высоким только у тех малых фирм, которые тесно взаимодействуют с крупным бизнесом через различные формы кооперации.

Как правило, малая фирма создаёт опытный образец, получает на инновацию патент, затем патент в случае возникновения заинтересованности крупный бизнес покупает у малой фирмы. Это происходит в том случае, если малая фирма не создана крупным бизнесом и является самостоятельной.

Если у инновационной независимой малой фирмы никто не покупает патент, тогда она либо перестаёт существовать, либо пытается реализовать инновацию самостоятельно. Однако без поддержки сделать это практически невозможно. Успех в данном случае является скорее исключением из правила. Причиной этому является недостаток ресурсов. Именно поэтому малые венчурные фирмы являются временными структурами. В современной экономике развить инновацию до промышленного массового применения может только крупный бизнес.

Близки по статусу к находящемуся под опекой крупных фирм венчурному бизнесу малые предприятия, действующие в рамках "бизнес-инкубаторов" при крупных фирмах. Бизнес-инкубатор подразумевает со­здание самостоятельных юридических лиц по результатам конкурса бизнес-проектов.

Существуют три способа связи "бизнес-инкубаторов" с крупной корпорацией-лидером [3]. Первый вариант - корпорация полностью владеет "инкубатором" и, соответственно, всеми его доходами (в форме арендной платы или прибыли от деятельности).

Второй ‑ совместное с "инкубатором" предприятие венчурного типа, когда корпорация финансирует лишь создание "инкубатора", покрывает некоторые расходы его деятельности и предостав­ляет гарантии по инновационным кредитам малому бизнесу.

Третий ‑ лицензионное соглашение, по которому корпорация предоставляет "инкуба­тору" право "выращивать" новые фирмы для разработки и продаж фирменной продукции и услуг (форма франшизы), но "инкубатор" распоряжается своей собственностью и доходами самостоятельно.

Таким образом, в силу своей гибкости и адаптивности малый бизнес в инновационной сфере, с одной сторо­ны, как правило, выполняет роль инкубатора экономических и технологических новаций, которые в случае успеха потом распространяются на всю экономическую систе­му, а с другой - дает всей экономике мощный импульс устойчивой положитель­ной динамики.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Неотъемлемая составляющая эффективности // Человек и труд. - 2007. - №4. - С.18 -19.
2. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2007.- №4. - С.11.
3. Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики. - 1999.- №12. - С.71.