Взаимодействие предприятия промышленности России и его зарубежного филиала

Малько И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (102), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Малько И.А. Взаимодействие предприятия промышленности России и его зарубежного филиала // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 36-40.

Аннотация:
В настоящее время сформировались различные подходы к моделированию систем управления бизнесом корпоративных объединений в зависимости от особых характеристик того или иного отраслевого рынка, стратегии развития бизнеса компании и других параметров. Однако при этом отсутствует должное внимание к изучению такой типично российской формы интеграции, как промышленное предприятие, имеющее один или несколько филиалов в странах ближнего зарубежья.

Ключевые слова: управление предприятием, промышленные предприятия, филиал, зарубежный филиал

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время сформировались различные подходы к моделированию систем управления бизнесом корпоративных объединений в зависимости от особых характеристик того или иного отраслевого рынка, стратегии развития бизнеса компании и других параметров. Однако при этом отсутствует должное внимание к изучению такой типично российской формы интеграции, как промышленное предприятие, имеющее один или несколько филиалов в странах ближнего зарубежья.

В соответствии с общепринятой классификацией, такая компания, имеющая зарубежные филиалы, не может быть отнесена к разряду транснациональных (ТНК) или межнациональных корпораций (МНК), хотя, по сути, является международной [2].

Между тем, исследование экономического потенциала организационно-экономического механизма управления подобными компаниями представляется особенно значимым в силу следующих причин. Прежде всего, необходимо отметить постоянно возрастающую актуализацию интеграционных тенденций в российской экономике, которая не может нормально функционировать вне рамок общемирового экономического пространства.

Создание российскими предприятиями зарубежных филиалов в бывших союзных республиках, чаще всего, более предпочтительно в связи с имеющимися возможностями восстановления ранее существовавших партнерских связей и отношений. В этом смысле развитие зарубежной филиальной сети российских предприятий отражает специфику отечественного варианта транснационализации экономики на современном этапе. Наконец, необходимо особо подчеркнуть, что компании с зарубежными филиалами способны реализовать все преимущества, присущие вертикально интегрированным структурам и транснациональным корпорациям, и при этом они не имеют недостатков, характерных для вертикально интегрированного бизнеса или ТНК. Последнее обстоятельство, по мнению автора, должно быть центральным при анализе экономических преимуществ российских компаний, имеющих зарубежные филиалы.

В качестве обособленного подразделения головной российской производственной компании, удаленный филиал с зарубежным дислоцированием выполняет в принимающей стране не только функции представительства, но и является, как правило, структурной единицей либо по снабжению и закупкам, либо по сбыту готовой продукции, включая монтаж и послепродажное обслуживание. Таким образом, создавая региональные филиалы за рубежом, промышленное предприятие стремится к объединению производственных, снабженческих, торговых, сервисных, монтажных и других структурных единиц, что представляет вертикальную интеграцию по продуктовой линейке. Иногда такая вертикальная интеграция бизнес-единиц становится вынужденной, поскольку не всегда достигается эффективное взаимодействие поставщика и предприятия, несмотря на то, что в рыночных условиях компании получают возможность свободного и широкого выбора деловых партнеров.

Теоретически организационно-экономический механизм взаимодействия предприятия и зарубежного филиала может внутренне функционировать в одной из управленческих сред, характеризующихся наличием внутрифирменных связей различного характера. Выделяются среды, для которых исключительными являются:

‑ административные связи: связи административного подчинения, устанавливаемые директивно дирекцией предприятия;

‑ интрапренерские связи, устанавливаемые дирекцией и вариабельно реализуемые в рамках регламента работниками предприятия (как правило, начальниками структурных подразделений), а затем в разрешительном или уведомительном порядке санкционируемые менеджментом иерархически вышестоящих структурных подразделений. При этом интрапренерские связи совсем не исключают локального привнесения административных связей – например, в случае наступления угрожающего состояния для структурных подразделений предприятия.

В условиях внутреннего администрирования управление зарубежного филиала передает данные о производственно-хозяйственной деятельности филиала, на основании которых дирекцией предприятия разрабатываются административные директивы. Между администрацией зарубежного филиала и администрациями подразделений, расположенных на территории России существуют информационные и производственно-технологические связи. Администрация подразделения, в том числе зарубежного филиала осуществляет управленческие воздействия на основе полученных директив (рис.1).

Рис.1. Концептуальное представление схемы сопряжения управленческого взаимодействия предприятия и зарубежного филиала

Управление зарубежными филиалами в условиях интрапренерства обеспечивает возможность принятия самостоятельных решений администрацией зарубежного филиала с учетом местных особенностей. В результате возрастает эффективность управленческих решений, принимаемых не только руководством самого филиала, но и дирекцией предприятия. Кроме того, происходит повышение управленческого потенциала, как самого филиала, так и предприятия в целом.

Таким образом, зарубежный филиал, оставаясь неотъемлемой частью предприятия промышленности России, становится относительно независимой единицей хозяйствования в разработке стратегии своей производственно-хозяйственной деятельности.

Наличие зарубежного филиала позволяет компании устанавливать более выгодные партнерские отношения со смежниками, находить поставщиков на лучших условиях, с учетом знания конъюнктуры и структурных особенностей местных рынков принимающей страны. В результате растут экономические показатели, как филиала, так и компании в целом. Так, проведенное автором исследование деятельности российской производственной компании, имеющей филиал в Украине, показало, что за счет обоснованного решения по выбору смежника зарубежного филиала доходы филиала увеличились на 7%.

Таким образом, промышленные предприятия, создающие зарубежные филиалы, реализуют наиболее значимые экономические преимущества интегрированных компаний, в том числе транснациональных. При этом эффект подобной интеграции усиливается за счет отсутствия недостатков, присущих транснациональным корпорациям. В частности, речь идет о возможной потере управляемости компанией в связи с ее большими размерами и сложной структурой. В данном случае компания, имеющая зарубежный филиал, способна более гибко и эффективно строить отношения с поставщиками и клиентами. Все это свидетельствует о значительном экономическом потенциале и преимуществах создания компаниями зарубежных филиалов.


Источники:

1. Пашин С.Т. Функционирование транснациональных компаний: организационно-экономическое обеспечение. – М. : Экономика, 2006.
2. Кукура С.П. Теория корпоративного управления.- М. : Экономика, 2004.
3. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика транснациональной компании : учеб. пособие для вузов. – М. : Высшая школа, 2005.
4. Коуз Р. Фирма, рынок и право / пер. с англ. Б. Пинскера; Науч. ред. Р. Капелюшников. – М. : Дело, 1993.
5. Дмитриев О.Н., Базадзе Н.Г. Организация предпринимательской деятельности в сфере наукоемкого производства в России : учебное пособие для высшых учебных заведений. – М. : МАИ и «Издательство Гном и Д», 2000.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 22:08:54