Коммуникационная экономика в России

Трунова Е.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (102), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Трунова Е.Ю. Коммуникационная экономика в России // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 79-84.

Аннотация:
В последнее время стратегия экономического роста России базируется на приоритетном развитии инновационной сферы. В связи с этим теоретические аспекты и практические проблемы формирования коммуникационной экономики приобретают особую актуальность и значимость. Это подтверждается появлением в последние годы монографий и междисциплинарных исследований о роли информационно-коммуникационных технологий в развитии общества, а также вниманием к ИКТ на самом высоком уровне. Так, Совет безопасности Российской Федерации утвердил Стратегию развития информационного общества в России, устанавливающую общие стратегические ориентиры развития до 2015 года.

Ключевые слова: инновации, информационно-коммуникационные технологии, коммуникационная экономика



В последнее время стратегия экономического роста России базируется на приоритетном развитии инновационной сферы. В связи с этим теоретические аспекты и практические проблемы формирования коммуникационной экономики приобретают особую актуальность и значимость. Это подтверждается появлением в последние годы монографий и междисциплинарных исследований о роли информационно-коммуникационных технологий в развитии общества, а также вниманием к ИКТ на самом высоком уровне. Так, Совет безопасности Российской Федерации утвердил Стратегию развития информационного общества в России, устанавливающую общие стратегические ориентиры развития до 2015 года [1].

Для России, в отличие от других развивающихся стран, характерно наличие объективных предпосылок и реальных возможностей формирования коммуникационной экономики полноформатного типа, соответствующей современному уровню информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитых странах. В их числе:

– большой объем накопленных интеллектуальных ресурсов;

‑ внятная государственная инновационная политика с акцентом на развитие высокотехнологичного сектора;

‑ сохранившая высокий потенциал академическая и отраслевая наука;

‑ образованные высококвалифицированные кадры;

‑ высокие темпы экономического роста на фоне благоприятной рыночной конъюнктуры, обеспечивающие условия для необходимого финансирования в сферу ИКТ и т.п.

В настоящее время Россия по уровню развития ИКТ в различных международных рейтингах занимает 48-52 места. В частности, в середине 2007 г. информационно-аналитический блок The Economist Group, компания Economist Intelligence Unit (EIU), опубликовала данные исследования «Индекс конкурентоспособности стран в ИТ-индустрии». Сотрудники EIU проанализировали показатели 64 стран с учетом следующих факторов: совокупность знаний в области ИТ, «инновационно-дружелюбная» культура, присутствие развитых ИТ-технологий мирового класса, легальность бизнеса и активная поддержка на государственном уровне. Россия занимает в рейтинге 48 место (28 баллов), обгоняя Китай (27,9). Немногим выше нашей страны в рейтинге EIU находятся Индия, Аргентина и Мексика, которым аналитики ИТ-индустрии предсказывают благоприятное будущее в ближайшие 10 лет.

Между тем, по темпам развития российская отрасль ИКТ опережает рост национальной экономики и намного превосходит темпы роста ИКТ в других странах. В 2005 году общий объем отрасли ИКТ превысил один триллион рублей, как следствие, доля отрасли в структуре ВВП составила 5%. В то же время в Европе общий объем сферы информационных коммуникационных технологий в 2005 году увеличился на 3,5-4%, а в России этот показатель составил 27,8%. [2]

В таблице 1 приведены сопоставимые данные за последние три года о развитии отечественного рынка ИКТ.

Таблица 1. Динамика российского сектора ИКТ за 2004-2006 гг. [3]


Показатели
Значение показателя,
млрд. долл. США
Темпы роста,
в процентах
2004 г
2005 г
2006 г
2005г/
2004 г
2006 г/
2005 г
1. Общий объем сектора ИКТ
27,7
34,2
45,4
123,5
132,9
2. Объем рынка информационных технологий
8,9
10,9
13,7
122,4
126,0

