Предпринимательство как инструмент повышения эффективности и развития энергосбытовой компании

Кухтинов М.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (108), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кухтинов М.Г. Предпринимательство как инструмент повышения эффективности и развития энергосбытовой компании // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 122-126.

Аннотация:
Сегодня Россия относится к странам, экономика которых базируется на рыночных принципах. Однако еще существуют отрасли народного хозяйства, которым присущи монополия и государственное регулирование. Одной из таких отраслей является электроэнергетика.

Ключевые слова: предпринимательство, электроэнергетика, электроэнергия, энергосбытовые компании

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сегодня Россия относится к странам, экономика которых базируется на рыночных принципах. Однако еще существуют отрасли народного хозяйства, которым присущи монополия и государственное регулирование. Одной из таких отраслей является электроэнергетика.

В ходе проводимой реформы электроэнергетики и реорганизации монополии ОАО «РАО ЕЭС России» была образована новая сфера деятельности частного предпринимательства. Она направлена на развитие отрасли при помощи привлечения частных инвестиций на основе повышения эффективности работы энергосбытовых предприятий и обеспечения потребителей бесперебойным, качественным и, в то же время, недорогим электроснабжением [1]. Поэтому на сегодняшний день одной из основных проблем в данном секторе является повышение эффективности деятельности энергосбытовых предприятий. Это может быть достигнуто как за счет экономии текущих затрат, так и путем лучшего использования действующего капитала и новых вложений [2].

Важной особенностью предпринимательской деятельности в электроэнергетике стало введение на оптовом рынке системы, сочетающей свободное ценообразование и тарифное регулирование.

1 июля 2008 г. энергохолдинг РАО «ЕЭС» прекратит свое существование. После завершения реформы отрасль разделится на монопольные (передача электроэнергии по сетям, диспетчерское управление) и конкурентные секторы (производство электрической и тепловой энергии) [3].

Основным условием, необходимым для эффективного функционирования конкурентных оптового и розничного рынков, является демонополизация производства и сбыта электроэнергии [4]. Планируется, что по окончании переходного периода продажа электроэнергии на розничных рынках будет осуществляться по ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. При этом необходимо учитывать следующие специфические особенности в сфере реализации электроэнергии:

‑ нельзя обеспечить экономичное хранение электроэнергии;

‑ необходимо поддерживать постоянный баланс между спросом и предложением электроэнергии;

‑ спрос на электроэнергию имеет тенденцию к неэластичности в весьма краткосрочном плане, так как большинство потребителей не располагают информацией о ценовых изменениях или средствами быстрого реагирования на них [5].

В связи с перечисленными выше особенностями функционирования энергосбытовых предприятий на оптовом и розничном рынках электроэнергии, необходимо проводить раздельный анализ регулируемой и нерегулируемой деятельности. Это позволит провести анализ факторов, повлиявших на величину доходов и расходов компании, выявить резервы повышения эффективности предпринимательской деятельности. Для этого необходимо разделить доходы и расходы от реализации электроэнергии по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и доходы и расходы от дополнительно реализованного объема электроэнергии, не предусмотренного договором поставки и реализуемым по нерегулируемым тарифам.

При проведении анализа эффективности предпринимательской деятельности энергосбытовой компании наибольшее внимание необходимо уделять операциям на оптовом рынке. В особенности это касается покупки-продажи сверхдоговорных объемов электроэнергии и мощности в соответствующих секторах оптового рынка («рынке на сутки вперед» и «балансирующем рынке», где участники осуществляют сделки по ценам, формирующимся под влиянием спроса и предложения).

Эффективность деятельности энергосбытовых компаний на этих рынках зависит, в первую очередь, от точности планирования объема потребления электроэнергии. Для повышения точности планирования необходимо вести статистические наблюдения по потреблению электроэнергии в каждый час и по каждому потребителю в отдельности. Кроме того, следует постоянно обновлять приборы учета потребления электроэнергии на новые, более точные, что позволит уменьшить уровень потерь, повысить точность планирования объемов покупки и, следовательно, снизить себестоимость продажи электроэнергии конечным потребителям. Снижению затрат на приобретение электроэнергии также может способствовать заключение прямых договоров с генерирующими компаниями. Таким образом, перечисленные выше меры позволят повысить эффективность труда персонала предприятия.

