Будущее экономики Армении в руках российских инвесторов

Карапетян А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Карапетян А.А. Будущее экономики Армении в руках российских инвесторов // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 67-71.

Аннотация:
По оценке Ассоциации американских адвокатов, среди стран, характеризующихся экономикой переходного периода, экономическая среда Армении является самой либеральной и привлекательной для иностранных инвестиций. В течение последних 10 лет Армения обеспечила последовательный рост основных экономических показателей и, более того, правительство четко представляет стратегию экономического развития страны на следующие десятилетия.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, Республика Армения, стратегия экономического развития, переходная экономика, российские инвестиции

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



По оценке Ассоциации американских адвокатов, среди стран, характеризующихся экономикой переходного периода, экономическая среда Армении является самой либеральной и привлекательной для иностранных инвестиций. В течение последних 10 лет Армения обеспечила последовательный рост основных экономических показателей и, более того, правительство четко представляет стратегию экономического развития страны на следующие десятилетия.

Начиная с 1995 года, The Wall Street Journal и фонд Heritage совместно проводят ежегодные исследования показателей, которые имеют наиболее прямое влияние на экономическую свободу стран [1].

На основании таких факторов, как торговые отношения, налоговое бремя, степень вмешательства государства в экономику страны, денежная политика, проводимая государством, теневой рынок, инвестиции и финансы, Армения представляется как «в большинстве свободная», со стабильным притоком капитала, в том числе иностранного.

При этом значительную роль играет равное государственное отношение к иностранным инвесторам, которым предоставляются те же права на открытие бизнеса, что гражданам и предприятиям Республики Армении (РА) в большинстве отраслей экономики.

Из числа предприятий с иностранным капиталом 587 (22,6%) представляют компании с российским участием в капитале, суммарная величина которого в 2005 г. составляла 101,2 млн. драмов [2] или 19,7% от общего стоимостного объема [3]. Значительна доля и предприятий с участием инвесторов из США: 344 организации, 11,4 млн. драмов в капитале. В целом, достаточно определенной в последние годы стала в Армении тенденция роста числа и масштабов деятельности российских инвесторов, что заслуживает, безусловно, положительной оценки.

В экономике Армении особую нишу занимает ряд системообразующих предприятий, находящихся под контролем российского капитала, часть которых была передана в 2003 г. в рамках армяно-российского соглашения, под условным названием «Активы за долги» [4]. В их числе такие предприятия, производящие электроэнергию, как Ереванский и Севанский каскады, а также Разданская ТЭЦ.

В сентябре 2003 г. в доверительное управление компании «Интер РАО ЕЭС» была на 5 лет передана Армянская атомная электростанция. При этом следует отметить, что страны Западной Европы требуют закрытия Армянской АЭС, а США включили вопрос о ликвидации ядерного реактора АЭС в план борьбы с распространением оружия массового поражения. Армянское руководство справедливо полагает, что АЭС может быть закрыта только после создания в Республике Армения мощной альтернативной энергетики.

Приватизация энергетических распределительных сетей является одним из ключевых элементов стратегии экономического развития Армении, конечной целью которой правительство республики ставит достижение благоприятных условий для более крупных иностранных инвестиций в страну, и ускорение темпов роста экономики.

В рамках вышеупомянутого соглашения, в счет списания части государственного долга Армении, России были переданы и 100%-е пакеты акций четырех ЗАО:

‑ Ереванский научно-исследовательский институт математических машин;

‑ «Марс»;

‑ Ереванский научно-исследовательский институт автоматизированных систем управления;

‑ Научно-исследовательское и производственное предприятие материаловедения. Стоимость передаваемого имущества была при этом определена в размере 93,76 млн. долл. США [5].

Приход в Республику Армения российского капитала резко оживил строительную деятельность. Достаточно отметить, что именно благодаря ему стало возможным наконец начать прокладку Северного проспекта в Ереване, задуманного еще в 30-ые годы XX столетия. Иными словами, специфика здесь состоит в том, что российские инвесторы, убедившись в перспективах экономического развития Армении, решились вложить свои средства и в недвижимость.

За российскими промышленными предприятиями в Армению приходят российские финансово-кредитные компании. По мнению А.Костина, президента-председателя ВТБ, банковский сектор в Армении характеризуется относительно либеральным законодательством и обладает значительным потенциалом. ВТБ в марте 2004 г. приобрел контрольный пакет акций (70%) одного из ведущих банков Армении – Армсбербанка. Эксперты связывают эту сделку с подписанием уже упоминавшегося армяно-российского межгосударственного соглашения, в результате чего Россия приобрела ряд крупных энергетических предприятий Армении. Логично, что обслуживать их внешнеторговые расчеты будет банк, подконтрольный ВТБ.

В инвестиционном сотрудничестве рассматриваемых стран характерна существенная роль крупного российского бизнеса, что связано со стремлением укрепить стратегические позиции России в данном регионе. Действительно, именно Армения в настоящее время является главным стратегическим партнером России в Закавказье. Однако проблемой остается активизация инвестиционной деятельности в РА среднего и малого российского бизнеса.

Между Российской Федерацией и Республикой Армения действует более 160 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, в той или иной степени регулирующих взаимные торгово-экономические и инвестиционные отношения. При этом работа по совершенствованию договорно-правовой базы продолжается. Идет согласование проектов двусторонних документов, имеющих большое значение для обоих государств, в частности, соглашения о взаимной защите инвестиций, свободной торговле.

Анализ проблем создания и функционирования предприятий с российским капиталом в аспекте торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества двух стран будет неполным без анализа сотрудничества России и Армении на региональном уровне. Режим межрегиональной торговли определяется соглашением о принципах сотрудничества между администрациями субъектов Российской Федерации и областей Республики Армения от 15 сентября 2001 г., регулирующим порядок заключения и содержание региональных соглашений.

Инвестиционное сотрудничество должно получить свое дальнейшее развитие в связи с совместной реализацией долгосрочных газовых проектов. Российская сторона заинтересована в участии РАО «Газпром» и СП ЗАО «АрмРосгазпром» в строительстве газопровода Иран – Армения. По оценкам, предполагаемая стоимость указанного проекта должна составить до 124 млн. долл., а проектная мощность – 1 млрд. куб. м. в год. При этом протяженность трубопровода составит 141 км, из которых 100 км пройдет по территории Ирана, а 41 км ‑ Армении. По завершении реализации этого проекта Армения сможет получать ежегодно 1,5 млн. куб. м. газа.

Дальнейшее развитие взаимного инвестиционного сотрудничества рассматриваемых стран, которое должно приобретать все более разносторонний, системный и долгосрочный характер, станет мощным фактором выхода Армении из экономического кризиса и социально-экономического развития республики. Одновременно, как подчеркивают и некоторые российские исследователи, реализует не только свои корпоративные цели, но и геополитические цели России [6].

[1] http://cf.heritage.org/index/indexoffreedom.cfm

[2] 1 дол США=450драмов

[3] По данным статистической службы Республики Армения. http://www.mfe.am. 2005 г.

[4] Речь идет о погашении государственного долга Республики Армения в размере 114 млн. долл. за счет пакетов акций армянских предприятий военно-промышленного комплекса, электронной и химической промышленности, горно-обогатительных комбинатов, а также предприятий энергетического комплекса республики.

[5] Информация Управления зарубежной собственности Минимущества России об основных итогах работы за 2002 г.

[6] Кузнецов А. Два вектора экспансии российских ТНК – Евросоюз и СНГ // Мировая экономика и международные отношения. 2006, № 2, с. 101.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 03:57:06