Инфраструктура как фактор общественного разделения труда в экономике государства

Суслова Ю.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Суслова Ю.Ю. Инфраструктура как фактор общественного разделения труда в экономике государства // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 72-76.

Аннотация:
Известно, что на современном этапе развития мирового хозяйства существенно повышается роль инфраструктуры как фактора, определяющего общественное разделение труда, а, следовательно, и роста экономики в целом.

Ключевые слова: инфраструктура, разделение труда, экономика государства

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Известно, что на современном этапе развития мирового хозяйства существенно повышается роль инфраструктуры как фактора, определяющего общественное разделение труда, а, следовательно, и роста экономики в целом.

В результате использования значительной части капитальных вложений и трудовых ресурсов инфраструктура занимает существенное место в системе всего воспроизводственного процесса. Она способствует дальнейшему углублению общественного и международного разделения труда, усилению интеграционных процессов в мировом хозяйстве, что повышает нагрузку на базовые отрасли экономики. Инфраструктура призвана обеспечивать функционирование расширяющихся отраслей производства, создавать необходимые условия для развития перспективных общественных и межгосударственных отношений.

Общественное разделение труда явилось закономерным следствием экономического развития в связи с тем, что участники хозяйства не способны в полной мере обеспечивать себя всеми имеющимися ресурсами и экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, что способствует развитию специализации и интеграции производственного процесса в целом.

Специализация определяется основными базовыми принципами абсолютного преимущества, т.е. способностью производить товар с наименьшими фактическими затратами, и относительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости, что и достигается посредством постепенного внедрения процессов интеграции производства в экономике.

Таким образом, общественное разделение труда привело к дальнейшему росту товарообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что и послужило предпосылкой развития инфраструктуры.

Одной из глобальных тенденций в современной экономике является преобладание сферы услуг над индустриальными секторами. Хозяйство постиндустриального периода представляет собой экономику индустриальных отношений, складывающихся не в процессе производства, а в процессе и сфере его обслуживания.

Сегодня общественное разделение труда находит свое выражение в существовании отдельных отраслей промышленности, характеризуемых высоким уровнем специализации. По мере развития экономики и общественного разделения труда происходит совершенствование как самой инфраструктуры, так и ее объектов. Исходя из данного положения, развитие инфраструктуры как самостоятельного элемента экономической системы можно рассматривать как результат дальнейшего углубления общественного разделения труда, которое предполагает выделение двух подсистем. Первая – производство ‑ создает продукт, а вторая ‑ инфраструктура ‑ удовлетворяет потребности всей экономики.

Развитие индустриальных секторов экономики на основе технологических процессов и связанное с ним постоянное повышение производительности труда объективно требует соответствующей инфраструктуры. В противном случае производители и потребители продукции будут вынуждены прибегать к самообслуживанию, отвлекать на вспомогательные операции существенную долю трудовых ресурсов и значительные мощности основного производства.

Мировой опыт свидетельствует о зависимости индустриальных секторов экономики от развития инфраструктуры. Если рост отраслей промышленности не сопровождается адекватным развитием инфраструктуры, то это приводит к затормаживанию всего процесса производства, ухудшению качества жизни населения. Функциональное назначение инфраструктуры заключается в удовлетворении определенной общественной потребности.

Таким образом, инфраструктура – комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие капитала в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребностям всего населения, а также – совокупность материальных, институциональных и индивидуальных видов, объектов, имеющихся в распоряжении хозяйственных единиц, обеспечивающих при целесообразном размещении ресурсов полную интеграцию и высокий уровень хозяйственной деятельности.

Различные подходы к определению понятия инфраструктуры позволяют сделать следующие выводы.

1. В качестве признаков инфраструктуры выделяют создание общих условий для производства продукции, обеспечивающих его продолжение в сфере обращения. При этом учитывается, что состав отраслей инфраструктуры характеризуется определенной гибкостью, зависит от уровня территориального образования, специфических особенностей регионов.

2. Необходимо отличать понятие инфраструктуры как совокупности отраслей, обслуживающих основное производство и сфер приложения общественного труда, от понятия материально-технической базы, как совокупности объектов, входящих в эти отрасли.

3. Различие понятий «инфраструктура» и «сфера услуг». Первое понятие охватывает сферы, создающие условия, необходимые для производства и продвижения продукции до конечного потребления, а второе – сферы, обеспечивающей обслуживание производства и потребления.

Инфраструктуру, как комплекс обслуживающих отраслей, целесообразно рассматривать с точки зрения макроэкономической модели развития всего народнохозяйственного комплекса. В этом случае понятие инфраструктуры приближается к понятию сферы обслуживания.

Инфраструктура и сфера услуг выполняют аналогичные функции – функции обслуживания, но в составе инфраструктуры имеются элементы, не входящие в сферу услуг (автодороги, коммуникации, линии электропередач и др.). Основное же отличие инфраструктуры от сферы услуг заключается в том, что предметом сферы услуг являются все стороны деятельности отраслей, производящих услуги.

Сфера услуг, как экономическая категория, охватывает всю совокупность отношений по поводу производства и потребления услуг. В ходе исследования инфраструктуры рассматриваются только производственные отношения, возникающие по поводу обеспечения общественного производства и населения комплексом условий в форме услуг. Причем, указанные связи во многом обусловлены территориальной близостью производителей и потребителей услуг, за исключением транспорта и связи, призванных для преодоления территориальной разобщенности.

Таким образом, инфраструктура характеризуется используемыми ресурсами – материальными и трудовыми, а сфера услуг – количественными и качественными показателями деятельности. Сопоставляя эти сектора, необходимо учитывать, что сравниваются составные части разных элементов народнохозяйственного комплекса.

Сфера услуг является звеном отраслевой структуры, а инфраструктура – частью функциональной и территориальной структур. Это формирует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее важных проблем, совершенствования механизмов реализации и обеспечения институтов экономики соответствующей инфраструктурой.


Источники:

1. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс : учеб. пособие / под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: Финстатинформ, 1997. – 220 с.
2. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. – М.: Наука, 2001. – 310 с.
3. Гранберг А., Зайцева Ю Темпы роста в национальном экономическом пространстве // Вопросы экономики. – 2002. ‑ № 9. – С. 5.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ТАSIC, 2002. – 495 с.
5. Козельская И.Н. Инфраструктурное обеспечение функционирования рынка транзитивной экономики. – Саратов: Изд. центр СГЭА, 1997. – 236 с.
6. Колодин В. С. Инфраструктурное обеспечение региональных товарных рынков. – Иркутск: БГУЭП, 2005. – 112 с.
7. Мордовченков Н.В. Методологические основы совершенствования функционирования современной инфраструктуры (региональный аспект). – НН: ННГУ, 2002. – 319 с.
8. Мордовченков Н.В. Методология комплексного исследования инфраструктурных проблем в условиях глобализации экономики и финансов. – НН: ВГИПА, 2003. – 359 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 05:20:38