Необходимо учитывать, что на уровень и динамику показателей рентабельности оказывают влияние производственно-хозяйственные факторы:

‑ уровень организации производства и управления;

‑ структура капитала и его источников;

‑ объем, уровень напряжения, структура отпуска и себестоимость электроэнергии;

‑ прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Поэтому для выявления путей повышения эффективности деятельности предприятия необходимо использовать многофакторные модели анализа рентабельности предпринимательской деятельности. Это позволит выявить те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на конечный результат деятельности предприятия.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации реализации электроэнергии и повышения эффективности хозяйственной деятельности [6].

Важной особенностью энергосбытовой деятельности является наличие кассовых разрывов, что вызвано несовпадением во времени отпуска и оплаты поставленной электроэнергии потребителями. Этим фактом объясняется большой размер дебиторской задолженности в структуре баланса, которая оказывает влияние на способность организации выполнять свои обязательства перед контрагентами. Поэтому для повышения эффективности энергосбытовой деятельности необходимо проводить работу по снижению дебиторской задолженности, что оптимизирует использование оборотных активов.

Повышению деловой активности, а, следовательно, и эффективности функционирования энергосбытовых организаций будет способствовать привлечение новых потребителей и продление действующих договоров путем предоставления наиболее выгодных условий реализации электроэнергии, повышения качества и культуры обслуживания, а также проведение различных рекламных мероприятий.

Для повышения эффективности предпринимательской деятельности энергосбытовых компаний, имеющих структурные подразделения, необходимо проводить анализ энергосбытовой деятельности не только в целом по предприятию, но и по каждой бизнес-единице в отдельности. Это позволит выявить подразделения, работающие менее или вовсе не эффективно.

Для осуществления перечисленных выше мероприятий по оценке, анализу предпринимательской деятельности энергосбытовой компании необходимо создание программных продуктов для персональных компьютеров на основе моделей многофакторного анализа, которые позволят повысить точность, оперативность расчетов и снизить затраты труда персонала на выполнение данной работы.

Все это поможет руководству фирмы провести оценку, анализ работы организации по видам деятельности каждого его подразделения и найти резервы повышения ее эффективности

Таким образом, практическое использование системы показателей экономической эффективности энергосбытовыми организациями предусматривает:

‑ ориентацию предприятий на интенсивный путь развития и достижение более высокого уровня эффективности в динамике;

‑ выявление резервов дальнейшего совершенствования предпринимательской деятельности в энергосбытовой сфере на основе внедрения достижений научно-технического прогресса и современных технологий;

‑ улучшение организации сбыта продукции;

‑ создание действенного механизма повышения эффективности.

Кроме того, электроэнергетика имеет важное экономическое и социальное значение. В связи с этим необходимо, чтобы предприниматели, пришедшие в данную отрасль, стремились не к максимизации прибыли за счет роста тарифа, а к развитию отрасли и обеспечению непрерывно растущего спроса на электроэнергию соответствующим предложением с приоритетом снижения цены. А для этого следует проводить работу по повышению эффективности функционирования всех предприятий отрасли, что является ключевой задачей проводимой реформы электроэнергетики.


Источники:

1. Данные РАО «ЕЭС России» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : www.rao-ees.ru. - Загл. с экрана.
2. Шуляк П.Н. Финансы предприятия : учебник. 4-е издание, перераб. и доп. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – С. 598-607.
3. Чухонцев В. Ассоциированный подход // Эксперт Сибирь. ‑ №47. – С. 15-17.
4. Данные ОАО «Ставропольэнергосбыт» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.stesinfrant.ru. – Загл. с экрана.
5. Томпсон У. Реструктуризация электроэнергетики: к реальной конкуренции или потемкинской либерализации? // Вопросы экономики. ‑ №11. – С. 39-56.
6. Фомина В.Н. Экономика электроэнергетики : учеб. – М. : ИПК госслужбы, 2005. – С. 5-25.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:10