Главный фактор роста капитализации российских компаний мобильной связи в условиях насыщенного рынка

Фундобный С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Фундобный С.А. Главный фактор роста капитализации российских компаний мобильной связи в условиях насыщенного рынка // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 120-125.

Аннотация:
Критерий размера абонентской базы оператора мобильной связи долгие годы считался чуть ли не важнейшим показателем деятельности этого вида компаний, а имеющийся потенциал увеличения числа пользователей рассматривался как основа для повышения рыночной капитализации. Однако, несмотря на постоянное снижение потенциала роста абонентской базы на всех без исключения локальных рынках, большинство инвесторов продолжает проявлять значительный интерес к телекоммуникационным активам.

Ключевые слова: телекоммуникационная отрасль, капитализация, мобильная связь, абонентская база

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Критерий размера абонентской базы оператора мобильной связи долгие годы считался чуть ли не важнейшим показателем деятельности этого вида компаний, а имеющийся потенциал увеличения числа пользователей рассматривался как основа для повышения рыночной капитализации. Однако, несмотря на постоянное снижение потенциала роста абонентской базы на всех без исключения локальных рынках, большинство инвесторов продолжает проявлять значительный интерес к телекоммуникационным активам.

Близкое истекание старого источника роста в лице постоянного увеличения числа новых абонентов в 2005-2006 гг. заставило большую часть сотовых компаний по всему миру пересмотреть приоритеты в области своего развития и во многих случаях отказаться от «гонки за абонентом». У ряда операторов смена приоритетов охарактеризовалась не только разработкой новой стратегии, которая выразилась в уделении большего внимания работе с существующей абонентской базой, чем на привлечении новых абонентов, но и частичной или полной сменой топ-менеджмента.

За последние два года указанные процессы произошли в таких крупных компаниях, как британская Vodafone, французская Orange (France Telecom) и немецкая T-Mobile (Deutsche Telekom). Исключением не стал и российский сотовый сектор, где весной 2006 г. была заменена практически вся управленческая команда оператора МТС.

Несмотря на то, что значительное число телекоммуникационных компаний, работающих на слаборазвитых азиатских и африканских рынках, все еще может позволить себе работать в рамках старой парадигмы и наслаждаться взрывным ростом абонентской базы, вопрос смены приоритетов развития пока является для них вопросом времени, который, однако, станет актуальным в течение ближайших 5 лет.

Одним из основных направлений новой парадигмы стала ориентация компании, в первую очередь, на финансовый результат, наиболее общим показателем которого можно считать выручку, а не на численность абонентской базы, как это было ранее. Одним из следствий отказа от «гонки за абонентом» стало молчаливое согласие большинства игроков на развитых сотовых рынках от такого инструмента конкурентной борьбы как ценовые войны и перехода к неценовым методам конкуренции.

Выручку сотовой компании в периоде (t) можно представить как произведение средней численности абонентской базы в периоде (t) и среднего дохода на 1 абонента (ARPU [1]) в периоде (t). Коль скоро потенциал роста численности абонентской базы на развитых рынках сотовой связи практически исчерпан, основным фактором повышения выручки операторов сотовой связи становится именно ARPU, связывающий операционный показатель размера абонентской базы с финансовым показателем выручки.

Среди российских специалистов бытует мнение, что основным фактором динамики ARPU является динамика уровня проникновения мобильной связи, что дает основания из стабилизации численности абонентской базы делать вывод об устойчивости размера ARPU в среднесрочном и долгосрочном периоде. Очевидно, что это мнение навеяно российской практикой, в которой рост уровня проникновения сотовой связи с 12% до 103% в 2002-2006 гг. сопровождался снижением среднего дохода на 1 абонента примерно в 3-3,5 раза. При этом обычно обходится вниманием тот факт, что отечественный опыт развития рынка телекоммуникаций во многом уникален, т.к. Россия стала единственной страной с населением более 100 млн. человек, оказавшаяся в состоянии всего за 4 года пройти путь от слаборазвитого до насыщенного рынка мобильной связи.

