Современные технологии стимулирования развития туризма в России

Артемова А.Н., Анпилогова В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Артемова А.Н., Анпилогова В.В. Современные технологии стимулирования развития туризма в России // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 169-173.

Аннотация:
По прогнозам Всемирной туристской организации, до конца 2020 г. Россия войдет в 20 самых посещаемых стран. Упрощение туристских формальностей, значительное расширение круга потенциальных выезжающих туристов, введение политики валютного регулирования – все это вызвало оживление туриндустрии, создание тысяч организаций и десятков тысяч рабочих мест. Однако развитие этой отрасли в России в настоящее время находится лишь на начальном этапе.

Ключевые слова: туристический бизнес, туризм

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



По прогнозам Всемирной туристской организации, до конца 2020 г. Россия войдет в 20 самых посещаемых стран [1, с.4]. Упрощение туристских формальностей, значительное расширение круга потенциальных выезжающих туристов, введение политики валютного регулирования – все это вызвало оживление туриндустрии, создание тысяч организаций и десятков тысяч рабочих мест. Однако развитие этой отрасли в России в настоящее время находится лишь на начальном этапе.

По сравнению с другими странами туристская активность российских граждан остается на невысоком уровне (лишь 1% мирового потока) в связи с низкой платежеспособностью [2,с.123]. Таким образом, туристские организации работают в условиях жесткой конкурентной борьбы за клиента, которая в ряде случаев ведется с использованием недобросовестных методов. Особенно остро стоят проблемы высокого уровня конкуренции, отсутствия культуры корпоративных отношений, недостаточной проработанности законодательной базы, неразвитости инфраструктурного обеспечения индустрии туризма.

Подавляющая часть российских туристских фирм занимается, к сожалению, только выездным туризмом, и лишь немногие – въездным, причем ориентированы они в основном на Москву и Санкт-Петербург. Импорт туристских услуг неуклонно растет по сравнению с экспортом. Так, если в 1999 г. отрицательное сальдо составляло 3,3 млрд. долларов, в 2000 г. – 5,4 млрд. долларов, то в 2004 – уже 10,5 млрд. долларов [3, с.28].

Основные причины, препятствующие развитию въездного туризма в РФ, по мнению туроператоров, специализирующихся на приеме иностранных туристов, приведены в таб. 1.

Таблица 1. Основные причины, препятствующие развитию въездного туризма в РФ [3, с. 60-63]

Место в рейтинге

Причина
Оценили ситуацию как «критическая», % от опрошенных туроператоров
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Рост цен на услуги, входящие в турпакет
Недостаточность рекламы России за рубежом как туристской дестинации
Дефицит современных гостиниц туристского класса
Дефицит современных автобусов, предназначенных для групповых туристских пассажироперевозок
Дефицит информации на иностранных языках в России
Опасения стать жертвами террористических актов
Неразвитость индустрии развлечений
Криминогенная ситуация в стране
Высокая стоимость виз в Россию, сложность процедуры их оформления для иностранцев
Злоупотребление в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников милиции, таможни, пограничников
56,5
52,2
47,0
44,3
42,6
32,2
32,2
28,7
27,0
26,1

Число туристов из дальнего зарубежья, начиная с 1995 года, характеризуется стабильным среднегодовым ростом (от 7 до 16%). А общее число поездок в Россию составило в 2006 г. 2 млн. 861 тыс., в том числе из дальнего зарубежья – 2,6 млн. (или 90% от общего числа прибытий) [3,с.6].

Культурно-исторический потенциал нашей страны огромен, поэтому число туристов, прибывающих в Россию, может быть увеличено при условии развития туристской инфраструктуры и правильно организованной рекламы, включая возможности Интернет.

