Специфика современной системы управления бизнес-структурами в России

Алимусаев Г.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (108), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Алимусаев Г.М. Специфика современной системы управления бизнес-структурами в России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 9-12.

Аннотация:
В настоящее время в связи с изменениями, которые происходят на российском рынке, все актуальнее для компаний, работающих в стране, становятся вопросы стратегий развития, в том числе и вопросы логистики, управления маркетингом и продажами.

Ключевые слова: управление предприятием, стратегическое управление

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время в связи с изменениями, которые происходят на российском рынке, все актуальнее для компаний, работающих в стране, становятся вопросы стратегий развития, в том числе и вопросы логистики, управления маркетингом и продажами.

Основными целями бизнес-структур в российской экономике переходного периода являются: обеспечение хозяйственной устойчивости, максимизация прибыли, проникновение на новые рынки и закрепление в рыночных нишах.

Сегодня меняется роль структурных подразделений компаний. В связи с выдвижением на первый план вопросов сбыта и финансов существенно повышаются ответственность за состояние дел и полномочия служб логистики, маркетинга и звеньев, осуществляющих финансовый менеджмент. Резко возрастает роль внутрифирменного текущего и стратегического планирования и контроллинга.

Заметим, что экономическая устойчивость бизнес-структур сегодня определяется не только рациональной организацией хозяйствования, снижением издержек и развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы. На первое место выдвигаются проблемы гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды.

Управление организациями в условиях перехода к рынку во многом сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям во внешней среде. Последнюю можно охарактеризовать как совокупность переменных, которые находятся за пределами фирмы и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. Это, прежде всего, те хозяйствующие субъекты, а также физические лица, которые связаны с организацией в силу выполняемых ею задач: звенья инфраструктуры, органы управления, потребители, конкуренты. Кроме того, существует как бы второй ряд переменных внешней среды – факторов, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность компании, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим и физико-географическим факторам.

Сегодня значение факторов внешней среды резко повышается в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических), составляющих среду менеджмента. Именно внешнее состояние сегодня диктует стратегию и тактику менеджмента хозяйствующих субъектов. С учетом высокой степени неопределенности внешней среды, необходимым сегодня является использование ситуационного подхода к управлению.

Центральным моментом ситуационного подхода является диагностика ситуации, т.е. четкое определение конкретного набора факторов, оказывающих влияние на работу организации в данный период времени. Ключевой задачей менеджмента в этой обстановке становится осуществление управляющего воздействия, обеспечивающего адаптацию хозяйствующего субъекта к внешним реалиям.

Внутренняя среда компании формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на условия хозяйствования. К ним относятся организационная структура фирмы, функции, выполняемые ее звеньями, формы и методы, с помощью которых эти функции реализуются, а также ресурсный потенциал, позволяющий осуществлять хозяйственную деятельность.

Переход предприятий и организаций к рынку связан с попаданием их в зону очень высокой хозяйственной неопределенности и риска. Получив расширенные права на самостоятельное проведение операций на внутреннем и внешнем рынке, большинство структур впервые всерьез столкнулось с проблемой сбыта, стратегического планирования, оптимизации номенклатуры своей продукции, финансового менеджмента. Одни организации сегодня прекращают существование, другие только формируются. С учетом результатов приватизации меняются формы собственности, устанавливаются новые хозяйственные связи и развиваются рыночные механизмы управления.

В результате проводимого реформирования радикально меняются действовавшие методы микро- и макроэкономического регулирования экономики. Происходит формирование новых отношений, как между хозяйствующими субъектами, так и внутри отдельных структур.

Сферой федерального и регионального воздействия все больше становятся макроэкономические преобразования, а характерной тенденцией является децентрализация управления и передача основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом ко все большей экономической самостоятельности организаций на базе развития на них отношений собственности.

Приведенные обстоятельства обусловливают необходимость формирования и функционирования хозяйственных структур как открытых, социально ориентированных систем. Концепция организаций как открытых систем означает усиление поворота к рынку и потребителю. Каждая хозяйственная структура, функционирующая в современной России, должна во многом самостоятельно решать не только внутрифирменные вопросы, но и проблемы всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, логистическое налаживание коммуникаций – вот весьма краткий перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших.

Наряду с необходимостью развития бизнес-структур как таковых, сегодня необходимо и гибкое сочетание методов рыночного регулирования с государственным регулированием социально-экономических процессов. Это обусловлено тем, что движение к рынку является очень сложным процессом, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок сам по себе не способен решить многие проблемы, связанные с нуждами всего общества, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ.

В заключение отметим, что стабилизация и последующее устойчивое развитие практически всех сфер бизнеса возможны на основе постоянного совершенствования трех основных взаимосвязанных элементов целостной многоуровневой системы регулирования хозяйственной деятельности: блока макроэкономического управления, блока внутрихозяйственного управления, блока управления межфирменным взаимодействием (организации и развития рациональных хозяйственных связей).


Источники:

1. Предпринимательство : учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2. Экономика и организация рыночного хозяйства / под ред Б.К. Злобина. - М. : Экономика, 2000.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 18:04:17