Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2007

Формирование системы выравнивания ресурсного обеспечения развития территориальных социально-экономических систем

Почечуева Елена Юрьевна, соискатель степени канд. экон. наук, Орловский государственный технический университет, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 19

Аннотация:
Существенные различия состояния российских муниципальных образований обусловили необходимость исследования их как сложной территориальной социально-экономической системы, характеризующейся определенной совокупностью структурных элементов и связей между ними. Данная система, вступая во взаимодействие с внешней средой, образует с ней единое экономическое пространство и распределяет ограниченные ресурсы в соответствии с иерархией целей и задач своего функционирования.
Цитировать публикацию:
Почечуева Е.Ю. Формирование системы выравнивания ресурсного обеспечения развития территориальных социально-экономических систем // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 95-99.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Существенные различия состояния российских муниципальных образований обусловили необходимость исследования их как сложной территориальной социально-экономической системы, характеризующейся определенной совокупностью структурных элементов и связей между ними. Данная система, вступая во взаимодействие с внешней средой, образует с ней единое экономическое пространство и распределяет ограниченные ресурсы в соответствии с иерархией целей и задач своего функционирования.

Наиболее важной объективной характеристикой территориальной системы является ее целенаправленность, основная цель которой заключается в наиболее полном удовлетворении индивидуальных и общественных потребностей населения в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами морали.

Для исследования функциональной структуры территориальных образований целесообразно использовать подход, в соответствии с которым сущность муниципального образования как сложной социально-экономической системы раскрывается через совокупность, структуру и задачи его подсистем: экономической; социальной; бюджетной; кадровой; экологической; правовой; управленческо-информационной [5].

Значительная, имеющая тенденцию к углублению, дифференциация муниципальных образований по уровню социально-экономического развития, обуславливает объективную необходимость в регулировании процессов муниципального развития со стороны субфедеральных органов власти. В то же время, в процессе регулирования муниципального развития возникает проблема перераспределения, сформулированная в рамках классической экономической теории – дилемма социальной справедливости и экономической эффективности, которая в данном приложении имеет вид обратной зависимости между объемом перераспределяемых между территориями ресурсов и стимулами муниципальных властей к наращиванию собственных доходов [2].

В этой связи ключевой задачей, которую должна решать система регулирования территориального развития, является достижение оптимума между равномерностью развития территорий и экономической эффективностью использования перераспределяемых средств. Необходимо выделить следующие требования к системе ресурсного обеспечения развития хозяйственного комплекса:

‑ необходимость обеспечения прав всех граждан на пользование стандартным набором услуг, гарантированных на соответствующей территории;

‑ направленность на создание в долгосрочной перспективе условий для выхода территории, являющейся реципиентом в ресурсном перераспределении, на уровень самообеспечения;

‑ создание условий для реализации единой социально-экономической политики реализуемой федеральным центром;

‑ функциональная полнота, т.е. система должна обеспечивать четкое разграничение по уровням субъекта территориального менеджмента его процессных функций – администрирования, регулирования и финансирования.

На основании этого целесообразной является следующая структура системы ресурсного обеспечения управления территориальным развитием в субъекте РФ (рис. 1).

При этом предлагается распределение процессных функций по уровням её управляющей подсистемы (таб. 1).

Таблица 1. Распределение процессных функций по уровням субъекта регионального менеджмента

Направления распределения ресурсов

Процессные функции

Администрирование

(объект воздействия)

Регулирование

(субъект воздействия)

Финансирование

(источники)

Выравнивающее

муниципалитет

муниципалитет

субъект РФ

Стимулирующее

муниципалитет

муниципалитет

субъект РФ

Инвестиционное

муниципалитет

субъект РФ

субъект РФ

Регулятивное

муниципалитет

субъект РФ

субъект РФ

Администрирование представляет собой непрерывный целенаправленный процесс, включающий совокупность взаимосвязанных функций, процедур, операций и методов, направленных на оказание мотивирующих воздействий на муниципалитеты.

Регулирование рассматривается как деятельность органов власти по нивелированию вертикальных и горизонтальных дисбалансов местных бюджетов с помощью соответствующего набора инструментов.

В рамках «выравнивающего» направления происходит перераспределение финансовых ресурсов из бюджета субъекта РФ в целях обеспечения единого стандарта доступа к бюджетным услугам на всей территории региона. Институциональное закрепление данного направления осуществляется в виде создаваемого в региональном бюджете регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов. Последний создается за счет средств субъекта РФ, его объем, а также распределение дотаций из фонда между муниципальными районами утверждаются региональным законодательством.

Для определения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов в будущем году целесообразно использовать подход факторного прогнозирования. Он предполагает выделение факторов, детерминирующих траекторию развития исследуемого объекта на основе корреляционного анализа, выявление зависимости динамики объекта и детерминирующих факторов с построением регрессионного уравнения, получения прогнозного значения интересующей величины на основе прогнозных значений детерминирующих факторов.

Суммарные бюджетные расходы муниципальных районов рассчитываются как сумма нормативных затрат по следующим разделам и подразделам бюджетной классификации (за исключением расходов на выполнение государственных полномочий и полномочий поселений): общегосударственные вопросы, национальная экономика, ЖКХ, образование, культура, кинематография и СМИ, здравоохранение и спорт, социальная политика. После определения номинального объема расходов бюджета, учитываемых при соотнесении уровней бюджетной обеспеченности, проводится их корректировка.

В рамках второго направления – стимулирующего выравнивания – ключевой задачей является мотивация местных органов власти к наращиванию налогового потенциала на собственной территории и формированию, таким образом, условий для будущего наращивания уровня бюджетной обеспеченности. В качестве институционального закрепления данной формы выравнивания может выступить создаваемый в структуре бюджета субъекта РФ фонд стимулирования бюджетных капиталовложений, за счет которого предполагается софинансирование капиталовложений госучреждений и муниципальных предприятий.

В рамках третьего направления – инвестиционного – необходим расчет средств, подлежащих перечислению муниципальному образованию из создаваемого в бюджете для этих целей Фонда региональных инвестиций. Из его средств предполагается выделение субсидий на инвестиционные цели местным хозяйствующим субъектам.

Целью четвертого – регулятивного – направления ресурсного обеспечения является расчет влияния размера финансовой помощи на объем и состав бюджетных услуг, предоставляемых населению на территории муниципальных образований. Институциональной формой его закрепления могут стать региональные Фонд софинансирования социальных расходов и Фонд компенсаций. Порядок формирования и расходования средств данных фондов, применяемый в настоящее время на федеральном уровне, представляется адекватным стоящим перед ними целям и может быть воспроизведен на уровне субъектов РФ.

Предложенная система прогнозирования и выравнивания ресурсного обеспечения развития локального хозяйственного комплекса позволяет решить проблему противоречия эффективности работы органов местного самоуправления и создать благоприятные условия для обеспечения расширенного воспроизводства в регионе.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Антикризисное управление в муниципальном образовании. Учебно-методическое пособие. - М.: РИЦ "Муниципальная власть", 2000.- 310 с.
2. Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. - 240 с.
3. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. Иванова В.В., Коробовой А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 392 с.
4. Парахина В.Н., Феодосиади Е.А. Особенности антикризисного управления муниципальными образованиями. Монография. – Георгиевск, 2003. - 198 с.
5. Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. - М.: Новый век, 2002. – 364 с.