Определяющими условиями развития внутреннего и въездного туризма являются:

–– формирование качественного туристского продукта;

–– наличие отлаженной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на российском рынке;

–– осуществление продуманной рекламно-информационной политики как в России, так и за рубежом;

–– поддержание современного уровня сервиса, профессионально подготовленный обслуживающий персонал;

–– привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

Решению упомянутых задач может послужить реализация комплекса рекомендаций в адрес федеральных, региональных органов власти и управления в сфере туризма, а также предприятий туристско-гостиничного сервиса:

Федеральным органам власти и управления в сфере туризма:

–– проводить научную и общественную экспертизу всех законопроектов, принимаемых на федеральном уровне, исходя из социальной важности сферы туризма;

–– обновить законодательную базу в сфере туризма. Требуют законодательного решения такие проблемы, как государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма; определение компетенции субъектов РФ в сфере туризма; учет специфики местных ресурсов; координационное взаимодействие регионов как с федеральными органами, так и между собой; обеспечение прав и безопасности туристов и др.;

–– в условиях практического применения научных разработок по оценке туристско–рекламного потенциала необходимо принятие единого формуляра кадастрового паспорта регионов, построенного на основе ЗИС (земельной информационной системы) с показом структуры землепользования, экскурсионных объектов, туристской инфраструктуры и участников потенциального инвестирования;

–– разработать Федеральную программу развития туризма, основанную на новой туристической стратегии, а также план мероприятий на 2007-2012г.г. по структурированию российских туристских продуктов, их продвижению и информационному обеспечению.

Формирование подобной программы требует выделения в ней отраслевых и региональных подпрограмм. К сожалению, приходится констатировать, что применение программно-целевых методов территориального управления в России тормозится в связи с сохраняющимся отсутствием четкого разделения прав и полномочий органов управления федерального, регионального и муниципального уровней. Региональные и муниципальные программы должны опираться на финансирование из собственных бюджетов при активном привлечении инвестиций.

Важно сохранить при этом цепную соподчиненность программ, целей и механизмов реализации, что позволит проводить эффективную единую государственную социально-экономическую политику содействия развитию туристской индустрии.

Региональным органам управления сферой туризма и гостеприимства:

–– возобновить и расширить практику общественной эколого-географической экспертизы проектов социально-экономического развития регионов, используя в этих целях межведомственные общественные организации;

–– провести первоочередную инвентаризацию объектов природного и историко-культурного наследия и комплексную оценку возможностей их вовлечения в туристско-рекреационное использование;

–– считать одной из первоочередных задач развития туризма в регионах создание кадастра туристско-рекреационных ресурсов с использованием современных ГИС (гео-информационных систем) – технологий инструмента оценки, прогнозирования и планирования отрасли;

–– направить усилия региональных органов власти на расширение гостиничной базы, создание современных отельных комплексов с привлечением частных, государственных и иностранных инвестиций с целью формирования туристской инфраструктуры в регионах;

–– осуществлять мониторинг рынка туристских услуг на международном, национальном и региональном уровнях с целью корректировки развития отрасли.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим туристское обслуживание:

‑ содействовать повышению квалификации работников предприятий туристско-гостиничного сервиса через систему дополнительного образования;

‑ повысить качество туристского продукта, ориентируясь на международные стандарты и используя современные технологии;

‑ активнее использовать туристско-рекреационный потенциал регионов, способствовать развитию внутреннего туризма как приоритетного направления;

‑ содействовать развитию туристской инфраструктуры региона, создавая частные малые отели, современные гостиничные комплексы, объекты общественного питания.

Уникальность рекреационного потенциала России и географическая специфика определяют различия в развитии туристского хозяйства, что ведет к необходимости реализации эффективной государственной политики в этой сфере как на национальном, так и региональном уровнях.


Источники:

1. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: Учебное пособие/ М.А. Жукова. – 2 –е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006. – 192 с.
2. Кричмарь М.Ю. О некоторых тенденциях развития туризма в РФ// Российское предпринимательство. – 2007. ‑ №1. – С. 123-127.
3. Туризм в цифрах. 2005: Стат. сб./ ИИЦ «Статистика России»; Российский союз туриндустрии. – М.: ИИЦ «Статистика России», 2006.- 63 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 16:10:29