При этом наиболее высокими темпами происходил рост рынка программных средств – на 36,3% - в 2005 г., на 44,3% - в 2006 г. Однако в данном сегменте рост происходит в основном за счет иностранных инвестиций, поэтому государству необходимо принять меры для увеличения финансирования развития данного сегмента рынка ИКТ. Общий объем капитальных вложений в отрасль ИКТ в 2006 г. составил 170,6 млрд. руб., что на 21,3% больше, чем в 2005 г. В первом квартале 2007 года капитальные вложения в отрасль ИКТ составили 70,4 млрд. руб., это в 5,11 раза больше по сравнению с тем же периодом 2006 года. При сохранении таких темпов развития ИКТ к 2010 году доля отрасли увеличится до 10% ВВП, а Россия займет на рынке инфокоммуникаций 5 место в мире, при этом вклад ИКТ в экономический рост России будет сопоставим с вкладом от нефтедобычи.

Во всем мире развитие коммуникационной экономики эффективно и успешно лишь при условии системного взаимовыгодного сотрудничества корпоративного сектора с государством, при активном воздействии на развитие ИКТ с позиций государственных целей, приоритетов, стратегии. В этом плане Россия, особенно в последние годы, демонстрирует активное участие в стремлении развивать ИКТ с целью решения социально-экономических проблем. В частности, разработана и последовательно реализуется Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия». Ее целью является создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и т.д.

Основными задачами ФЦП «Электронная Россия» являются:

‑ совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ;

‑ обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами власти и гражданами на основе использования ИКТ;

‑ совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами на основе внедрения ИКТ в реальный сектор экономики;

‑ развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей;

‑ содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения ИКТ;

‑ развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;

‑ разработка и создание системы электронной торговли;

‑ формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы.

Реализация ФЦП поддерживается разработанной Мининформсвязи России Стратегией развития информационного общества.

Начиная с 2010 года, планируется расширить состав универсальной услуги, предусмотрев массовую телефонизацию домохозяйств; до конца 2010 г. не останется ни одного населенного пункта без телефонной связи. Одновременно будет обеспечено развитие цифровой инфраструктуры широкополосного доступа населения к сети Интернет на всей территории Российской Федерации; к 2010 году количество пользователей услуг широкополосного доступа к сети Интернет вырастет в 3 раза и будет обеспечен 100-процентный уровень доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг на всей территории страны.

Большое значение для формирования и развития коммуникационной экономики будет иметь создание системы координации ведомственных программ и единой инфраструктуры электронного межведомственного взаимодействия. Кроме того, будет обеспечено внедрение электронных образовательных ресурсов в процессы обучения в школах. Планируется осуществить перевод в цифровой формат документов, имеющих культурную ценность, провести формирование электронных библиотек. В сфере науки важной задачей является объединение в единую информационную сеть всех высших учебных заведений и ведущих научных центров для организации обмена результатами научных исследований. Для повышения качества предоставляемой медицинской помощи населению, проживающему в отдаленных и труднодоступных местах, предлагается обеспечить внедрение телемедицины – комплексной системы мониторинга здоровья граждан на основе создания «электронного паспорта здоровья гражданина».

В результате реализации всех намеченных программ и проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий, к 2015 году Россия должна войти в двадцатку лидеров глобального информационного общества, а по показателю доступности информационной и телекоммуникационной инфраструктуры – в десятку. Таким образом, государство, используя разнообразные инструменты регулирования рыночного механизма, создает необходимые условия для формирования и развития коммуникационной экономики.

[1] Вершинская О.Н. Информационно- коммуникационные технологии и общество. – М.: Наука, 2007. – С. 34

[2] Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики»// Вопросы экономики.- 2003. №3 . С. 14

[3] Рассчитано по информации Росстата, Мининформсвязи: www. gks.ru, www. minsvyaz.ru


Источники:

1. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. – М. : Наука, 2007. – С. 275.
2. Statistical Abstract of the United States. – Washington: U.S. Census Bureau, 2005; Turner A. Just Capital. The Liberal Economy. – London: Macmillan, 2001; Information Technology Outlook. – Paris, OECD-OUE, 2005. – Р. 356.
3. Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. – 2003. – № 3.
4. Трансфер технологий: теория и современная практика / под ред. М.А. Пивоваровой. – М. : МАКС ПРЕСС, 2004. – С. 168.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:51:29