Роль IT-консалтинга в развитии малых предприятий отрасли информационных технологий

Михалев Д.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (108), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Михалев Д.Ф. Роль IT-консалтинга в развитии малых предприятий отрасли информационных технологий // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 145-152.

Аннотация:
В настоящее время большое внимание уделяется развитию малых предприятий, многие из которых работают в наукоемких отраслях. К таким отраслям в значительной степени относится и отрасль информационных технологий и связи. Под информационными технологиями (IT) в настоящее время принято понимать комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих создание, хранение, обработку, передачу, защиту и отображение информации,ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. Именно развитие отрасли IT позволит в стратегической перспективе значительно повысить конкурентоспособность страны и увеличить темпы роста ВВП.

Ключевые слова: информационные технологии, малые предприятия, консалтинг, телекоммуникационная отрасль



В настоящее время большое внимание уделяется развитию малых предприятий, многие из которых работают в наукоемких отраслях. К таким отраслям в значительной степени относится и отрасль информационных технологий и связи. Под информационными технологиями (IT) в настоящее время принято понимать комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих создание, хранение, обработку, передачу, защиту и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда [1]. Именно развитие отрасли IT позволит в стратегической перспективе значительно повысить конкурентоспособность страны и увеличить темпы роста ВВП.

В последние годы малые и средние предприятия обеспечивают значительную долю рынка IT и программного обеспечения, создаваемого группой специалистов под конкретные направления в сфере информационных технологий. Развитие малого предпринимательства в данной сфере обусловлено тем, что разработкой, внедрением и обслуживанием программных продуктов для конкретных предприятий на практике занимаются несколько специалистов по информационным технологиям. Как правило, за каждым клиентом закрепляется свой персональный специалист, который детально изучает специфические потребности и проблемы заказчика, что повышает эффективность и продуктивность сотрудничества.

В настоящее время есть две основные тенденции развития рынка IT-продукции: глобализация и локализация. Глобализация выражается в том, что программное обеспечение (операционные системы, офисные продукты, утилиты, игры, базовые конфигурации информационных систем управления предприятием и т.д.), разрабатываемое крупными корпорациями в сфере IT, используется большим числом организаций и миллионами индивидуальных пользователей во всем мире.

Локализация обусловлена наличием специфических потребностей пользователей. В этом случае специализированное программное обеспечение разрабатывается под конкретные задачи. Возможен также вариант существенной адаптации стандартных программных продуктов и информационных систем (IS) для отдельных предприятий. Можно отметить, что именно процессы локализации в сфере IT создают благоприятные условия для развития малого предпринимательства в данной области.

Согласно прогнозу Министерства экономического развития и торговли РФ, сделанному в 2007 году, к 2020 году в РФ относительное число малых предприятий в сфере IT увеличится в пять раз – с 2% до 10%. Данный прогноз уже заложен в проект стратегии развития РФ до 2020 года, разработанный указанным министерством [2].

В настоящее время при описании рынка предприятий IT принято применять классификацию, предложенную в проекте Концепции развития рынка информационных технологий в РФ Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации [3].

Согласно данной классификации под рынком предприятий IT понимается совокупность трех сегментов: производство и продажа компьютерного оборудования, комплектующих и периферийных устройств; разработка и продажа программных продуктов; предоставление услуг, связанных с внедрением и поддержкой IT, включая выполнение внешним подрядчиком функций, связанных с поддержкой и обслуживанием информационных систем и IT-инфраструктуры.

Последний сегмент в определенной степени включает услуги, связанные с проведением IT-консалтинга, под которым в широком смысле понимается не только помощь заказчику при использовании информационных технологий для повышения эффективности работы его бизнеса, в том числе процедуры аутсорсинга и аутстафинга, но и помощь самим малым предприятиям сферы IT, особенно на этапе их создания и развития.

С учетом возрастающей роли IT-консалтинга можно предложить следующую классификацию малых предприятий в сфере IT (рисунок 1).

Рис. 1. Классификация малых предприятий в сфере IT

В соответствии с данной классификацией все малые предприятия сферы IT условно разбиты на две большие группы: основные и поддерживающие. К первой группе относятся предприятия, занимающиеся непосредственно разработкой, внедрением и обслуживанием IT и IS.

