Методика расчета рисков

Балаклиенко М.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (10), Октябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Балаклиенко М.Ю. Методика расчета рисков // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 10. – С. 72-77.

Аннотация:
В рыночных условиях объективную оценку надежности партнера (предприятия, другого хозяйственного органа, банка и т.д.) могут и должны давать только независимые организации. В развитых капиталистических странах существуют независимые структуры, оказывающие на договорных условиях подобного рода услуги фирмам, акционерным предприятиям, банкам и т.д. В Москве при Государственной финансовой академии впервые в стране создано Независимое Рейтинговое Бюро (НРБ-Лимитед), выполняющее работы по оценке финансового состояния хозяйственных органов. В своей деятельности специалисты этой фирмы руководствуются разработанной ими Методикой рейтинговой оценки финансового состояния предприятия. Применение данной Методики позволяет охарактеризовать финансовое состояние предприятия с помощью одного синтезированного показателя – рейтинга, выраженного в баллах, а также определить границы интервала колебания этого показателя, при которых заключение договора целесообразно.

Ключевые слова: оценка финансового состояния

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В рыночных условиях объективную оценку надежности партнера (предприятия, другого хозяйственного органа, банка и т.д.) могут и должны давать только независимые организации. В развитых капиталистических странах существуют независимые структуры, оказывающие на договорных условиях подобного рода услуги фирмам, акционерным предприятиям, банкам и т.д.

В Москве при Государственной финансовой академии впервые в стране создано Независимое Рейтинговое Бюро (НРБ-Лимитед), выполняющее работы по оценке финансового состояния хозяйственных органов. В своей деятельности специалисты этой фирмы руководствуются разработанной ими Методикой рейтинговой оценки финансового состояния предприятия. Применение данной Методики позволяет охарактеризовать финансовое состояние предприятия с помощью одного синтезированного показателя – рейтинга, выраженного в баллах, а также определить границы интервала колебания этого показателя, при которых заключение договора целесообразно.

Основные положения Методики сводятся к следующему:

1. Сбор и аналитическая обработка исходной информации за анализируемый период времени.

Чтобы объективно оценить финансовое состояние и причины его изменения необходимо использовать данные балансов не менее чем за 2-3 последних года, для чего необходимо располагать информацией о реальной величине активов и источников средств, отраженных в балансе. Это достигается за счет исключения как из актива, так и пассива баланса всех регулирующих статей (например, использование прибыли, износ основных средств и износ малоценных быстроизнашивающихся предметов), а также статей, которые не отражают ни стоимости имущества, ни величины источников средств, находящихся в данный момент в распоряжении предприятия (например, в активе ‑ расчеты с рабочими и служащими по беспроцентным ссудам, а в пассиве ‑ средства фондов стимулирования, выделенные на эти цели).

В результате перегруппировки отдельных статей баланса, а также достижения реальности оценки средств предприятия составляется аналитический баланс, в котором статьи актива расположены по степени нарастания ликвидности, т.е. скорости их превращения в денежную форму, а статьи пассива – в порядке уменьшения их закрепления на предприятии.

Схема аналитического баланса представлена в табл. 1. Такая форма более удобна для исчисления относительных показателей, используемых при рейтинговой оценке финансового состояния предприятия.

2. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия.

Основание системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния предприятия, и их классификация – один из важнейших этапов анализа, который в значительной мере определяет его объективность. При разработке методики был исследован широкий круг показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и применяемых в практике аналитической работы как в нашей стране, так и за рубежом.

Таблица1

Схема аналитического баланса

Актив
Пассив
I Долгосрочные вложения:
‑ основные средства по остаточной стоимости;
‑ нематериальные активы по остаточной стоимости;
‑ капитальные вложения, включая оборудование;
‑ долгосрочные финансовые вложения;
‑ другие долгосрочные инвестиции.
I Собственные источники средств:
- уставной фонд;
- финансирование капитальных вложений;
- спец. фонды и целевое финансирование;
- амортизационный фонд;
- другие собственные источники
Итого по группе I
Итого по группе I
II Оборотные активы:
‑ запасы и затраты (без износа МБЛ);
‑ дебиторская задолженность;
‑ денежные средства и ценные бумаги.
II Заемные источники средств:
‑ ссуды (по срокам погашения);
‑ кредиторская задолженность.
Итого по группе II
Итого по группе II

Группы ранжирования.

В методике сформированы четыре основные укрупненные группы:

1) показатели платежеспособности;

2) финансовой устойчивости;

3) эффективности деятельности;

4) экономического потенциала предприятия.

Эти группы были ранжированы в зависимости от значимости каждой из них в оценке финансового состояния с позиций двух видов пользователей:

а) банка, предоставляющего ссуду на определенный срок;

б) инвестора, желающего вложить свои средства или приобрести акции другого предприятия.