Для проверки или опровержения этой гипотезы автором был проведен статистический анализ трех показателей:

‑ размера среднего дохода на 1 абонента;

‑ ВВП на душу населения [6];

‑ уровня проникновения мобильной связи для 28 крупнейших публичных операторов за 2003-2006 гг. [7]

Изучение статистической зависимости показателя ARPU от показателя среднедушевого дохода на обслуживаемых рынках в 2003-2006 гг. позволило выявить наличие достаточно сильной взаимосвязи между этими величинами. Коэффициент детерминации R2 линейной регрессии ARPU от ВВП на душу населения составил 68% в 2003 г, 73% ‑ в 2004 г., 67% ‑ в 2005 г. и 75% ‑ в 2006 г. При этом регрессионная зависимость показателя среднего дохода на одного абонента от уровня проникновения сотовой связи на обслуживаемых компаниями рынках неожиданно оказалась достаточно слабой.

Коэффициент детерминации линейной регрессии R2 ARPU от уровня проникновения сотовой связи составил 17% в 2003 г., 17% ‑ в 2004 г., 22% ‑ в 2005 г. и 15% ‑ в 2006 г. Соответственно, фактором, определяющим размер ARPU мобильного оператора, следует считать величину ВВП на душу населения на обслуживаемом компанией рынке, а вовсе не уровень проникновения сотовой связи.

По данным Всемирного банка, средний за последние 5 лет темп увеличения ВВП на душу населения в России в долларовом выражении составил более 9% против 4,3% в среднем по всему миру, что является одним из самых высоких показателей. Поэтому, даже если исходить из ожидаемого многими инвестиционными банками замедления темпов роста мировой экономики в среднесрочной перспективе до 3-3,5%, темп экономического роста в России вряд ли опустится ниже 5%. Помимо общего экономического роста на величину ВВП на душу населения в долларовом выражении позитивное влияние будут оказывать процессы естественной убыли населения и укрепления национальной валюты.

Таким образом, гипотезу о стабилизации размеров ARPU российских сотовых операторов вряд ли можно считать верной. Против этой версии говорит и тот факт, что по мере роста благосостояния люди все менее склонны следить за своими расходами на связь и все более готовы нести дополнительные расходы на получение дополнительных сервисов. Кроме того, рост благосостояния в масштабах всей национальной экономики обычно приводит к интенсификации процессов обмена информацией.

Поэтому более логично ожидать роста показателя среднего дохода на абонента у отечественных мобильных операторов, вызванного достаточно быстрым развитием российской экономики. На основе регрессионной зависимости ARPU сотовых компаний от величины ВПП на душу населения и уровня проникновения сотовой связи был построен прогноз среднего дохода на 1 абонента «Большой тройки», согласно которому ARPU МТС к 2010 г. может достигнуть $12, ARPU «ВымпелКома» - $12,9, ARPU «МегаФона» - $16,6, что существенно выше консервативных прогнозов самих операторов. В пересчете на финансовый показатель выручки указанный рост среднего дохода на абонента для российских сотовых компаний будет означать сохранение годовых темпов роста на уровне свыше 10% как минимум до 2010 г.

На первый взгляд, прогнозируемый рост ARPU российских сотовых компаний может показаться маловероятным, т.к. конкуренция на отечественном рынке мобильной связи по-прежнему очень высока. Однако анализ результатов работы операторов, работающих в условиях насыщения локальных рынков, в частности – южнокорейских SK Telecom и KT Freetel, тайваньских Taiwan Mobile и Far East One, бельгийского Mobistar, показывает, что после стабилизации размера абонентской базы даже в условиях жесткой конкуренции начинается процесс постепенного роста среднего дохода на 1 абонента.

Для потребителей услуг мобильной связи смещение акцентов в развитии сотовых компаний означает только одно – период ценовых войн и быстрого снижения тарифов уже в прошлом. В будущем же расходы на телекоммуникационные услуги будут только повышаться, хотя расчетная стоимость одной минуты при этом, скорее всего, значительно увеличиваться не будет.

[1] Average Revenue Per Unit


Источники:

1. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление – М.: Олимп-Бизнес, 2002.
2. Синявский Н.Г. Оценка бизнеса: гипотезы, инструментарий, практические решения в различных областях деятельности – М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Фишмен Дж. и др. Руководство по оценке бизнеса. – М.: Квинто-Консалтинг, 2000.
4. Доугерти К. Введение в эконометрику. – М.: Инфра-М, 1999.
5. Сайт информационного агентства Bloomberg: http://www.bloomberg.com
6. Сайт Всемирного банка: http://www.worldbank.org
7. Сайт Международного союза электросвязи: http://www.itu.org

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:23:33