Нужны ли российской экономике управленческие инновации?

Макулов В.Ю., Денисенко В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (102), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Макулов В.Ю., Денисенко В.И. Нужны ли российской экономике управленческие инновации? // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 62-67.

Аннотация:
В настоящее время инвесторы уделяют инновациям больше внимания, чем слияниям и приобретениям, изменениям стиля лидерства, поиску новых возможностей сокращения затрат. Инновации увеличивают доходы компаний, ускоряют рост, являются основой для создания конкурентного преимущества, привлекают инвесторов и потребителей.

Ключевые слова: инновации, управленческие инновации

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время инвесторы уделяют инновациям больше внимания, чем слияниям и приобретениям, изменениям стиля лидерства, поиску новых возможностей сокращения затрат. Инновации увеличивают доходы компаний, ускоряют рост, являются основой для создания конкурентного преимущества, привлекают инвесторов и потребителей.

Инновационные процессы во многих компаниях протекают слишком тяжело, поскольку управленческие системы многих компаний не только не способствуют, но замедляют или даже блокируют их, а иногда полностью убивают инновации [3].

В результате определяющее значение управленческих инноваций (УИ) для повышения качества развития рыночной экономики, их наивысший стратегический приоритет во многих случаях сочетаются с неэффективностью применяемых методов менеджмента.

Российская экономика на ее современном этапе формирования и укрепления передовых рыночных институтов переживает схожие тенденции. Бум внедрения достижений управленческой науки, выработанных в ведущих мировых школах, одновременно требует понимания специфики современного состояния и тенденций развития экономики нашей страны.

В этих обстоятельствах научный анализ содержания управленческой инновации призван, в том числе, определить ее целевое назначение (проявляющееся в функциях данного явления) как один из неотъемлемых существенных признаков определения самой категории «управленческая инновация». При этом реальное, практическое значение УИ обусловливается уникальными, сложившимися на данный момент социально-экономическими условиями современной России.

Целевое назначение и определяемую им роль управленческих инноваций (как, например, и факторы процесса создания инноваций), следует разделить на макро- и микроэкономическую части.

Макроэкономическая роль УИ в целом определена экономическим потенциалом страны и уникальным сочетанием производственных, социальных, культурных и исторических факторов развития общества. Так, по мнению Р. Фатхутдинова, кризисное состояние экономики современной России было определено отсутствием государственной стратегии перехода страны на рыночные отношения, которая должна была быть разработана еще в 1991 г., и ориентацией ее развития не на активизацию инновационной деятельности, а на факторы производства и инвестиционную политику [4].

Следует оговорить и то, что УИ нельзя рассматривать в отрыве от инновационного процесса. В противном случае невозможно объяснить причины и условия возникновения, разработки, реализации управленческих инноваций, закономерности этих этапов инновационного процесса. В результате УИ может быть рассмотрена в статическом и динамическом аспектах.

Динамическая характеристика состоит именно в том, что сущность инновации проявляется в ее функциях, которые отражают назначение в экономической системе и роль в экономических отношениях.

Итак, необходимость, актуальность управленческих инноваций в рыночной экономике определяется:

– наличием проблем в сфере управления в организации;

– возможностью решения таких проблем посредством создания УИ.

Рыночные условия определяют новые подходы для создания и роли управленческих инноваций. По целевому назначению УИ, ориентированные на потребности коммерческих организаций, отличаются от инноваций в сфере управления некоммерческими, в том числе госпредприятиями. В историческом плане создание управленческих инноваций в нашей стране долгое время было невозможным, поскольку в плановой экономике они не требовались. Кроме того, еще в 1990-е гг. во многом отсутствовали предпосылки для стимулирования роста эффективности российских коммерческих организаций, были ограничены возможности обобщения и анализа отечественного и зарубежного опыта, поскольку период реформ объективно препятствовал глубокой теоретической разработке УИ.

Анализ результатов сочетания перечисленных социально-экономических обстоятельств и накопленного к настоящему времени опыта российских участников рынка позволяют сделать следующий общий вывод о причинах и показателях роли управленческих инноваций в отечественной экономике. Сущность УИ, определяющая в целом их значение и возможности для реализации, состоит в опережающем развитии организации, основанном на прогнозировании проблемных ситуаций, предварительном анализе возможностей, использовании передовых технологий, методов, идей, наработанных в нашей стране и за рубежом. Если кратко сформулировать общее правило, то оно следующее: управленческие инновации обеспечивают управление ростом организации и качеством такого роста.

