Совершенствование взаимодействия малого и крупного бизнеса как фактор инновационного развития экономики России

Датукашвили Р.Д., Гильярди Ю.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Датукашвили Р.Д., Гильярди Ю.А. Совершенствование взаимодействия малого и крупного бизнеса как фактор инновационного развития экономики России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – С. 27-31.

Аннотация:
Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий в производство. Поэтому главной задачей в настоящее время является переход к качественно новым формам предпринимательской активности компаний, связанным с созданием и продвижением новых товаров, внедрением новых технологий, а также организацией новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательская активность, инновационная политика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий в производство. Поэтому главной задачей в настоящее время является переход к качественно новым формам предпринимательской активности компа­ний, связанным с созданием и продвижением новых товаров, внедрением новых техноло­гий, а также организацией новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса.

В последние годы российская экономика достигла определенных успехов. Прирост ВВП остается стабильным и в отличие от прошлых лет опирается не столько на внешние, сколько на внутренние факторы - потребительский и инвестиционный спрос. Причем если еще недавно более высокие темпы роста показывали добывающие производства, то сейчас - обрабатывающие. Увеличились реальная заработная плата и инвестиции в основной капитал. Вместе с тем, существуют и серьезные проблемы.

К примеру, Россия вступает в период абсолютного сокращения населения трудоспособного возраста. В со­четании с растущим дефицитом квалифицированных работников это становится серьезным препятствием для экономического роста. Преодолеть его можно, повышая производительность труда темпами не ниже 6,5-7% в год [1]. Все это свидетельствует о жизненной необходимости перехода российской экономики на инновационный путь развития.

Взаимодействие крупного и малого бизнеса особенно активно ведётся в инновационной сфере, где наиболее трудные и рискованные этапы на пути от фундаментальных исследований до получения прибыли в результате массовой реализации нового продукта выполняет малый венчурный бизнес. Возникновение венчурного бизнеса стало возможным вследствие перенакопления капитала крупнейшими корпорациями.

Малый бизнес в инновационной сфере развивается более активно, чем крупный. Обладая более сильной мотивацией и испытывая давление конкуренции, он продолжает функционировать там, где обычный бизнес останавливается, поскольку сталкивается с рисками технической и рыночной неопределённости. В промышленно развитых странах преодолевать этот барьер малому бизнесу наряду с государством помогает и крупный бизнес.

Одним из основных источников финансовых "вливаний" в малые венчурные фирмы являются крупные компании, заинтересованные в практическом освоении имеющих­ся инновационных заделов. Ими проводится отбор идей, проектов, под которые потенциально можно выделить деньги. Финансирование может осуществляться и прямо, и через специально созданные венчурные фонды. Наибольший интерес вызывают венчурные фонды, создаваемые промышленными корпорациями.

Яркими примерами венчурного взаимодействия крупного капитала с мелким бизнесом стали такие современные инфраструктурные образования, как научно-технические парки, технополисы и бизнес-инкубаторы.

Технопарков и бизнес-инкубаторов в России пока очень мало, их количество, а главное материальная и финансовая база не позволяют реализовать даже имеющийся интеллектуальный потенциал и удовлетворить спрос на инновационную продукцию. Тем не менее, определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В рамках правительственной програм­мы в 2005-2006 гг. в 55 регионах была проведена работа по созданию 93 биз­нес-инкубаторов; 29 регионов реализуют программы поддержки экспортно-ориен­тированных малых предприятий, а в 31 регионе действуют программы развития кредитования и лизинга для малых пред­приятий. Кроме того, в 19 регионах фор­мируются венчурные фонды, в 35 регио­нах за счет средств федерального бюдже­та поддерживаются региональные и муни­ципальные программы развития малого предпринимательства [2].

Некоторые исследователи полагают, что перспективы развития рискового финансирования в России объективно тесно связаны с развитием финансово-промышленных групп. Налаживание их взаимодействия с малыми инновационными фирмами и специальными инновационными структурами может разрешить противоречие между невостребованностью огромного количества научно-технических разработок и необходимостью обновления технологической базы реального сектора российской экономики, обеспечив приток капитала для организации новых производств.

Другие считают, что только благодаря государственной поддержке малый бизнес, несмотря на скромную долю в совокупных затратах на НИОКР, может стать «разработчиком» многих важных инноваций. По нашему мнению, плюсы инновационного малого бизнеса проявляются именно благодаря его поддержке со стороны государства и кооперации с крупным бизнесом.

Очень часто в экономической литературе встречается утверждение, что малый бизнес быстрее и с меньшими затратами внедряет в производство свои изобретения. На наш взгляд, заявление о том, что малый бизнес сам внедряет в производство свои изобретения не соответствует действительности. Практика свидетельствует, что внедряет в производство изобретения именно крупный, а не малый бизнес.

Малый бизнес, особенно в области инноваций, не способен быстро освоить выпуск новой продукции, так как это требует значительных вложений капитала, если речь идёт не о мелкосерийном производстве. Создать инновационный продукт и довести его до широкого потребителя самостоятельно малый бизнес не может. Это возможно лишь при кооперации с крупным. Качество продукции также может быть высоким только у тех малых фирм, которые тесно взаимодействуют с крупным бизнесом через различные формы кооперации.

Как правило, малая фирма создаёт опытный образец, получает на инновацию патент, затем патент в случае возникновения заинтересованности крупный бизнес покупает у малой фирмы. Это происходит в том случае, если малая фирма не создана крупным бизнесом и является самостоятельной.

Если у инновационной независимой малой фирмы никто не покупает патент, тогда она либо перестаёт существовать, либо пытается реализовать инновацию самостоятельно. Однако без поддержки сделать это практически невозможно. Успех в данном случае является скорее исключением из правила. Причиной этому является недостаток ресурсов. Именно поэтому малые венчурные фирмы являются временными структурами. В современной экономике развить инновацию до промышленного массового применения может только крупный бизнес.

Близки по статусу к находящемуся под опекой крупных фирм венчурному бизнесу малые предприятия, действующие в рамках "бизнес-инкубаторов" при крупных фирмах. Бизнес-инкубатор подразумевает со­здание самостоятельных юридических лиц по результатам конкурса бизнес-проектов.

Существуют три способа связи "бизнес-инкубаторов" с крупной корпорацией-лидером [3]. Первый вариант - корпорация полностью владеет "инкубатором" и, соответственно, всеми его доходами (в форме арендной платы или прибыли от деятельности).

Второй ‑ совместное с "инкубатором" предприятие венчурного типа, когда корпорация финансирует лишь создание "инкубатора", покрывает некоторые расходы его деятельности и предостав­ляет гарантии по инновационным кредитам малому бизнесу.

Третий ‑ лицензионное соглашение, по которому корпорация предоставляет "инкуба­тору" право "выращивать" новые фирмы для разработки и продаж фирменной продукции и услуг (форма франшизы), но "инкубатор" распоряжается своей собственностью и доходами самостоятельно.

Таким образом, в силу своей гибкости и адаптивности малый бизнес в инновационной сфере, с одной сторо­ны, как правило, выполняет роль инкубатора экономических и технологических новаций, которые в случае успеха потом распространяются на всю экономическую систе­му, а с другой - дает всей экономике мощный импульс устойчивой положитель­ной динамики.


Источники:

1. Неотъемлемая составляющая эффективности // Человек и труд. - 2007. - №4. - С.18 -19.
2. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2007.- №4. - С.11.
3. Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики. - 1999.- №12. - С.71.

Страница обновлена: 06.02.2024 в 15:43:38