Так, для коммерческого банка наибольшее значение имеют показатели, характеризующие платежеспособность и финансовую устойчивость клиента. Для инвестора приоритетными являются показатели экономического потенциала и эффективности, так как они могут рассматриваться как факторы, обеспечивающие финансовую устойчивость партнера.

По результатам ранжирования определены весовые значения этих групп раздельно для банка и для инвестора.

При отборе показателей в первую группу основывались на понятии платежеспособности как способности предприятия к быстрому погашению своих краткосрочных обязательств. Исходя из этого в данную группу были включены следующие показатели:

‑ коэффициент абсолютной ликвидности, исчисляемый как отношение денежной наличности и быстрореализуемых ценных бумаг к краткосрочной задолженности. Он показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса или другую конкретную дату.

‑ коэффициент ликвидности, определяемый как отношение наличности, ценных бумаг и дебиторской задолженности, срок погашения которой еще не наступил, к краткосрочной задолженности. Он показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Значение показателя зависит от длительности коммерческого кредита при закупках товарно-материальных ценностей и при продажах готовой продукции.

‑ коэффициент покрытия долгосрочных долгов представляет собой отношение всех оборотных активов к краткосрочной задолженности. Он позволяет установить, в какой крайности оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства, и тем самым показывает способность предприятия быстро погасить свои долги. Значение коэффициента может быть разным в зависимости от отрасли, длительности производственного цикла, применяемых форм расчетов, структуры оборотных активов.

‑ коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, исчисляемый как отношение среднеарифметической дебиторской задолженности, умноженной на количество дней в периоде, к объему продаж. Этот коэффициент показывает, через сколько дней дебиторская задолженность преобразуется в денежные средства.

В эту группу могут быть включены и другие показатели.

Все рассмотренные выше коэффициенты рассчитываются по данным аналитического баланса на конкретную дату.

Вторая группа показателей, характеризующих финансовую устойчивость.

Коэффициент финансовой независимости (автономии), исчисляемый в виде соотношения собственных источников средств и итога баланса. Он отражает независимость предприятия от заемных источников средств, а следовательно, и повышение значения этого коэффициента должны осуществляться преимущественно за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов характеризует скорость движения оборотных средств.

Коэффициент маневренности, определяемый как отношение собственных оборотных средств ко всей сумме собственных источников средств. При этом собственные оборотные средства могут быть определены по данным аналитического баланса двумя способами, дающими один и тот же результат:

по активу – как разность между суммой всех оборотных средств и краткосрочной задолженностью;

по пассиву – как разность между суммой всех собственных источников средств, увеличенной на величину заемных источников (среднесрочных и долгосрочных ссуд), предназначенных на капитальные вложения, и итогом долгосрочных вложений, отраженных в активе баланса. Этот коэффициент показывает, какая часть собственных источников средств находится в хозяйственном обороте, т.е. вложена в наиболее мобильные активы.

Коэффициент чистой выручки представляет собой частное от деления чистой прибыли и начисленной в течение года амортизации на выгрузку от реализации продукции, работ и услуг. Он характеризует долю остаточной денежной наличности в объеме продаж.

Коэффициент валютного самофинансирования, определяемый как отношение валютной выручки к сумме затрат на экспорт и импорт.

Коэффициент перелива капитала, определяемый в виде отношения внешних финансовых вложений к балансовой прибыли. Наличие и рост этого коэффициента показывают, что предприятие имеет возможность часть своей прибыли вложить в другое предприятие, что является признаком финансовой устойчивости.

Кроме перечисленных в эту группу входят также все показатели, характеризующие платежеспособность предприятия.

В третью группу включены показатели экономической эффективности.

Рентабельность активов – отношение чистой прибыли к итогу аналитического баланса, которое показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в имущество.

Рентабельность продаж, определяемая как отношение чистой прибыли к объему реализации продукции, работ и услуг.

Рентабельность собственного капитала, исчисляемая как отношение чистой прибыли к собственным источникам средств. Характеризует степень доходности собственного (например, акционерного) капитала.

В эту группу включены также показатели отдачи, которые представляют собой отношение либо объема продаж, либо добавленной стоимости к одному из следующих показателей – итогу баланса, собственному капиталу, реальной стоимости основных средств или стоимости оборотных активов.

Все показатели эффективности исчисляются в динамике за ряд лет.

Показатели последней, четвертой группы характеризуют экономический потенциал предприятия и определяется с учетом специфики отдельных отраслей.

Внутри названных групп все показатели также отранжированы и определено весовое значение каждого из них.

Такой подход позволяет наиболее объективно оценить степень риска при оценке надежности вашего потенциального финансового партнера и финансового состояния вашего собственного предприятия..


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:32