Анализ факторов инвестиционной политики государства

Сафронов А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сафронов А.А. Анализ факторов инвестиционной политики государства // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 62-66.

Аннотация:
Одной из наиболее обсуждаемых тем в последнее время является комплекс мер, проводимых и направленных на количественное увеличение объема иностранных инвестиций. В связи с этим возникает интерес к некоторым из ключевых аспектов инвестиционного климата с точки зрения эффективности привлекаемых инвестиций и их последующего использования.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, государственная инвестиционная политика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одной из наиболее обсуждаемых тем в последнее время является комплекс мер, проводимых и направленных на количественное увеличение объема иностранных инвестиций. В связи с этим возникает интерес к некоторым из ключевых аспектов инвестиционного климата с точки зрения эффективности привлекаемых инвестиций и их последующего использования.

Государственная политика в области организации, стимулирования и ограничения инвестиций определяет масштаб эффекта, получаемого от иностранных инвестиций. Очевидно, что взвешенная и продуманная политика будет привлекать эффективных для принимающей страны инвесторов. Объём привлеченных прямых иностранных инвестиций (ПИИ), их качество и эффек­тивность во многом определяются инвестиционным климатом. От него зависит то, какие капиталы при­дут в страну (стратегические, спекулятивные), на­сколько гармонично иностранные средства «впишут­ся» в структуру экономики, как эффективно смогут государство, регионы и предприятия использовать выгоды иностран­ного инвестирования, и, наконец, каков будет результат осуществляемых проектов. В нашей стране за последнее время можно наблюдать диспропорцию притока инвестиций, в структуре которого наблюдается в основном временный, спекулятивный капитал.

Если говорить о существующей модели, сформировавшейся в России, то можно отметить, что она характеризуется неэффективностью и примитивностью. Во многом это обусловлено неблагоприятным инвестиционным климатом. В настоящее время, несмотря на пессимистические рассуждения в отечественных публикациях об ухудшении условий хозяйствования (например, по мнению Е. Ясина, «сегодня для иностранных инвесторов в России действительно, возможно, более благоприятная обстановка, но для российских она ухудшилось» [1]), в рейтингах всех международных агентств Россия поднялась до стабильного инвестиционного уровня.

При привлечении иностранных инвестиций ос­новной целью стран с переходной экономикой яв­ляется, как правило, увеличение объема их притока, тогда как качественные характеристики отодви­гаются на второй план. В результате привлеченные ПИИ не являются эффективными для страны-реци­пиента. Очевидно, что наиболее действенная ин­вестиционная политика заключается в направлении ограниченных средств в области, которые верно выбраны. Следствием такой политики, согласно те­ории Кейнса, станет мультипликативный эффект в остальной части экономики.

В настоящее время ни объем, ни структура, ни использование иностранного капитала не удовле­творяют критериям эффективности для страны-реци­пиента. Для рассмотрения были выбраны некоторые факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат.

Государственная политика в области ПИИ. В последнее время наряду с некоторым сокра­щением мирового потока ПИИ наблюдается воз­растание конкуренции в этой области среди разви­вающихся стран и стран с переходной экономикой. Все большее количество государств разрабатывает бо­лее сфокусированную и определенную стратегию. Более того, привлечение ПИИ стало одним из важ­нейших компонентов общего плана развития стран. Основная цель проводимой государством полити­ки в области ПИИ — привлечение необходимого объема инвестиций желаемого качества, а также стремление к более полному использованию всех выгод и эффекта от них.

Стимулирование и ограничение. Помимо законодательных актов, являющихся элементами общего инвестиционного климата в стране, используются специальные меры, запреща­ющие, ограничивающие или стимулирующие ино­странные инвестиции. Такие меры представляют со­бой элементы активной политики в отношении ПИИ, которая должна быть, с одной стороны, достаточно гибкой в соответствии с изменениями в приорите­тах и в эффективности их использования, с другой стороны, отличаться стабильностью.