Это объясняется тем, что последовательные разработка и реализация УИ позволяют осуществить перенос интересов организации из настоящего в будущее, на устойчивой возобновляемой основе стимулировать рост эффективности деятельности, рационально управлять временем как ресурсом. Это возможно лишь при условии использования интеллектуальных ресурсов организации (ее аналитического, прогностического, волевого потенциала, реализованного в соответствующих управленческих решениях).

Как отмечал П. Друкер, «предпринимателей отличает инновационный тип мышления» [5]. Определяющие природу УИ отличия от традиционного управления заключаются в следующем:

– на практике воплощается стремление уйти от реактивного управления к стратегическому менеджменту;

– текущие задачи менеджеров среднего и отчасти высшего звена формулируются как постоянный поиск УИ, применимых в деятельности конкретной организации, и создание резерва таких инновационных управленческих решений;

– удается задействовать личностный (в первую очередь, интеллектуальный) ресурс управленцев и всего персонала организации.

За счет максимальной отдачи от использования данного фактора производства обеспечивается достижение конкурентного преимущества и объективное улучшение основных показателей эффективности экономической деятельности организации. Данные результаты являются показателями успешности реализации функций (целевого назначения) управленческих инноваций.

Конкретные примеры дает непосредственно оценка динамики основных показателей деятельности организации, которая подтверждает значение УИ как эффективного средства конкурентной борьбы, создания новых потребностей клиентов, снижения себестоимости продукции, притока инвестиций, повышения имиджа организации, открытия и завоевания новых рынков.

При реализации управленческой инновации на рынке происходит обмен «деньги – УИ». Средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, приносят прибыль и покрывают расходы по созданию и реализации новых инноваций.

Генерирование управленческих инноваций значимо для коммерческих организаций как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости от несовпадения жизненных циклов реализуемых товаров, работ, услуг.

Разработка и реализация управленческих инноваций позволяют сформировать эффективную модель управления с учетом специфики деятельности организации за счет:

– собственной инновационной деятельности в области управления – распределения компетенции в рамках существующей структуры с учетом личностного потенциала руководителей и работников отдельных подразделений, а также путем организации непрерывного процесса генерирования УИ;

– внедрения прикладных и научно-теоретических рекомендаций в деятельность организации.

В итоге стратегическое значение УИ определяется завершенностью процесса переноса инноватики из производственных отношений в сферу управления. Успешность реализации такой стратегии определяет достижение более сложной, высокоорганизованной стадии инновационной деятельности организации, которая может оцениваться как прогрессирующее развитие от продуктовых инноваций к процессным и от них – к управленческим. В итоге постоянство генерирования УИ становится неотъемлемым элементом миссии организации.

Разумеется, практика реализации управленческих инноваций богаче общей теоретической схемы и дает самые разнообразные примеры [7]. Изучение и выявление закономерностей генерирования УИ позволяет создавать прогностическую картину развития инновационного процесса.


Источники:

1. Родионова Л.Н., Руднева Ю.Р. Принятие решений в инновационном менеджменте. – Уфа : УГНТИ, 2004. – С. 6.
2. Jonash R.S., Sommerlatte T. The innovation Premium: How next generation companies are achieving peak performance and profitability. – Cambridge, Massachusetts, 2000, с.XI – XII.
3. Christiansen J.A. Building the innovative organization: Management systems that encourage innovation. – New York: St. Martin’s Press, 2000, с.1.
4. Фатхутдинов Р. Национальная идея повышения конкурентоспособности России и подготовка кадров // Экономическая наука и образование. – 1999. - №1. – С. 129.
5. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры, практика и принципы. – М.: Бук Чамбер Интерн., 1992. – С. 37.
6. Авдейчик О.В., Кравченко В.И., Костюкович Г.А. Интеллектуальное обеспечение инновационной деятельности промышленных предприятий / Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: Материалы республиканской научно-практической конференции (Гродно, 19–20 октября 2005 г.). — Мн.: ГУ «БелИСА», 2005. — С. 16.
7. Пан А. Отдача от управленческих инноваций, или Зачем нужны консультанты? // Коммерсантъ. – 05.10.2006. - №186.
8. Банных О. В ожидании Менделеева // Эксперт Урал. – 29.03. 2004. ‑ №12 (169).

Страница обновлена: 27.03.2024 в 19:29:20