Источники и стимулы инноваций

Ольховский В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (102), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ольховский В.В. Источники и стимулы инноваций // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 68-72.

Аннотация:
Предприниматель в силу ограниченности ресурсов или отсутствии скорого рыночного эффекта может не проявить интереса к инновационным проектам, определяющим развитие государства. Однако, выявляя источники инноваций, следует учитывать, что инновации – это комплекс, включающий тактику технико-технологического развития организации, частные экономические интересы и стратегию комплексного многоаспектного развития государства с его социально-ориентированными интересами.

Ключевые слова: предпринимательство, инновации, инновационная деятельность, стимулирование инновационной деятельности

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Предприниматель в силу ограниченности ресурсов или отсутствии скорого рыночного эффекта может не проявить интереса к инновационным проектам, определяющим развитие государства. Однако, выявляя источники инноваций, следует учитывать, что инновации – это комплекс, включающий тактику технико-технологического развития организации, частные экономические интересы и стратегию комплексного многоаспектного развития государства с его социально-ориентированными интересами.

В ракурсе мирового развития Россия, декларируя не сырьевой путь новой отечественной экономики, акцентирует внимание на ее наукоемкой доминанте, центральной частью которой является инновационная активность. Официально данное направление как стратегия экономического развития изложена в программе: «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

Востребованность инновационной деятельности и самих инноваций отразилась в следующих вопросах поставленных перед учеными: как создается инновационный продукт? Каковы механизмы управления инновационной деятельностью? Как может интенсифицироваться процесс создания инноваций, и повышена эффективность их использования? Каким принципам подчиняется и как может быть расширена функциональность инновационного изделия?

Желание дать ответы на наиболее существенные из обозначенных вопросов привели к следующим утверждениям: инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), выступают его результатом. НТП – существенный фак­тор производства новой продукции, обеспечивающий за счет совершен­ствования средств производства и технологий, на базе открытых наукой закономерностей, явлений и свойств окружающего мира, повышение производительности труда и изменение его качества. Интеллектуальная деятельность создателей инноваций не только ответ на требования НТП, это наиболее эффективный фактор создания прибавочной стоимости.

П. Друкер отмечал, что основным видом экономической активности становятся инновации. Сейчас мало к капиталу приложить «живой» труд, труд должен быть интеллектуальным – построенном на знаниях, как о предмете инновационной деятельности, так и о методах эффективного управления инновациями [1].

При управлении инновациями наиболее распространен хорошо известный из теории современного менеджмента процессный подход. Когда создание и использование инновации рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных, или нередко взаимообусловленных действий, т. е. рассматривается как процесс.

Данный процесс включает преобразование науч­ного знания в инновацию - это цепь действий, при осуществлении которых, инновация проходит типичный для любого товара путь: от идеи (товара по замыслу) до конкретного продукта (товара в реальном воплощении), технологии, услуги – другого инновационного продукта. Особую привлекательность придает инновационному процессу наличие потенциала развития. Процесс не заканчивается с внедрением новшества, то есть интеграцией в хозяйственную деятельность организации или выведением на рынок нового продукта, услуги или технологии – по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффек­тивным, приобретает ранее неизвестные потребительские свой­ства. В результате происходит открытие новых областей применения и завоевание новых рын­ков, следовательно, и новых потребителей, которые положительно восприни­мают данный продукт, технологию или услугу. Таким образом, инновационный процесс это процесс управления, направленный на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг, новизна которых создает их прибавочную стоимость.

Известно, что основа инновационного процесса — процесс создания и осво­ения новой техники (технологий). Техника — совокуп­ность вещественных факторов производства (средств и предме­тов труда), в которых материализованы новые знания и умения человека. Технология — совокупность приемов и способов изго­товления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового назначения, а инновационная деятельность — деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номен­клатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (това­ров, услуг), а также совершенствования или создания новых технологий [2].

Таким образом, нововведения или инновации, как результат интеллектуального творческого и научного труда значимы своими новыми свойствами. Так А. А. Бовин и Л. Е. Чередникова выделяют следующие два основных свойства инноваций: первое – новизна потребительской стоимости для удовлетворения сформировавшейся общественной потребности (рыночная новизна); второе – новизна научной идеи или технического решения, лежащих в основе инновации (научно-техническая новизна). При этом они отдают явный приоритет первому свойству, утверждая, что рыночные потребности инициируют научно-технические достижения. Но отмечают, что запросы рынка могут удовлетворяться товарами, не обладающими значимой научно-технической новизной, и приводят классический пример из американской экономической жизни прошлого века. В 60-х годах было выявлено, что более половины товаров востребованных национальным рынком не обладали научно-технической новизной [3].

На наш взгляд, нынешнее время переносит акцент на второе свойство инноваций – научно-техническую новизну. Благодаря этому свойству стало возможным появление и наукоемких производств и наиболее перспективных отраслей промышленности: полупроводникового приборостроения, фармацевтической, аэрокосмической и др., появился термин «высокие технологии». Так А. Л. Гапоненко отмечает, что основу эффективного управления инновационной деятельностью составляет управление знаниями и приводит в качестве примера фармацевтическую отрасль: видимый результат фармацевтики – производство лекарственных средств, сущностный же результат в производстве и использовании знаний о различных химических и биологических соединениях [1]. Он же делает вывод, что необходимость совершенствования методов управления знаниями, как основой наукоемких отраслей и генерирования инноваций привела к активному научному интересу к менеджменту знаний [4].

Сейчас инновации приобрели статус необходимых условий научно-технического прогресса и социально-экономического развития современного общества. Именно этот фактор, на наш взгляд, является основным стимулом их создания и широкого использования.

Подведем итог: источниками инноваций является интеллектуальная (основанная на знаниях), творческая деятельность людей, активизированная научно-техническим прогрессом. Стимулами – необходимость создания и использования научно-технической новизны исходящая из приоритета социально-экономических интересов государства и рыночных условий хозяйствования. Причем рыночные интересы наиболее эффективно реализуются предложением научно-технической новизны, в качестве фактора, формирующего востребованность инноваций, рыночный спрос и прибавочную стоимость.


Источники:

1. Гапоненко А. Л. Управление знаниями. – М. : ИПКгосслужбы, 2001.
2. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. Проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М. : Вузовский учебник, 2006.
3. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность в системе инновационного менеджмента : учебное пособие. – Новосибирск : НГАЭИУ, 2000.
4. Экономика основанная на знаниях : учебное пособие / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, 2006.

Страница обновлена: 20.04.2024 в 01:24:36