Ко второй группе относятся предприятия, основным видом деятельности которых является, во-первых, оказание содействия предприятиям первой группы в области IT, то есть подразумеваются предприятия, занятые в сфере IT-консалтинга, и, во-вторых, предоставление услуг в области решения общих вопросов информатизации предприятиям-потребителям IT-продукции.

Рассмотрим подробнее предприятия выделенных групп и их взаимодействие на рынке.

Под малыми предприятиями, которые занимаются разработкой IT, понимаются предприятия-разработчики программных продуктов без реализации функций внедрения и сопровождения. Следует отметить, что в данном случае речь идет о достаточно универсальных программных продуктах, при этом малые предприятия могут на данном сегменте конкурировать с крупными компаниями только в достаточно узких пределах.

Малые предприятия, которые занимаются внедрением IT, адаптируют достаточно стандартный программный продукт под запросы и потребности конкретного предприятия с учетом специфики его бизнес-процессов. В данном случае возможны следующие варианты: внедрение определенного набора программных продуктов и информационных систем (как правило, это сложные специфические информационные системы - предприятие является дистрибьютором разработчика программного обеспечения в определенном регионе); внедрение конкретного продукта; внедрение широкого перечня программных продуктов под заказ (бухгалтерские системы, справочно-правовые системы, антивирусные программы и т.п.).

Под малыми предприятиями, которые занимаются обслуживанием IT, понимаются те предприятия, что выполняют функции сопровождения уже внедренного программного продукта или IS.

Также существуют малые предприятия, которые оказывают комплексные услуги по разработке, внедрению и сопровождению программного обеспечения и информационных систем.

Как правило, в процессе создания и функционирования малые предприятия описанных выше типов используют услуги, относящиеся ко второй группе - сфере IT-консалтинга. Так, ко второй группе можно отнести малые предприятия, занимающиеся обучением специалистов в области IT и IS; выполнением определенных заданий в рамках процесса создания, внедрения или обслуживания IS; делегированием своих специалистов для решения определенных задач.

Анализ состояния и тенденций развития малых IT-предприятий в регионах показывает, что в условиях усиления конкуренции со стороны крупных компаний наиболее целесообразной конкурентной стратегией для них может стать стратегия сфокусированной дифференциации. Данная стратегия ориентирована на удовлетворение специфических потребностей потребителей, относящихся к узкому целевому сегменту [4]. Для успешной реализации данной конкурентной стратегии большинству малых IT-предприятий потребуются услуги в области IT-консалтинга. Это определяет выбор в качестве варианта интеграции между ними интеграции аутсорсингового типа.

Таким образом, для успешного развития отрасли информационных технологий в нашей стране необходима не только поддержка малых предприятий в сфере IT, но и всестороння поддержка IT-консалтинга, который способствует развитию бизнеса в сфере IT. С учетом того, что бизнес в сфере IT имеет, как было показано выше, не только глобальный, но, и, локальных характер, результаты функционирования малых предприятий, предоставляющих услуги IT-консалтинга, прямо или опосредованно существенно влияют на основные социально-экономические показатели регионов. IT-консалтинг позволяет малым IT-предприятиям также минимизировать риски функционирования на нестабильном рынке продукции с коротким жизненным циклом. При этом малые предприятия в сфере IT-консалтинга помогают в решении возникающих проблем не только малым, но и крупным предприятиям различных отраслей экономики. Это, в свою очередь, ведет к созданию дополнительных рабочих мест в регионе, повышению конкурентоспособности местных товаропроизводителей и положительной динамике развития региона в целом.

В этой связи представляется целесообразным при разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства в сфере IT уделять особое внимание формированию действенных структур, оказывающих услуги IT-консалтинга.


Источники:

1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / Под. ред. проф. В.В. Трофимова. – М.: Высшее образование - 2007. – 480 с.
2. Греф Г.О. Доля малых предприятий в сфере информтехнологий вырастет в 5 раз // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rian.ru/economy/20070605/66701065.html. – Загл. с экрана.
3. Греф Г.О. Доля малых предприятий в сфере информтехнологий вырастет в 5 раз // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsvyaz.ru/ministry/documents/816/1640.shtml. – Загл. с экрана.
4. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа.– М.: Издательский дом «Вильямс» - 2002. – 928 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:30