Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2007

Экономическая система в условиях административного реформирования муниципальных образований

Полянская Людмила Яковлевна, соискатель Дальневосточной академии государственной службы, начальник отдела экономического анализа и планирования администрации г. Благовещенска Амурской области, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 16

Аннотация:
Основой устойчивого развития общества является эффективная организация ресурсных подсистем, одна из которых – территория муниципального образования. Органы местного самоуправления находятся ближе всего к людям, имеют возможность учитывать характер и особенности местных условий социального, экономического и природного плана. Это позволяет им оперативно формировать социально-экономические системы на территории муниципального образования, адаптированные к меняющимся внешним условиям.
Цитировать публикацию:
Полянская Л.Я. Экономическая система в условиях административного реформирования муниципальных образований // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 112-116.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Основой устойчивого развития общества является эффективная организация ресурсных подсистем, одна из которых – территория муниципального образования. Органы местного самоуправления находятся ближе всего к людям, имеют возможность учитывать характер и особенности местных условий социального, экономического и природного плана. Это позволяет им оперативно формировать социально-экономические системы на территории муниципального образования, адаптированные к меняющимся внешним условиям.

Современные взгляды на природу местного самоуправления несут в себе осмысление богатейшего практического опыта и исторических традиций, они являются синтезом различных теоретических концепций и воззрений.

В настоящее время широкое распространение получили дуалистические взгляды на природу местного самоуправления, выявляющие в нем признаки государственного, общественного и хозяйствующего института. С одной стороны, в основе процесса управления лежат интересы населения, которые реализуются через местные органы власти. Именно население, самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения. С другой стороны, местное самоуправление неразрывно связано с государственным управлением. Локальные органы власти неразрывно связаны с налоговой и финансовой системой государства и скорее являются частью единого целого, чем независимыми территориальными единицами, и возможность что-либо предпринять на муниципальном уровне больше зависит от ситуации в стране, чем от специфических местных обстоятельств [2].

Двойственность природы местного самоуправления проявляется в том, что местные органы власти одновременно являются как агентами государства, так и гарантами демократии, представляя баланс народовластия и государственного управления, отражающегося на локальном уровне. Местное самоуправление есть соотнесение народовластия, управления, осуществляемое муниципальными органами власти, и государственного управления, отражающегося на местном уровне как внешнее воздействие.

Самоуправление можно определить лишь как особый вид управления, где управляемый объект и управляющий субъект соединены в одной ассоциации, или в одном коллективе. Следовательно, самоуправление – новый тип общественных отношений [2].

Функции муниципального управле­ния служат основой для формирования организационной структуры и процесса муниципального управления соответствующим территориальным образованием.

Целью деятельности экономических систем на макроуровне становится повышение благосостояния и качества жизни, улучшение здоровья населения, сохранность окружающей среды. На микроуровне – не только финансовая прибыль, но и различные социальные цели. Хозяйственная деятельность современных экономических систем нацелена на максимизацию собственной стоимости и положительные внешние эффекты, способствующие развитию других более крупных систем [1].

В условиях реформирования системы организации местного самоуправления, когда резко снизилось количество рычагов воздействия на развитие муниципальной экономики, значительно сократились источники финансирования местного бюджета, возросла зависимость от финансовой помощи субъекта РФ, особую значимость приобретают инструменты, позволяющие консолидировать общественные силы в целях развития муниципального образования.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ смещает акценты в сторону решения социальных вопросов органами местного самоуправления. Так, из 36 вопросов местного значения для городского округа, отраженных в статье 16 данного закона, только 6 из них имеют экономическое наполнение. Остальные направлены на решение задач социального характера.

Тем не менее, экономика муниципального образования является базой для решения важнейшей проблемы – достижения общественно приемлемого уровня качества жизни населения. Поэтому вопросы участия в регулировании экономического развития территории, которые не нашли прямого отражения в новом законе о принципах устройства местного самоуправления в России, продолжают оставаться важнейшими в рамках формирования экономической политики органов власти муниципального образования.

Наиболее важным, по мнению автора, инструментом воздействия на экономическую систему является предоставленная ст. 17 закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] возможность разработки и организации выполнения программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Муниципальная программа социально-экономического развития ориентирована на разработку и реализацию комплекса мер, которые должна принять местная администрация в сотрудничестве с другими представителями территории для стабилизации и развития экономики города, укрепления его налоговой базы, повышения уровня занятости населения, решения социальных вопросов.

Администрацией г. Благовещенска предпринята попытка реализации предоставленных законом возможностей по развитию экономики муниципального образования через принятие среднесрочной программы комплексного социально-экономического развития.

Первым этапом в работе над программой была разработка концепции развития г. Благовещенска, в которой определены потенциальные возможности муниципального образования и основные направления его развития.

Концепция развития Благовещенска до 2010 г. была утверждена постановлением мэра города от 30.05.2006 №1613. Она определила основные задачи, реализация которых совместными усилиями власти, бизнеса и горожан позволит Благовещенску развиваться и улучшать городскую среду.

В дополнение концепции разработана программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования Благовещенска до 2010 г. Проект программы вызвал живую реакцию среди горожан – были высказаны конструктивные замечания, предложения, которые стали основой при ее доработке. В результате она была расширена в части реализации молодежной политики, доработаны мероприятия по содействию в развитии предпринимательства, потребительского рынка, дополнен экологический раздел.

По результатам публичных слушаний проект программы был доработан и вынесен на обсуждение в Благовещенскую городскую Думу, при обсуждении которой депутаты показали огромный разброс мнений: от полного непонимания до безусловного одобрения и принятия. Однако в итоге программа комплексного социально-экономического развития города Благовещенска до 2010 года была утверждена решением собрания от 23.11.2006 № 21/148.

Программа устанавливает ориентиры экономического роста города, показывает возможности хозяйства, которые сформированы в настоящее время, определяет приоритетные направления  развития города.

Заключает программу раздел «Ожидаемые результаты реализации программы комплексного социально-экономического развития города Благовещенска до 2010 года», в котором установлены целевые параметры развития экономики и социальной сферы города.

Оценивать влияние реализации программы комплексного социально-экономического развития города на динамику и темпы экономических изменений в городе еще рано.

Важнейшим результатом на данном этапе стал интерес жителей города к возможности реального участия в управлении муниципальным образованием через участие в программе комплексного социально-экономического развития.

Таким образом, для стабильного развития территориальной экономики необходима организация активного взаимодействия всех элементов системы, которая представляет собой экономический комплекс муниципального образования. В роли организатора и координатора деятельности экономической системы может выступить местная власть, которая должна обеспечить согласование интересов власти, бизнеса и общества на территории муниципального образования.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Астапов К.Л Стратегия развития в постиндустриальной экономике. // Мировая экономика и международные отношения. – № 2.– 2006. ‑ С.57
2. Бузгалин А.В. Переходная экономика: Курс лекций по политической экономии. – М.: Таурус, 1994.
3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: Государственный университет Высшая школа экономики, 2000.
4. Доклад о развитии человека за 1999 год. – 1999. – Нью-Йорк. – По заказу ПРООН – С. 159-160.
5. Сапожников А.А. Принципы стратегического управления развитием муниципального образования // Материалы II Всероссийского научно-практического семинара. ‑ Братск, 2002.
6. Федеральный закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».