Необходимость повышения инновационного потенциала России в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе

Дудин М.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (108), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дудин М.Н. Необходимость повышения инновационного потенциала России в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 56-59.

Аннотация:
Предпринимательство во многом основано на инновационном поведении собственника предприятия, который обладает глубоким мышлением, базирующимся на его высоком интеллектуальном капитале.

Ключевые слова: предпринимательство, инновационное предпринимательство, интеллектуальный капитал, малый и средний бизнес, инновационный потенциал



Предпринимательство во многом основано на инновационном поведении собственника предприятия, который обладает глубоким мышлением, базирующимся на его высоком интеллектуальном капитале.

Инновация, как составляющая предпринимательства, берет на себя роль локомотива, который двигает любой новый бизнес вперёд и всегда заставляет интересные идеи превращаться в реальность. Однако прежде чем задействовать малый и средний бизнес для решения приоритетных задач развития национальной экономики, необходимо проанализировать формы осуществления предпринимательской деятельности в Росси, исследовать её состояние и перспективы развития и только потом внедрять новые инновационные технологии.

В России малое предпринимательство возродилось с начала кооперативной деятельности в 1978 г. Экономические реформы сопровождались быстрым ростом числа малых предприятий (МП): за период с 1978 по 1992 г.г. их было создано более 800 тыс. Экономический кризис 1998 г. нанёс тяжёлый удар по малым предприятиям. Неустойчивость МП после кризиса усиливалась трудностью получения кредитов, налоговым давлением и административными препятствиями. Всё это привело к сокращению численности малых предприятий, занятых на них работников, объёмов продукции. По выпуску продукции малые предприятия вышли на уровень 1997 г. только в 2000 г. Масштаб кризиса малых предприятий виден и в том, что в 1999 г. инвестиции в основные фонды МП упали вдвое по сравнению с 1997 г.

Началом преодоления кризиса может считаться 2005г. Позитивные тенденции развития малых предприятий сохранились и в настоящее время, что подтверждается результатами исследования, проведенном в Рабочем центре экономических реформ при правительстве РФ Росстатом России. Сделанный анализ источников финансирования МП показал, что основным для них остаются внутренние источники развития (их используют более 75 процентов малых предприятий). При этом первое место занимают доходы от собственной деятельности, на втором месте - личные средства учредителей, на третьем - частный кредит, прочие источники используют 10-15 процентов малых предприятий. Свыше 20 процентов опрошенных руководителей малых предприятий считают, что у их предприятия нет возможности развиваться.

Для подъёма инновационных малых предприятий необходимо совершенствовать прикладную и фундаментальную науку, промышленные, информационные, управленческие и другие технологии, что требует определённого уровня развития национальной экономики и образования. Необходимо отработать механизмы венчурного финансирования малых предприятий, так как без этой поддержки невозможно дальнейшее развитие инновационных МП.

Опыт прошедших лет свидетельствует, что кредитование малых предприятий при умелой организации работы является менее рисковым, чем кредитование крупных предприятий. Тем самым практика кредитования в России подтверждает, что малый бизнес - это динамично развивающийся сегмент рынка, нуждающийся в кредитных ресурсах и активном сотрудничестве с инфраструктурой поддержки предпринимательства, в том числе с банковской системой.

Устойчивость и здоровье экономики России напрямую зависит от количества малых предприятий и количества людей, включенных в этот бизнес. Чем больше количество, тем крепче экономика. Статистика показывает, что большая часть малых предприятий занята в рутинном бизнесе, защищенном от конкуренции узостью рыночной ниши.

Интересно в этой связи проанализировать показатели работы малого бизнеса Москвы, где малых предприятий более 200 тыс., с числом занятых 2,2 млн. человек, что составляет около 34% городского населения.

Для более ясной картины рассмотрим распределение количества малых предприятий по классам. Основная часть малых предприятий (39%) относится к классу 51, то есть заняты торговыми операциями через посредников «оптом». Далее по доле в общем количестве малых предприятий следуют:

- класс K «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 18,7%;

- класс D «Обрабатывающие производства» - 9,8%;

- класс F «Строительство» - 8,3%;

- класс 52 « Всевозможные торговые операции в розницу» - 6,3%.

По официальным данным, к концу первого полугодия 2007 г. количество субъектов малого бизнеса Москвы достигло почти 307 тыс. ед., в том числе 208 тыс. малых предприятий и 99 тыс. индивидуальных предпринимателей. Показатель «плотности» малых предприятий Москвы постепенно приближается к среднеевропейским показателям (4 - 6 тыс. малых предприятий на 100 тысяч жителей). Необходимо отметить, что разрыв между регионом-лидером и регионами-аутсайдерами достигает десятки раз.

Наблюдая положительную тенденцию в развитии малого предпринимательства, тем не менее, отметим, что в целом настрой малого бизнеса остается пессимистическим. Так, 68,8% предпринимателей, опрошенных ВЦИОМом для выявления результатов работы малого бизнеса, уверены, что шансы отстоять свои законные интересы минимальны или их нет вовсе.

Вместе с тем, именно сейчас сложилась благоприятная обстановка для развития малого бизнеса. По результатам различных опросов, для развития малого бизнеса необходимо решить вопросы по нехватке нежилых площадей, упростить процесс получения кредитов, а также сократить большое количество бюрократических барьеров и всевозможных проверок.

В заключение отметим, что во всех развитых странах именно малый бизнес является основой среднего класса, степень развития которого предопределяет качество уровня жизни населения. По нашему мнению, без стабильного, систематично и поступательно развивающегося сектора малого бизнеса нет ни благополучного общества, ни цивилизованной государственной системы.


Источники:

1. Агурбаш Н.Г. Государственное регулирование развития малых предприятий: Автореф. дисс. докт. экон. наук. Работа выполнена в Российской Академии предпринимательства. – М., 2007.
2. Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. -2004. - № 7.
3. Буев В. Некоторые аспекты поддержки малого предпринимательства в Москве // Предпринимательство в России. - 2007.
4. Семенушин И. К классификации форм господдержки малого и среднего предпринимательства // Российский экономический журнал.- 2003.- № 11-12.
5. Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом: Руководство для предпринимателей. - М. : Дело, 2006.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:08:57