Организации, привлекающие инвестиции, и эффективность их деятельности. Для эффективного привлечения качественных ин­вестиций необходима постоянная координация дея­тельности иностранных инвесторов. Но этого недо­статочно для достижения и поддержания необходимого уровня присутствия зарубежного капитала в национальной экономике. Для этих целей создаются особые организации, чья деятельность заключается в том, что в раз­личных государствах, которые имеют стратегическое зна­чение для принимающей страны, размещаются спе­циальные органы (агентства, бюро). Общее направление деятельности задается головным орга­ном, находящимся в принимающей стране. Таким образом, создается сеть учреж­дений, основная задача которых — поиск и привле­чение стратегически важных инвесторов.

Способ вхождения инвестора на рынок. Еще одним важным вопросом, связанным с эф­фективностью и с детерминантами, является способ вхождения на рынок. Существует два основных спо­соба: «с нуля», т.е. создание новых производствен­ных мощностей, и посредством слияния и поглоще­ния (СиП). Значение способа вхождения с точки зрения эф­фективности обусловливается тем, что эффект от каж­дого из них различен. Они неодинаково воздейству­ют на рост занятости и характеризуются различной степенью реинвестиционной активности.

Исходя из оценки и анализа приведенных аспектов, можно сделать некоторые выводы:

‑ государственная политика в России в настоя­щее время не ориентирована на привлечение именно эф­фективных инвестиций. Основной задачей продол­жает оставаться количественный рост притока ПИИ;

‑ в стране практически не используются стимули­рующие и ограничивающие инструменты регулирова­ния притока иностранных инвестиций. Для приходящих инвесторов продолжает оставаться важным личное содействие представителей государственных структур;

‑ в стране отсутствуют институты поиска инвесторов и создания адекватного имиджа Рос­сии, несмотря на предпринятую попытку в конце 2006 г. формирования комплексной программы по улучшению инвестиционного имиджа России, о результатах которой рассуждать ещё не приходится. Активность Консультативного совета по ино­странным инвестициям делает ситуацию парадоксальной, когда в продвижении страны как объекта инвестиций заинтересованы сами иностранные инвесторы, работающие в России;

‑ следствием вышеперечисленных упущений яв­ляется отсутствие регулирования способов вхождения для достижения наибольшей эффективности в отдельных отраслях и регионах России.

В целом можно констатировать, что инвестиционный климат в рассмотренных аспектах не являет­ся благоприятным для привлечения именно эффективных инвестиций. Для дальнейшего качественного увеличения объема прямых иностранных инвестиций необходимо сконцентрироваться на поиске на стимулировании прихода иностранных предпринимателей из сфер малого и среднего бизнеса. Именно последние будут повышать конкурен­цию, не вытесняя национальных производителей, не будут представлять серьезной угрозы для инвести­ционной и экономической безопасности России.

[1] http://www.ivr.ru


Источники:

1. Григорьев Л. Трансформация без иностранного капитала: 10 лет спустя // Вопросы экономики. – 2001. ‑ № 6.
2. Лейнеко В.Л. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: состояние и развитие процесса // Финансы. ‑ 2000. ‑ № 12.
3. Зименков Р.И. Прямые инвестиции США в экономику России // США — Канада: экономика, политика, культура. ‑ 1999. ‑ №2.
4. Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции // Мировая экономика и международные отношения. ‑ 2002. ‑ № 1.
5. Назаров В. Экономическая роль иностранных инвестиций // Экономист. ‑ 2001. ‑ № 11.
6. Орешкин В. А Внешнеэкономический комплекс России — проблемы и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. ‑ 2001. ‑ № 5.
7. Фишер П. Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов//Вопросы экономики. ‑ 2002. ‑ № 2.
8. Шохина Е Инвесторам некомфортно в России // Эксперт. ‑ 2005. ‑ № 4.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 10:07:49