Системно-функциональная концепция инструментария современного менеджмента

Саликов Ю.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (100), Октябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Саликов Ю.А. Системно-функциональная концепция инструментария современного менеджмента // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 10. – С. 52-56.

Аннотация:
Рыночные преобразования в отечественной экономике требуют усиления роли руководства предприятием, вызывают необходимость применения новых подходов к построению его системы управления. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует устоявшийся механизм хозяйствования, практика менеджмента базируется на эмпирических подходах и носит эклектический характер, в силу чего, как правило, является неэффективной.

Ключевые слова: менеджмент, инструменты управления, инструментарий менеджмента

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Рыночные преобразования в отечественной экономике требуют усиления роли руководства предприятием, вызывают необходимость применения новых подходов к построению его системы управления. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует устоявшийся механизм хозяйствования, практика менеджмента базируется на эмпирических подходах и носит эклектический характер, в силу чего, как правило, является неэффективной.

В нынешних условиях функционирования системы управления предприятием на ведущее место выходит задача повышения результативности управленческих функций и воздействий на объект менеджмента, а также совершенствования используемого при этом инструментария.

В то же время, как показывает анализ, на сегодняшний день практически полностью отсутствуют методологические разработки и методические рекомендации по наиболее точному и эффективному применению используемых в менеджменте инструментов. В результате большое количество существующих средств делает затруднительным их выбор, приводит к ошибкам при их выборе и использовании, требует дополнительных затрат сил и времени руководителей. В этой связи обобщение и классификация инструментов управления промышленным предприятием, а также обоснование их научного базиса в виде соответствующей концепции представляется объективно востребованной и актуальной задачей, нуждающейся в углубленном и подробном исследовании.

Анализ содержания и особенностей менеджмента промышленных предприятий свидетельствует о его выраженном системно-функциональном характере. Так, из 150 рассмотренных нами определений менеджмента, сформулированных отечественными и зарубежными авторами, функциональную направленность менеджмента отражает примерно треть, а системную - четверть всех определений. Вместе с тем, системно-функциональные особенности характерны не только менеджменту в целом, но и его основным категориям, к числу которых следует отнести управленческий инструментарий.

Системно-функциональные особенности инструментария обусловлены тем, что он предназначен для улучшения процесса воздействия на объект в рамках системы управления, а также для улучшения выполнения управленческих функций. При этом, как показывает практика, разделить используемый инструмент по двум данным направлениям нельзя.

Инструментарий издавна используется людьми в процессе их сознательной и созидательной деятельности и в общем виде представляет собой совокупность конкретных способов, средств и орудий. Однако, в отличие от других сфер деятельности (например, механики, медицины и т.д.), где в качестве инструментария используется тот или иной вещественно-материальный объект, в системе управления подобный предметный атрибут зачастую отсутствует. Это создает серьёзную трудность в изучении данной управленческой категории, т.к., по нашему мнению, в менеджменте инструмент принимает, как правило, такой же деятельностный характер, как и сама функция, для облегчения и улучшения выполнения которой он применяется.

Из анализа справочной и специальной литературы следует, что сентенция «инструмент» происходит от латинского «instrumentum», что означает орудие (средство) труда для выполнения какой-либо работы. Под инструментарием понимается совокупность инструментов, применяемых в какой-либо специальности или при конкретном, специфическом типе трудовой деятельности. Обобщая подходы к трактовке изучаемого понятия, можно сказать, что инструмент менеджмента – это подходы, способы, средства, методы, направленные на осуществление управленческих функций и воздействия на объект менеджмента с целью достижения целей организации.

Выявленные системно-функциональные особенности обусловили формирование базовой концепции по классификации управленческого инструментария. Согласно предложенной концепции, главным критерием классификации является системный признак, в соответствии с которым выделяются 4 основных группы: внешнесистемные (методологические), надсистемные (институциональные), системные (процессные) и подсистемные (операционные). Методической базой данной классификации служит системный анализ и методология функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Базовая концепция классификации инструментария менеджмента позволяет не только более точно сформировать его классификационные группы, но и определить методом экспертных оценок качественный уровень использования той или иной группы инструментов по стадиям управленческого воздействия. Предложенные рекомендации могут быть использованы линейными и функциональными руководителями промышленного предприятия в процессе планирования и осуществления управленческой деятельности, а также при разработке и реализации программ подготовки менеджеров с целью их карьерного продвижения.

Следует отметить, что в процессе работ по классификации управленческого инструментария с учетом сложившихся в менеджменте тенденций нами выявлено несколько эволюционных трансформаций, имеющих в своей основе системную природу. К числу таковых относится следующая линия развития взаимосвязанных инструментов: «деловые качества è стиль управления è роли менеджера è лидерство». Она указывает на глубокую внутреннюю взаимозависимость между представленными элементами, подчёркивает диалектический характер категории «инструментарий менеджмента», а также позволяет прогнозировать дальнейшее его развитие и более целенаправленно проводить научные исследования.

С учетом целевой направленности менеджмента важно добавить, что какими бы ни были по своему виду и содержанию управленческие воздействия и функции (и какой бы ни был при этом востребован инструментарий), приоритетную роль должен играть процесс принятия управленческих решений. Следовательно, особую значимость следует придавать именно вопросам исследования и совершенствования инструментария принятия управленческих решений, который в большей или меньшей мере будет соотноситься со всеми другими видами инструментов менеджмента.

Таким образом, результаты исследования показали, что традиционный (ординарный) подход не позволяет полностью решить проблему классификации управленческого инструментария. Более перспективным, на наш взгляд, является переход к матричному представлению, при этом в качестве базовых следует использовать системные и функциональные критерии предложенной концепции. Такой подход определяет широкий спектр возможных классификационных групп (при сохранении относительно небольшого количества критериев), а также позволяет достичь необходимый для целей практического использования уровень дифференциации и упорядочить представления о структуре управленческого инструментария.

Вместе с тем, с помощью предложенной классификации, являющейся начальным этапом исследований в данном направлении, снять данную проблему всецело и окончательно в теоретическом и методическом отношении не представляется возможным. Для этого необходимы более развитые классификационные подходы (в частности, за счёт перехода к многомерной матричной форме), что, в свою очередь, требует активного совершенствования и развития современного уровня знаний и представлений в области менеджмента промышленных предприятий.


Источники:

1. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. – М.: Финпресс, 2000. – 1056 с.
2. Герчикова В.В. Менеджмент: учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ, 2001. – 501 с.
3. Иванова И. А. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РИОР, 2004. – 96 с.
4. Коротков Э. М. Менеджмент: учебное пособие. / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 220 с.
5. Максимцов М. М. Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 343 с.
6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. Под. общ. ред. Л.И. Евенко; – М.: «Дело ЛТД», 1994. – 702 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:19:04