Проблема компаративистики в оценке роли малого предпринимательства в экономическом развитии стран

Герасимова О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (102), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Герасимова О.В. Проблема компаративистики в оценке роли малого предпринимательства в экономическом развитии стран // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 113-117.

Аннотация:
Малый бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, экономическое развитие, экономическое развитие государства, компаративистика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Малый бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

На малые и средние предприятия в Японии приходится свыше 90% всех занятых в экономике; в Италии, Франции и Австрии — более 70%; в США, Великобритании, Бельгии — 50-70%. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП США, Японии, Великобритании, Италии, Германии, Франции составляет от 50 до 80%. Количество малых предприятий в различных зарубежных странах находится на уровне 70-99% от общего числа зарегистрированных предприятий [1].

Заметный рост в странах с рыночной экономикой малого и среднего бизнеса был обусловлен:

- ростом научно-технического прогресса и образованием венчурных компаний;

- созданием высокопроизводительных машин и оборудования, ориентированных на индивидуальное использование и выпуск про­дукции малыми партиями;

- ориентацией малых и средних фирм на поставку частей, узлов и дета­лей для крупных компаний на основе контрактных и субподрядных отноше­ний.

Многие западные экономисты сходятся во мнении, что будущее мирового производства именно за малыми предприятиями. В то же время обзор современного состояния экономики России говорит о том, что малый бизнес еще не занял положенное ему место. На 1 января 2007 г. в РФ было зарегистрировано 1032,8 тыс. малых предприятий и 5,2 млн. человек индивидуальных предпринимателей. В 2006 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях достигла 8 582,8 тыс. человек, или 13% от числа занятых в экономике [2]. По разным источникам вклад малых предприятий в ВВП страны составляет 13-15%.

Значительные различия вклада малого предпринимательства в экономическое развитие России и зарубежных стран объясняется несколькими причинами.

Во-первых, высокой теневой составляющей. Малый бизнес не находя доступных финансовых средств легально кредитуется "в тени" и поэтому "в тени" работает. Из-за исходного "теневого" происхождения капитала образуется "порочный круг" и как следствие - незначительный легальный вклад в ВВП.

Во-вторых, так называемой "проблемой компаративистики". Экономическая компаративистика (сравнительное исследование экономических систем) показывает существование (как одновременно, так и последовательно во времени) различных видов экономических систем и анализирует черты сходства и различия между ними.

В нашем случае речь идет лишь о приблизительной сопоставимости, идентичности структуры форм хо­зяйствования в разных развитых странах. Вследствие огромного разнообразия географических, этничес­ких, экологических, социальных и производственных условий в каждой конкретной стране, различны и критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства.

В США малым пред­приятием считается фирма с числом занятых до 500, средним - до 1500 человек. С 1996 году в странах Европейского Союза (на основе решения Европейской комиссии) действуют следующие критерии определения малых предприятий: по числу занятых — малое предприятие 10—49 человек, среднее — 50—249 человек. Причем малый и средний бизнес в стра­нах — членах ЕС и других зарубежных странах оценивается как один сектор экономики и основные экономические показатели: доля в ВВП, доля занятых, инвестиции и т.д. рассчитывается по группе "малые и средние" предприятия.

Термин «средние предприятие» в РФ отсутствует и соответствующие по экономическим показателям предприятия рассматриваются как крупные. Получается, что мы сравниваем, с одной стороны американские предприятия с численностью работающих до 1500 человек и оборотом до 28 млн. долл., а с другой - российские малые предприятия с численностью до 100 человек и ограничениями в уставном капитале. По мнению профессора И.Н. Михеева внесение дополнительных критериев относительно участия в уставном капитале, уменьшает количество малых предприятий, которые могли бы быть отнесены к субъектам малого предпринимательства на 15-20% от общего числа малых предприятий [3].

Кроме того, во многом неадекватная оценка роли и места малых предприятий в экономике России обусловлена несовершенством системы статистического учета в Российской Федерации:

- данные о видах экономической деятельности малых предприятий быстро устаревают из-за частой смены ими фактически осуществляемой деятельности;

- отсутствует система идентификации хозяйствующего субъекта как субъекта малого предпринимательства при регистрации, предоставлении налоговой декларации и ликвидации, что не позволяет вести полный статистический учет малых предприятий, их количественную динамику, вычислять степень «выживаемости» предприятий и отраслевую структуру;

- недостаточно информации о фактически действующих субъектах предпринимательства. Учет ведется с использованием метода досчета, на основе добровольно предоставляемых данных 20% малых предприятий.

При анализе состояния малого предпринимательства органы статистики, как на федеральном, так и на региональном уровне, не учитывают основные экономические показатели деятельности предпринимателей без образования юридического лица.

В связи с этим в последние годы остро стоял вопрос о необходимости единого, унифицированного инструмента измерения деятельности малого бизнеса, позволяющего проводить сравнение с европейскими показателями.

Для изменения ситуации предлагались различные варианты. В частности, рекомендовалось кардинально изменить статистический учет малых предприятий, в том числе за счет:

- введения самоидентификации субъектов малого предпринимательства при регистрации, предоставлении налоговой отчетности и ликвидации;

- обмена данными между Федеральной налоговой службой, Пенсионным Фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования РФ и Росстатом по основным экономическим показателям деятельности субъектов малого предпринимательства: виду экономической деятельности, годовому обороту, занятым работникам;

- проведения раз в 3-5 лет сплошных статистических обследований малых предприятий и упрощенный порядок составления статистической отчетности в межпереписной период;

- разработки методики и проведение сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим является актуальным принятие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, которым создаются новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

В данном законе установлены основные критерии отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к категориям в зависимости от численности работников (микропредприятие - численность до 15 человек; малое предприятие - до 100 человек; среднее предприятие - от 101 до 250 человек), а также от объемов выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период и балансовой стоимости активов, которые не должны превышать предельные размеры, устанавливаемые Правительством РФ. К категории субъекта МСП также отнесены коммерческие организации, акции которых составляющие активы паевых инвестиционных фондов - фондов венчурных инвестиций, не превышают 25% уставного капитала.

Кроме этого, вводится система статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения сплошных (один раз в пять лет) и выборочных статистических наблюдений (в режиме ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных обследований в зависимости от вида субъекта малого и среднего предпринимательства).

Введение новых критериев не формальность, а реальная необходимость и означает, что в России, также как в Европе, мы будем учитывать малый и средний бизнес как один сектор и соответственно оказывать государственную поддержку средним предприятиям.


Источники:

1. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. — М. : Издательство «Консалтбанкир», 2002. – 700 с.
2. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2006 году» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http:// www.nisse.ru
3. Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства «Альянс медиа» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http:// www.allmedia.ru

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:32:38